Российская Федерация обеспечила исполнение гарантии Международной федерации футбольных ассоциаций по предоставлению следующих 12 стадионов для проведения матчей чемпионата мира по футболу, соответствующих требованиям Международной федерации футбольных ассоциаций:
стадион "Лужники" (реконструкция стадиона осуществлялась Правительством Москвы);
стадион "Казань Арена" (оснащение стадиона травяным покрытием футбольного поля с инженерными системами осуществлялось Кабинетом Министров Республики Татарстан);
стадион "Санкт-Петербург" (строительство стадиона осуществлялось Правительством Санкт-Петербурга);
стадион "Фишт" (реконструкция стадиона осуществлялась администрацией Краснодарского края).
Указанные стадионы находятся в собственности субъектов Российской Федерации.
Стадион "Спартак" в г. Москве (строительство осуществлено обществом с ограниченной ответственностью "Стадион Спартак" за счет внебюджетных источников). Стадион находится в частной собственности.
На стадионах определены модели управления стадионами, источники финансирования расходов на эксплуатацию и содержание, предусмотрены финансовые средства из внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации, сформированы управляющие компании.
Государственным заказчиком строительства и реконструкции стадионов в гг. Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске является Министерство спорта Российской Федерации, застройщиком - федеральное государственное унитарное предприятие "Спорт-Инжиниринг" (указанные стадионы находятся в собственности Российской Федерации).
В целях эффективного использования предусмотрена передача 7 стадионов в 2019 году из собственности Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации (передача стадионов в гг. Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске из собственности Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации предусматривается после полного формирования их балансовой стоимости и принятия соответствующего нормативного правового акта).
Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо выполнить комплекс организационных и технических мероприятий по определению или созданию управляющих компаний, осуществляющих эксплуатацию и управление операционной деятельностью стадионов, а также по определению направлений их многофункционального использования.
В целях обеспечения эффективного управления собственникам стадионов необходимо разработать и утвердить предусматривающие многофункциональное использование стадионов бизнес-планы их операционной деятельности, которые в обязательном порядке должны содержать целевые показатели по доходам от использования стадионов и контрольные показатели по расходам на их эксплуатацию.
Наряду с этим каждый субъект Российской Федерации, которому передается в собственность стадион, обязан определить модель управления стадионом с учетом сложившихся в международной практике следующих моделей управления:
модель "собственник-оператор" (собственник или принадлежащая собственнику управляющая компания самостоятельно обеспечивают содержание, эксплуатацию и управление операционной деятельностью стадиона. Такая модель применяется для управления такими стадионами, как "Лужники", "Спартак", "Казань Арена" и "Фишт");
модель "собственник-оператор с привлечением специализированных организаций" (собственник или принадлежащая собственнику управляющая компания привлекают специализированные организации для передачи им на аутсорсинг отдельных функций, связанных с содержанием, эксплуатацией и загрузкой стадиона (в последнем случае, как правило, с загрузкой мероприятиями, не связанными с футболом). Такая модель используется федеральным государственным унитарным предприятием "Спорт-Инжиниринг" для управления стадионами, построенными за счет средств федерального бюджета);
модель "организация-оператор", которая предусматривает передачу управления сторонней внешней компании, в том числе с использованием концессионных или иных механизмов государственно-частного партнерства (если требуется строительство и (или) реконструкция) (собственник нанимает управляющую компанию и передает ей все обязанности по содержанию, эксплуатации и управлению операционной деятельностью стадиона. Такая модель применяется для управления объектом "Стадион Санкт-Петербург", который передан обществу с ограниченной ответственностью "Зенит Арена" по договору концессии);
модель "единая организация - оператор" предусматривает передачу управления единому оператору, управляющему несколькими или всеми стадионами, построенными за счет средств федерального бюджета.
Основным функциональным направлением 12 стадионов для проведения матчей чемпионата мира по футболу является использование их по профильному назначению, в том числе:
проведение домашних матчей футбольного клуба в качестве участника чемпионата России по футболу среди команд клубов Российской футбольной Премьер-Лиги, первенства России по футболу среди команд клубов Футбольной Национальной Лиги, первенства России по футболу среди команд клубов профессиональной футбольной лиги, Кубка России по футболу (далее - матчи чемпионатов России и Кубка России) и европейских турниров Союза европейских футбольных ассоциаций;
проведение иных футбольных матчей в соответствии с единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в том числе товарищеских игр национальных сборных команд Российской Федерации, мероприятий, предусмотренных календарными планами физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.
Планируемое использование стадионов и количество футбольных матчей чемпионата России по футболу, первенства России по футболу и Кубка России на стадионах приведены в перечне стадионов чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года для использования в постсоревновательный период согласно приложению N 1.
Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективное использование стадионов по профильному назначению, является уровень посещаемости болельщиками матчей, который прежде всего обусловлен спортивными результатами команды футбольного клуба. Для этих целей в бизнес-планах операционной деятельности стадионов должны быть предусмотрены дополнительные меры, реализуемые управляющими компаниями совместно с футбольными клубами, включая применение системы скидок, дотирование билетной программы клубов для различных социальных групп населения.
Построенные и реконструированные футбольные стадионы представляют собой современные технически сложные объекты с кратковременным массовым пребыванием людей, и их эксплуатация является весьма затратной. Как показывает мировой опыт, объем доходов в случае использования стадионов только для проведения футбольных матчей недостаточен для достижения их безубыточности.
В связи с этим существует практика многофункционального использования футбольных стадионов, предусматривающая проведение на стадионах культурно-спортивных и зрелищных мероприятий, а также практика предоставления внутренних свободных помещений стадионов для коммерческого использования. На стадионе возможно проведение следующих мероприятий:
мероприятия футбольного клуба, являющегося арендатором или собственником стадиона (специальные пресс-конференции, встречи с болельщиками, мероприятия для спонсоров, благотворительные мероприятия);
крупные спортивные соревнования и мероприятия;
мероприятия для бизнес-партнеров, спонсорские турниры, мероприятия, связанные с торжественным празднованием знаменательных дат;
общероссийские крупные культурно-зрелищные мероприятия в области музыкального искусства (хоровые фестивали и фестивали духовой музыки, выступления сводных детских хоров и оркестров, специальные театральные постановки, включая оперные), обзорные экскурсии, отдельные экскурсионные программы, тематические маршруты и квесты, открытые лектории для школьников.
Кроме того, на базе стадионов возможно создание музеев истории спорта, тематических музеев по видам спорта, а также мультимедийных, копийных выставок и тематических экспозиций.
Свободные помещения стадионов могут также приносить доход за счет их сдачи в долгосрочную аренду. Собственникам стадионов рекомендуется рассматривать привлечение следующих коммерческих арендаторов:
предприятия торговли и сферы услуг спортивной и оздоровительной направленности;
предприятия общественного питания (рестораны, кейтеринг);
Кроме того, предусматривается возможность некоммерческого использования свободных площадей стадионов с предоставлением помещений под офисы детско-юношеских спортивных школ, прежде всего футбольных, для размещения региональных и межрегиональных футбольных ассоциаций, музеев спорта и (или) музеев футбола, размещения органов исполнительной власти региона и муниципалитета, осуществляющих функции государственного управления в сфере спорта.
Реализация возможностей многофункционального использования стадионов и их выход на самоокупаемость при наличии соответствующего потенциала не может произойти одномоментно и будет носить поэтапный характер. Собственникам стадионов необходимо определить источники и объемы ресурсного обеспечения их операционной деятельности до выхода стадионов на самоокупаемость.
Кроме того, для снижения налоговой нагрузки и исключения перекрестного субсидирования высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и городам-организаторам рекомендуется принять или скорректировать нормативные правовые акты, предусмотрев в них освобождение от уплаты налога на имущество организаций (в компетенции субъектов Российской Федерации) и земельного налога (в компетенции муниципалитетов городов-организаторов) организаций, осуществляющих эксплуатацию стадионов.
Для обеспечения использования стадионов по профильному назначению (проведение футбольных матчей чемпионата России и Кубка России в соответствии с требованиями, установленными в соответствующих регламентах соревнований) необходимо выполнить следующие первоочередные мероприятия:
оснащение футбольного поля стадиона электронными светодиодными рекламными конструкциями (LED-панелями);
установка ограждений, отделяющих гостевые сектора от секторов болельщиков, для прохождения сертификации стадиона в соответствии с требованиями регламентов общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" по проведению футбольных матчей.
Кроме того, для обеспечения многофункционального использования стадионов при проведении иных мероприятий необходимо обеспечить приобретение защитных покрытий для футбольного поля и комплектов оборудования для устройства футбольных полей с системой подогрева на прилегающей территории к стадионам.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 12.12.2019 N 2999-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Концепцией предусматриваются мероприятия по адаптации стадиона в г. Екатеринбурге в целях восстановления его архитектурного и исторического облика, включая демонтаж временных трибун с южной и северной сторон стадиона.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей