I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. "О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации", а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 2592-р "Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 791-р "Об утверждении модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации".

2. Методические рекомендации по порядку проведения Эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота обувных товаров, соответствующих кодам ТН ВЭД ЕАЭС 6401 - 6405, (далее - Методические рекомендации и товарная группа "Обувь" соответственно) регулируют отношения, связанные с реализацией в период с 1 июня 2018 г. по 30 июня 2019 г. эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации (далее - Эксперимент), проводимому в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 620 "О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации".

3. При проведении Эксперимента должны учитываться цель и задачи, определенные поручениями Президента Российской Федерации, распоряжениями Правительства Российской Федерации и, в частности, цели и задачи Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 2592-р, а также цели и задачи Постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 620.

4. В ходе проведения Эксперимента настоящие Методические рекомендации могут быть доработаны.

В рамках проведения Эксперимента участники эксперимента могут выступить с инициативой внесения согласованных участниками эксперимента изменений к настоящим Методическим рекомендациям.

Решение о внесении изменений принимает Минпромторг России.

5. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются ключевые понятия, имеющие следующие терминологические определения:

а) Агрегирование - объединение потребительских упаковок товара в групповую упаковку и/или транспортную упаковку товара с сохранением информации о взаимосвязи уникальных идентификаторов товара вложенной упаковки товара с уникальным идентификатором создаваемой групповой и/или транспортной упаковки и нанесением соответствующего средства идентификации на групповую и/или транспортную упаковку в целях обеспечения прослеживаемости движения товара по товаропроводящей цепи без необходимости вскрытия создаваемой групповой и/или транспортной упаковки.

Агрегирование предполагает возможность наличия любого уровня вложенной упаковки:

- агрегирование первого уровня - объединение потребительских упаковок в групповую упаковку, например короб;

- агрегирование второго уровня - объединение потребительских и\или групповых упаковок в транспортную упаковку, например паллету;

- агрегирование третьего уровня - объединение транспортных упаковок в другую транспортную упаковку вышестоящего уровня вложенной упаковки, например, в контейнер.

б) Ввоз товаров - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Российской Федерации, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Российской Федерации с целью из оборота на территории Российской Федерации.

в) Вывод товаров из оборота - реализация (продажа) маркированных товаров потребителю, уничтожение (утеря) маркированных товаров, реализация (продажа) маркированных товаров за пределы Российской Федерации, возврат физическим лицам нереализованных товаров, полученных ранее юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках договоров комиссии, передача физическим лицам маркированных средствами идентификации товаров на основании иных договоров, предусматривающих переход права собственности на товары, в том числе безвозмездная передача, уступка прав, отступное или новация, а также передача товара юридическим и физическим лицам для целей не связанных с последующей реализацией (продажей) для использования для собственных нужд, в том числе при передаче товаров в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в рамках государственных или муниципальных контрактов и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О Закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

г) Глобальный идентификационный номер единицы товара (далее - Global Trade Item Number, GTIN или идентификационный номер GTIN) - глобальный идентификационный номер, присваиваемый группе товаров (продукции) национальной (региональной) организацией GS1 в соответствии с правилами, установленными стандартами системы GS1, наносимый в виде двумерного штрихового кода на группу товаров (продукции) в целях ее однозначной идентификации в мировом экономическом пространстве. В целях участия в Эксперименте для получения GTIN соответствующим участникам оборота товара рекомендуется являться членами Ассоциации автоматической идентификации "ЮНИСКАН/ГС1 РУС" (далее - ГС1 РУС).

д) Идентификация - способ распознавания товара по уникальной совокупности его характеристик и (или) атрибутов.

е) Индивидуальный серийный номер - цифровая или буквенно-цифровая последовательность, которая для целей идентификации товара, потребительских и транспортных упаковок составляется в соответствии с разделом II настоящих Методических рекомендаций.

ж) Информационная система маркировки и прослеживаемости (далее Система) - информационная система, созданная в целях автоматизации задач мониторинга движения товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая различные товарные группы.

з) Код маркировки - совокупность уникального идентификатора товара и кода проверки, применяемая для идентификации товара, в том числе в потребительской упаковке.

и) Код проверки - символьная последовательность, которая формируется как имитовставка в соответствии с ГОСТ 28147-89 на основе данных кода маркировки. Содержит идентификатор криптографического ключа.

к) Компонент Обувь - функциональная подсистема Системы, которая автоматизирует функции мониторинга и прослеживаемости движения товаров товарной группы "Обувь" с использованием механизмов и ресурсов иных общесистемных компонентов (подсистем) Системы.

л) Маркировка и прослеживаемость движения товара - процесс нанесения на товар или на его упаковку или на товарный ярлык средств идентификации и фиксация сведений о его движении с использованием средств идентификации, от ввода в оборот до вывода из оборота.

м) Маркировка упаковок товара - нанесение средств идентификации на групповую и/или транспортную упаковки в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями и представление достоверных сведений о них на всех этапах производства и оборота товара в Систему (в случае применения).

н) Мониторинг движения товаров - проведение анализа движения товара с использованием информационно-аналитических инструментов на основании сведений, полученных от участников оборота товаров, подлежащих маркировке.

о) Оборот товара - ввоз на территорию Российской Федерации, хранение, транспортировка, получение и передача товаров, в том числе их приобретение и реализация (продажа) на территории Российской Федерации.

п) Оператор Системы - ООО "Оператор-ЦРПТ" (далее - Оператор Системы) - организация, осуществляющая разработку и эксплуатацию Системы, предоставление сведений, содержащихся в Системе, посредством обеспечения доступа к Системе, в том числе посредством размещения на специализированном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" соответствующего информационного сервиса.

р) Потребительская упаковка - упаковка, предназначенная для первичного упаковывания и реализации товара конечному потребителю.

с) Система GS1 - Система стандартов GS1, предназначенная для автоматической идентификации, сбора данных и информационного взаимодействия бизнес-партнеров в цепи поставки.

т) Собственник товара - участник оборота товара, обладающие правом собственности на товар, включая право владения и распоряжения им. Имеет право продавать, сдавать в аренду, в залог, дарить и иным способом отчуждать данный товар.

у) Спецобувь - товар специального назначения (средство индивидуальной защиты), предназначенный для защиты ног работников от вредных и опасных производственных факторов, имеющая подтвержденные защитные свойства и выдаваемая на безвозмездной основе работникам предприятия.

ф) Средство идентификации - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода, или записанная на радиочастотную метку, или представленная с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации.

х) Товар - продукция, относящаяся к товарной группе "Обувь", и определяющая различные типы обуви (включая галоши) независимо от ее фасона и размера, конкретного назначения, способа производства или материалов, из которых она изготовлена, в отношении которой принято решение о маркировке средствами идентификации.

ц) Товарный ярлык - носитель информации, предназначенный для нанесения информации о товаре, в том числе средства идентификации товара, прикрепляемый непосредственно к товару или к потребительской упаковке или вкладываемый в потребительскую упаковку.

ч) Транспортная упаковка - упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования товара с целью защиты его от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу.

ш) Уникальный идентификатор товара (sGTIN, Serialised Global Trade Item Number) - уникальная для каждого отдельного товара или потребительской упаковки комбинация кода товара (GTIN) и индивидуального серийного номера и кода ТН ВЭД ЕАЭС.

щ) Уникальный идентификатор транспортной упаковки - уникальная для каждой отдельной транспортной упаковки комбинация символов, составленная в соответствии с требованиями раздела II настоящих Методических рекомендаций.

ы) Участники оборота товара - юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями обувных товаров, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оборот товаров на территории Российской Федерации, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары для использования в целях, не связанных с последующей реализаций (продажей) данных товаров.

э) Электронный документ - в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. В настоящих методических рекомендациях к электронным документам относятся заявления о регистрации, уведомления, заявки и другие, определенные в настоящих Методических рекомендациях, формализованные сообщения, которыми обмениваются участники Эксперимента, как посредством каналов связи, так и через личные кабинеты, предоставляемые Оператором Системы. Состав сведений, включаемый в электронные документы, формат представления этих сведений в электронной форме, правила проверки их содержания и используемые при их формировании справочники, формы типового соглашения участника эксперимента с оператором фискальных данных утверждаются Минпромторгом России.

6. Участниками Эксперимента являются:

а) Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в составе:

- Федеральная налоговая служба;

- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

- Федеральная таможенная служба;

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

б) Участники оборота товара:

- производители обувных товаров;

- импортеры обувных товаров;

- организации оптовой торговли;

- организации розничной торговли.

в) Оператор Системы и другие участники Эксперимента:

- Оператор Системы - организация, выполняющая следующие функции:

- обеспечение подключения участников оборота товаров к Системе и получение ими необходимых кодов маркировки и средств идентификации;

- содействие участникам оборота товаров в их оснащении оборудованием и программным обеспечением, необходимыми для обеспечения маркировки товаров и их прослеживаемости, в том числе для обеспечения информационной безопасности;

- содействие участникам оборота товаров в автоматизации процессов маркировки товаров и их прослеживаемости;

- обеспечение приема, хранения, обработки конфиденциальных сведений от участников оборота товара о производстве, импорте, обороте, продаже физическим лицам, продаже потребителям для целей, не связанных с последующей реализацией, и выбытии товара из оборота по иным основаниям, в том числе прием сведений от контрольно-кассовой техники;

- обеспечение создания и ведения общего реестра участников оборота товаров, средств идентификации, в рамках проводимого эксперимента;

- обеспечение выпуска (эмитирование) средств идентификации и учет использования средств идентификации на товар;

- обеспечение предоставления участникам оборота товаров необходимой фактической информации об учете в Системе их маркированных товаров, а также требуемой им аналитической информации;

- размещение в открытом доступе нормативной правовой и иной справочной информации о маркировке и прослеживаемости товаров и средств идентификации в Российской Федерации;

- обеспечение предоставления информации о средствах идентификации и их статусе в обороте для проверки легальности средства идентификации, а также прием информации о результатах проверки средств идентификации покупателями и о жалобах покупателей, хранение, обработку и передачу этой информации в уполномоченный орган, а также получение от уполномоченного органа результатов обработки жалоб покупателей;

- обеспечение поддержания работоспособности Системы.

- Операторы фискальных данных.

- Центры этикетирования и маркирования (далее - ЦЭМ) - организации, выполняющие функцию изготовления средств идентификации и/или маркировку товара средствами идентификации по поручению участников оборота товаров, до прохождения таможенных процедур выпуска товаров во внутренний оборот для импортеров и до ввода товара в оборот для российских производителей.

7. Участники Эксперимента со стороны участников оборота товара определяются на добровольной основе на основании их заявок. Допускается возможность присоединения новых участников оборота товара к Эксперименту в ходе его реализации.