Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Общая часть

1. Отделы госводконтроля территориальных бассейновых органов МПР России <*> осуществляют руководство и координацию деятельности отделов госводконтроля (госконтроля) <*> территориальных органов МПР России, находящихся в зоне их деятельности, по вопросам государственного контроля за использованием и охраной водных объектов.

--------------------------------

<*> Отделы госводконтроля - отделы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов.

Отделы госконтроля - объединенные отделы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и недр.

2. Руководитель отдела госводконтроля по согласованию с руководителем территориального (бассейнового) органа МПР России <*>, структурным подразделением которого является, ежегодно, в январе месяце, разрабатывает и утверждает план контрольных проверок организаций и других физических и юридических лиц по соблюдению водного законодательства Российской Федерации. По вопросам, требующим комплексной или специальной контрольной проверки, разрабатывается план контрольных проверок во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в сфере использования и охраны природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, а также органами прокуратуры и налоговой инспекции.

--------------------------------

<*> Территориальные бассейновые органы МПР России - Бассейновые водохозяйственные (водные) управления.

Территориальные органы МПР России - территориальные комитеты по водному хозяйству, территориальные комитеты по природным ресурсам и другие территориальные органы МПР России, осуществляющие функции государственного управления водным фондом.

План комплексных контрольных проверок по соблюдению законодательства Российской Федерации составляется на год, согласовывается и утверждается руководителями (или лицами, ими уполномоченными) всех заинтересованных органов исполнительной власти, управления и контроля (надзора).

3. Планы контрольных проверок (Приложение 1) представляются в Управление государственного контроля, экспертизы и охраны природных ресурсов МПР России и в соответствующие территориальные бассейновые органы МПР России для обобщения, анализа и оказания при необходимости методической и организационной помощи, а также для осуществления контроля за их выполнением, в том числе выборочного с выездом на место.

Отчеты по результатам государственного контроля за соблюдением требований водного законодательства и иного законодательства Российской Федерации представляются отделами госводконтроля (госконтроля) 2 раза в год: за I полугодие и по итогам года, в срок до 15 числа последующего месяца за отчетным периодом. Отчеты представляются в обязательном порядке в соответствующий территориальный бассейновый орган МПР России и Управление государственного контроля, экспертизы и охраны природных ресурсов по форме (Приложение 2) с пояснительной запиской.

4. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (в том числе внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации, ледников и снежников) включает вопросы государственного контроля за соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон и использования лесов водоохранных зон водных объектов. Государственный контроль проводится в плановом порядке.

В случаях поступления жалоб и заявлений граждан, юридических и физических лиц; в аварийных ситуациях на водных объектах или на предприятиях (организациях), на судах и других плавсредствах, влекущих за собой негативные последствия для здоровья человека и (или) наносящие ущерб водному объекту, а также в других ситуациях, требующих принятия неотложных мер по предупреждению нарушений требований водного законодательства Российской Федерации, контрольные проверки могут проводиться и не в плановом порядке.

5. Государственный инспектор по контролю за использованием и охраной водных объектов при проведении плановых контрольных проверок за использованием и охраной водных объектов должен иметь в обязательном порядке предписание (указание) о направлении его на данный объект за подписью руководителя территориального (бассейнового) органа МПР России или отдела госводконтроля (госконтроля) с указанием цели проверки и удостоверение государственного инспектора (или служебное удостоверение).

6. Проведение конкретной контрольной проверки может быть возложено руководителем территориального органа МПР России по согласованию или по представлению руководителя отдела госводконтроля (госконтроля) соответствующим предписанием (указанием) на должностное лицо отдела госводконтроля (госконтроля), не являющееся одновременно по должности государственным инспектором; членов экипажа судна, которым представлено право государственного контроля, и специалистов гидрохимлабораторий, являющихся подразделениями территориального (бассейнового) органа МПР России (далее уполномоченные должностные лица).

7. Право государственного инспектора по контролю за использованием и охраной водных объектов предоставляется членам экипажа судов, принадлежащих (в том числе на правах аренды или пользования) территориальным (бассейновым) органам МПР России, в порядке, установленном МПР России.

В случае расторжения договорных отношений с руководством судна выданные в установленном порядке удостоверения государственных инспекторов подлежат возврату.

8. При посещении объектов, предприятий, остановке (задержании) судов, в том числе иностранных или других плавсредств, государственный инспектор по контролю за использованием и охраной водных объектов (или уполномоченные должностные лица) обязан представить предписание (указание) о проводимой проверке руководителю (или его заместителю) объекта и приступить к проверке соблюдения водного законодательства Российской Федерации.

9. Допускается проведение контрольных проверок объектов - водопользователей и других объектов, в том числе судов (иностранных и прочих), государственными инспекторами по контролю за использованием и охраной водных объектов без предписания, в незапланированных ситуациях (п. 4 настоящих Указаний), но с обязательным представлением удостоверения государственного инспектора, с соответствующим указанием причины в Протоколе по факту нарушения водного законодательства Российской Федерации (Приложение 7).

10. По итогам контрольных проверок государственные инспекторы или другие уполномоченные должностные лица отдела госводконтроля (госконтроля) и других структурных подразделений территориального органа МПР России обязаны: составить акт по установленной форме; выдать предписание по устранению выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения; ознакомить с содержанием акта проверки по нарушению водного законодательства Российской Федерации руководителя проверяемого объекта (Приложения 3, 4, 5, 6).

11. В случае несогласия с предписанием руководитель проверяемого объекта может обжаловать акт проверки выявленных нарушений водного законодательства Российской Федерации в судебном порядке. До принятия решения суда предписание по устранению выявленных нарушений действует и установленные сроки не переносятся.

12. При проверках выполнения предписаний по устранению допущенных нарушений в установленные сроки и обнаружении их неустранения в полном объеме государственный инспектор по контролю за использованием и охраной водных объектов, в случаях, не угрожающих здоровью населения и (или) не наносящих ущерба водному объекту, по согласованию с руководителем территориального (бассейнового) органа МПР России или отдела госводконтроля (госконтроля), при соответствующем письменном обосновании руководителя проверяемого объекта, которое становится неотъемлемой частью предписания, может пересмотреть ранее установленные сроки устранения допущенных нарушений.

Во всех остальных случаях неустранения выявленных нарушений в установленные сроки юридические лица, руководители объектов нарушителей (или граждане - нарушители) несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Деятельность объекта нарушителя (или вид его деятельности), связанная с использованием водного объекта или влияющая на состояние водного объекта, может быть приостановлена (Приложения 8, 9, 10, 11).

13. В целях доказательства допущенных нарушений водного законодательства необходимо их подтверждение соответствующими материалами: актами, показаниями свидетелей, объяснениями должностных лиц, копиями записей из судовых и других документов, заключениями экспертов, анализами проб, результатами экспертизы, идентификации, фотографиями и другими материалами (на обороте фотографий, если они прилагаются, должны быть подписи фотографирующего лица и свидетелей, присутствующих при этом, где, когда и при каких обстоятельствах сделан снимок).

14. Государственные инспекторы по контролю за использованием и охраной водных объектов или другие уполномоченные должностные лица отделов госводконтроля (госконтроля) территориальных (бассейновых) органов МПР России должны тщательно формулировать записи, подлежащие внесению в Акты, Протоколы, Предписания, Постановления (п. п. 10 и 12 настоящих указаний). Исковые заявления (Приложения 13 и 14), Претензии (Приложения 15 и 16), Предписание (Приложение 17), Заявление об обеспечении иска (Приложение 18).

15. Протокол составляется непосредственно после обнаружения (вскрытия) факта нарушения водного законодательства Российской Федерации. В протоколе следует излагать обстоятельства, подтверждающие факт нарушения водного законодательства, причастность указанных в нем водопользователей к этому нарушению и данные, позволяющие производить подсчет ущерба, причиненного водному объекту.

При заполнении Протокола (Приложение 7), если нарушение заключается в загрязнении вод водного объекта, необходимо в пункте 4 - "в чем выразилось нарушение", кроме места, времени и обстоятельств, обязательно указать количество и виды сброшенных в водный объект со сточными водами вредных веществ в тоннах или килограммах.

Протокол составляется:

а) при нарушении водного законодательства российским водопользователем - в четырех экземплярах: первый экземпляр прилагается к претензии, вручаемой водопользователю; второй - приобщается к исковому заявлению; третий - в территориальные органы прокуратуры (в случае принятия решения о целесообразности привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении водного законодательства); четвертый - в дело отдела госводконтроля (госконтроля) территориального (бассейнового) органа МПР России;

б) при нарушении водного законодательства иностранным физическим или юридическим лицом - в семи экземплярах. При этом, кроме адресатов, указанных выше: пятый экземпляр - иностранному представительству в данном морском порту; шестой - соответствующей страховой распиской (иностранной) компании для передачи судовладельцу; седьмой прилагается к Предписанию начальнику морского порта о задержании судна или другого плавучего средства в соответствии со статьей 75 Кодекса Торгового Мореплавания.

16. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов на лиц, виновных в нарушении водного законодательства Российской Федерации, вправе: главный государственный инспектор Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов, его заместители; старший государственный инспектор Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов; государственные инспектора Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов; главные государственные бассейновые (территориальные) инспекторы по контролю за использованием и охраной вод и их заместители; государственные инспектора по контролю за использованием и охраной водных объектов в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.

Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанностей устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

17. Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства Российской Федерации и заключающегося в засорении, загрязнении и (или) истощении водного объекта, приведшего к ухудшению качества воды водных объектов, загрязнению донных отложений, нарушению водного режима и (или) снижению самоочищающей способности водного объекта, вправе предъявлять Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы.

18. Претензии и иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам, находящимся в федеральной собственности, предъявляются территориальным бассейновым органам МПР России по представлению его отдела госводконтроля или по представлению территориального органа МПР России, на который возложено государственное управление использованием и охраной водных объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в случаях, когда размеры ущерба превышают 100 минимальных размеров оплаты труда.

19. Во всех остальных случаях претензии и иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства Российской Федерации, вправе предъявлять территориальные органы МПР России (отделы госводконтроля), на которые возложены государственное управление использованием и охраной водных объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

20. Информация о предъявленных исках с указанием водного объекта, вида нарушения водного законодательства Российской Федерации, нарушителя и сумм возмещения ущерба (расчетных) и фактически внесенных направляется руководителем отдела госводконтроля (госконтроля) территориального органа МПР России в отдел госводконтроля соответствующего территориального бассейнового органа МПР России. Руководитель отдела госводконтроля территориального бассейнового органа МПР России обобщает информацию отделов госводконтроля (госконтроля) территориальных органов МПР России, находящихся в зоне деятельности территориального бассейнового органа МПР России, и направляет в Управление государственного контроля, экспертизы и охраны природных ресурсов МПР России, с периодичностью раз в квартал.

21. Ущерб, причиненный водным объектам нарушением водного законодательства Российской Федерации, исчисляется в соответствии с методиками, утвержденными МПР России в установленном порядке, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, на основании Протокола (Акта) и других материалов, подтверждающих факт нарушения водного законодательства Российской Федерации.

22. Граждане и юридические лица возмещают причиненный ущерб водным объектам добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Сумма возмещения ущерба, взыскиваемая по решению суда или арбитражного суда, перечисляется в федеральный бюджет или бюджет субъекта Российской Федерации в установленном порядке и расходуется на восстановление водных объектов.

23. Граждане и юридические лица могут сами устранить допущенный ущерб путем восстановления водного объекта. В этом случае документом, подтверждающим возмещение ущерба, причиненного водному объекту, служит трехсторонний акт о возмещении ущерба, в котором участвуют представители (руководители) территориального или территориального бассейнового органа МПР России, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и объекта - нарушителя.

24. Подсчет суммы возмещения ущерба, причиненного водному объекту, производится:

- при нарушении российским водопользователем - в срок не более 10 дней, считая со дня обнаружения;

- при нарушении иностранным физическим или юридическим лицом - в срок не более одних суток. При этом, в целях избежания задержания или ареста судна, этот расчет может быть предварительным (на наиболее разумную сумму убытка), который после получения обеспечения, предусмотренного пунктом 26 настоящего Указания, должен быть уточнен в срок не более десяти дней.

25. После подсчета суммы ущерба, нанесенного водному объекту, территориальные (бассейновые) органы МПР России оформляют соответствующие претензионные документы для взыскания в доход государства средств в возмещение причиненного ущерба водному объекту.

26. При нарушении водного законодательства иностранным физическим или юридическим лицом соответствующие территориальные (бассейновые) органы МПР России одновременно с оформлением претензионных документов принимают меры по обеспечению иска путем истребования с данных лиц соответствующих гарантий (Приложение 19) или депозита в установленном законодательством порядке.

27. В случае непредставления упомянутых в пункте 26 гарантий или депозита за сутки до оставления территории Российской Федерации иностранным физическим или юридическим лицом территориальные (бассейновые) органы МПР России принимают меры к его задержанию. В этих целях начальнику порта, в котором находится иностранное судно или другое плавучее средство, направляется предписание о его задержании (Приложение 17). Одновременно в суд подается заявление об обеспечении иска (Приложение 18).

28. Претензия (Приложения 15, 16) вместе с Протоколом о нарушении водного законодательства и другими документами, подтверждающими это нарушение, в месячный срок со дня (даты) подсчета суммы ущерба направляется водопользователю, нарушившему водное законодательство Российской Федерации.

29. При отказе от добровольной оплаты ущерба по претензии либо неполучении ответа на претензию от российских водопользователей в течение 4-х месяцев, а от иностранных - 10 месяцев территориальный (бассейновый) орган МПР России подает исковое заявление в суд, если нарушение произведено иностранным физическим или юридическим лицом, гражданами Российской Федерации и общественными организациями, или в арбитражный суд, если нарушение произведено государственным объединением, предприятием, учреждением, организацией (Приложения 13, 14).

30. В случаях, когда нарушение водного законодательства в виде загрязнения водного объекта произведено более чем одним судном или другим плавучим средством, отдел госводконтроля (госконтроля) территориального (бассейнового) органа МПР России устанавливает вину каждого и предъявляет сумму возмещения ущерба к каждому судовладельцу судна или другого плавучего средства, которое загрязнило водный объект, в зависимости от размера нанесенного ими ущерба.

При невозможности разделения суммы ущерба, нанесенного каждым судовладельцем, территориальный (бассейновый) орган МПР России вправе предъявить всю сумму ущерба ко всем владельцам судов или плавучих средств пропорционально тоннажу принадлежащих им судов или плавучих средств.

31. Протоколы (Акты) проверок, исковые заявления, претензии и другие формы, применяемые при проверке нарушений водного законодательства Российской Федерации, являются типовыми, имеют собственное наименование территориального (бассейнового) органа МПР России, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной водных объектов.

При проведении контрольных проверок юридическую силу имеет печать соответствующего территориального (бассейнового) органа Министерства природных ресурсов Российской Федерации.