Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год.

Финансовый рынок

Создание условий для стабильной и сбалансированной работы российского финансового рынка является важным направлением экономической политики на 2001 год. Выполнение этой задачи, в частности, будет способствовать эффективному проведению денежно - кредитной политики и дальнейшей нормализации работы банковской системы. В рамках своей компетенции Банк России будет направлять свои усилия на:

- расширение использования рыночных инструментов в оперативном регулировании банковской ликвидности;

- совершенствование нормативной и инфраструктурной базы рынка, обеспечивающее использование более широкого набора инструментов.

Недостаточные по сравнению с потребностями растущей реальной экономики масштабы финансового рынка требуют усиления роли Банка России и как непосредственного участника межбанковских операций, и как органа контроля за банками.

Любое серьезное изменение конъюнктуры валютного рынка резко меняет соотношение привлекательности рублевых и валютных инструментов и переориентирует финансовые потоки. В связи с этим задаче поддержания стабильности валютного рынка придается огромное значение. Стабильность валютного рынка будет обеспечиваться путем проведения политики плавающего валютного курса, предполагающей сглаживание и повышение предсказуемости динамики обменного курса рубля, а также последовательного и эффективного контроля за оттоком капитала из страны. Среднесрочные прогнозы профицита текущего счета платежного баланса подтверждают наличие макроэкономических предпосылок для превышения предложения иностранной валюты над спросом и стабильности валютного рынка.

Решению проблемы развития краткосрочных инструментов на рынке внутреннего долга будет способствовать реализация разработанной Минфином России совместно с Банком России программы выпуска стрипов - купонов по уже существующим ОФЗ, которые обращались бы отдельно от основной облигации.

Растущий интерес к российским ценным бумагам со стороны иностранных инвесторов, вызванный позитивными сдвигами в российской экономике и на финансовом рынке, повышает значимость задачи построения эффективной системы контроля за движением иностранного капитала. Такая система должна обеспечивать возможность сглаживания резкого притока капитала в форме портфельных инвестиций и, соответственно, недопущения крупного оттока средств в будущем. Жесткость ограничений должна обеспечивать передвижение через границу такого объема капитала и в таких формах, чтобы это не вызывало резких колебаний конъюнктуры внутреннего финансового рынка.

Перспективным направлением стимулирования притока на рынок государственных ценных бумаг средств мелких инвесторов, в том числе населения, является развитие программы выпуска ОГСЗ, индексируемых по инфляции. Вложение средств населения в государственные ценные бумаги позволит увеличить объемы рынка, стабилизировать его конъюнктуру, поскольку население обычно выполняет роль консервативного инвестора, держащего облигации до погашения, а также ограничить объемы приобретения населением наличной иностранной валюты как формы сбережений.

В 2001 году будет продолжена работа по развитию инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг, которая будет направлена на повышение стабильности рынка путем предотвращения недобросовестной конкуренции среди участников и связанных с ней значительных необоснованных колебаний цен.

В рамках существующей рыночной инфраструктуры расширение возможностей обращения уже реально представленных на рынке инструментов (например, муниципальных и субфедеральных ценных бумаг, а также корпоративных ценных бумаг) благодаря повышению их ликвидности, а также в связи с улучшением финансового состояния многих предприятий будет способствовать активизации рынков.

В условиях постепенного исчерпания такого ресурса экономического роста, как использование незагруженных производственных мощностей, и необходимости масштабных производственных инвестиций особую роль приобретает рынок корпоративных ценных бумаг, который может подняться на качественно новый уровень. Необходимым условием для этого является выход на рынок эмитентов с надежной репутацией и прозрачной финансовой отчетностью, предлагающих малорисковые инструменты, поскольку техническая и законодательная базы работы рынка уже достаточно развиты.

С учетом уроков финансового кризиса для финансовых институтов на современном этапе и в перспективе более привлекательными представляются инструменты, имеющие меньший риск, нежели высокую доходность. Существует потребность и в инструментах управления рисками, в том числе различных фьючерсных и опционных контрактах, рынки которых нуждаются в более совершенной законодательной и нормативной базах.

Банк России считает, что новым перспективным элементом фондового рынка может стать возникающий рынок ценных бумаг, обеспеченных ипотекой. Программы ипотечного кредитования и потребительских кредитов для населения рассматриваются как способ активизации совокупного спроса, создания дополнительных импульсов экономического роста. В условиях повышения доходов населения, в том числе продекларированных доходов, может возрасти спрос на ипотечные кредиты. Это повышает актуальность работы законодательных органов власти и Правительства Российской Федерации по развитию правовой базы для выпуска и обращения ценных бумаг, оформляющих ипотечное кредитование, включая ипотечные банковские облигации, как основу вторичного рынка ипотечных ценных бумаг.