Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год.

Перспективы макроэкономического развития в 2001 году

Перспективы макроэкономического развития

в 2001 году

Основными задачами экономической политики на 2001 год являются закрепление и развитие тенденции устойчивого роста экономики, последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики.

При всей значимости внешнеэкономических факторов основой для успешного развития российской экономики и решения намеченных на 2001 год задач является накопленный за последние два года позитивный потенциал внутренних факторов:

- взвешенная денежно - кредитная политика способствует снижению инфляционных ожиданий, обеспечивает поддержку экономического роста и занятости, создает условия для роста реальной заработной платы;

- политика плавающего валютного курса повышает степень эффективности денежно - кредитной политики, позволяет сохранить и накапливать золотовалютные резервы, обеспечивая запас макроэкономической стабильности;

- проведение налоговой реформы формирует основу для нахождения эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов, создания условий для улучшения инвестиционного климата и достижения сбалансированности государственного бюджета;

- улучшение бюджетной дисциплины и повышение собираемости налогов содействуют улучшению макроэкономической ситуации;

- улучшение финансового положения предприятий способствует снижению рисков, связанных с кредитованием реального сектора экономики;

- рост заинтересованности в техническом перевооружении производства способствует повышению инвестиционной активности.

Несмотря на то что и в 2001 году рост производства будет поддерживаться повышением спроса со стороны практически всех секторов экономики, результаты экономического развития в предстоящем году в значительной степени будут зависеть от того, насколько активно Правительство Российской Федерации будет осуществлять меры структурного и институционального характера.

Параметры федерального бюджета на 2001 год, а также реализация намеченных мер по повышению эффективности функционирования бюджетной системы и снижению государственного долга могут оказать позитивное влияние на сдерживание инфляционных процессов. Этому будет также способствовать возможное сохранение положительного сальдо платежного баланса страны. Умеренный, но стабильный рост золотовалютных резервов наряду с обеспечением плавного движения валютного курса рубля, соответствующего фундаментальным характеристикам экономики, позволит сохранить низкими инфляционные ожидания.

Правительство Российской Федерации полагает, что увеличение потребительских цен в 2001 году на 12% будет соответствовать целевым параметрам роста производства и социального развития с учетом ожидаемых внутренних и внешних условий развития экономики. Предсказуемость в динамике инфляции будет способствовать рациональной хозяйственной политике предприятий, снижению рисков и на этой основе - повышению деловой активности.

На развитие инфляционных процессов существенное влияние в краткосрочном аспекте оказывают факторы, находящиеся вне сферы действия денежно - кредитной политики. К их числу относятся политика тарифов и налогов, политика регулирования цен естественных монополий, значительный разрыв в ценах мирового и внутреннего рынков на некоторые виды энергоресурсов, отсутствие эффективной конкуренции для большинства крупных отечественных товаропроизводителей.

В целях дальнейшего снижения макроэкономических рисков, развития позитивных тенденций, сформированных в 1999 - 2000 годах, роста сбережений и инвестиций, повышения монетизации экономики и поддержания долговременного экономического роста Банк России полагает необходимым в 2001 году проводить политику, направленную на снижение инфляции до уровня 12 - 14% (декабрь к декабрю).

Достижение таких темпов инфляции в предстоящем году должно быть поддержано мерами Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики, повышения эффективности функционирования бюджетной системы, снижения государственного долга, обеспечения платежеспособности страны. Основными из них являются:

а) продолжение Правительством Российской Федерации политики реформирования естественных монополий и ограничения необоснованного роста цен и тарифов на их продукцию (услуги). В частности, поэтапное повышение цен на природный газ должно быть увязано с концепцией по развитию рынка газа. Необходимы развитие и совершенствование рынка электроэнергии, обеспечение условий для деятельности независимых производителей электроэнергии. Должно быть осуществлено упорядочение государственного регулирования тарифов железнодорожного транспорта с учетом реструктуризации отрасли. Необходимы либерализация рынка телекоммуникаций, усовершенствование механизма регулирования цен (тарифов) на услуги связи;

б) улучшение состояния федерального бюджета, характеризующегося сбалансированностью доходов и расходов, позволит осуществлять рациональную политику расходов, не прибегать к дополнительным заимствованиям на внутреннем и внешнем рынках;

в) проведение налоговой и таможенной политики, направленной на повышение эффективности экономики, снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, а также снижение и унификация таможенных тарифов;

г) регулирование внешнеэкономической деятельности, направленное на постепенное обеспечение эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров и услуг, будет способствовать уменьшению негативного влияния внешних факторов на ценообразование;

д) формирование политики доходов, осуществляемой в рамках Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000 - 2001 годы исходя из возможностей экономического роста, динамики производительности труда и структурных реформ в области политики доходов;

е) осуществление мер по созданию равных условий конкуренции, а также по снижению административных барьеров для экономической деятельности.

Ситуация на мировых рынках будет оказывать значительное воздействие на развитие российской экономики и в 2001 году. По оценке международных экспертов, прогнозируемое в настоящее время замедление темпов экономического роста в США, странах ЕС и Юго - Восточной Азии может привести к снижению темпов роста международной торговли, что, в свою очередь, может отразиться на объемах российского экспорта.

Возможное изменение в 2001 году конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей в сторону определенного снижения цен скажется на уменьшении по сравнению с 2000 годом экспорта, окажет влияние на результаты деятельности экспортоориентированных предприятий. Вместе с тем, по оценкам, продолжение роста спроса на импортозамещающую продукцию обеспечит дальнейшее развитие производств, ориентированных на внутренний рынок. Учитывая предполагаемый уровень доходов населения, структуру их использования, а также уровень валютного курса, следует ожидать и в 2001 году роста спроса на товары отечественного производства. В целом это позволит обеспечить и в 2001 году достаточно высокие темпы роста промышленного производства.

Экономический рост в 2001 году будет базироваться в определенной степени на задействовании новых производственных мощностей, введенных на основе инвестиций 1999 - 2000 годов. Сохраняющиеся в отдельных производствах резервы повышения загрузки действующих мощностей также будут способствовать наращиванию объемов выпуска.

Действенным фактором экономического развития в 2001 году будет дальнейший рост производительности труда. Основными его предпосылками являются техническое переоснащение производства, более активное использование производственных мощностей, а также имеющиеся резервы повышения средней продолжительности рабочего дня в отдельных отраслях промышленности.

В 2001 году существенное влияние на формирование совокупного спроса в экономике будет оказывать рост инвестиций в основной капитал. По оценке, они могут увеличиться за год на 7 - 12%. В условиях предполагаемого снижения бюджетного участия в инвестиционных проектах финансирование инвестиций в основной капитал будет осуществляться, как и прежде, преимущественно за счет собственных средств предприятий.

Улучшение производственных и финансовых показателей деятельности предприятий и организаций, произошедшее в 1999 - 2000 годах, позволяет инвесторам и кредиторам оценивать вложения в реальный сектор экономики как менее рискованные. Для сохранения в 2001 году высокого уровня инвестиций необходима активная государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для долгосрочного вложения капиталов в реальный сектор экономики. Упрощение налоговой системы, существенное снижение налогового бремени, создание равных условий конкуренции, а также снижение административных барьеров для экономической деятельности являются необходимыми элементами создания благоприятного инвестиционного климата.

Особое значение в переориентации имеющихся свободных финансовых ресурсов секторов экономики на цели инвестирования в секторе нефинансовых предприятий имеет усиление роли банков как финансовых посредников. Очевидно, что в складывающихся новых экономических условиях, когда риски снизились и продолжают снижаться, формируются предпосылки для повышения посреднической роли банков. В этих целях им предстоит активно развивать службы кредитного анализа. На базе их информации банки будут способны активизировать свое участие в кредитовании реального сектора, оказывать эффективную помощь предприятиям в осуществлении модернизации производства.

Дальнейшее развитие потребительского кредита является перспективным направлением деятельности для банков. Важным направлением является также активизация ипотечного кредитования, включая создание нового сегмента фондового рынка - рынка закладных и облигаций, обеспеченных ипотекой. Программы ипотечного кредитования населения являются необходимым условием активизации совокупного спроса в экономике, создания дополнительных импульсов экономического роста. Внедрение ипотеки даст банкам возможность эффективной перестройки их активов.

Однако широкое развитие и распространение потребительского и ипотечного кредитования возможно только при условии дальнейшего повышения уровня жизни, продолжения роста реальных денежных доходов населения. Эти вопросы должны быть в центре внимания проводимой государственной экономической политики в 2001 году.

Особое значение для активизации инвестиционной деятельности будет иметь процентная политика Банка России, ориентированная на поддержание реальных процентных ставок на уровне, стимулирующем расширение спроса на заемные ресурсы. Продолжение Банком России политики плавающего валютного курса будет способствовать дальнейшему росту золотовалютных резервов, стабильности финансовой системы, формированию показателей платежного баланса, соответствующих эффективному функционированию экономики, что позволит увеличить доверие к проводимой денежно - кредитной политике, улучшить инвестиционный климат. В этих условиях расширение внутренней инвестиционной активности будет способствовать притоку иностранного капитала в российскую экономику, что может стать важным фактором экономического роста в 2001 году. Активная инвестиционная политика позволит расширить производство инвестиционной продукции и даст импульс к увеличению выпуска других отраслей экономики.

Структура совокупного спроса в настоящее время такова, что только рост валового накопления основного капитала не может обеспечить стабильных темпов экономического роста. Реальные денежные доходы населения пока еще далеки от докризисного уровня (в 2000 году, по оценкам, они составят примерно 77% от уровня 1997 года). Поэтому по-прежнему актуальным остается всемерное поддержание доходов и стимулирование спроса населения на товары и услуги.

Динамика реального ВВП (1993 год = 100%)

(График не приводится)

Рост производства и замедление инфляции будут способствовать росту реальной заработной платы. Проведение намеченных Правительством Российской Федерации мер по повышению минимальной заработной платы и пенсий приблизит средний размер пенсии и минимальной зарплаты к прожиточному минимуму. Снижение налогового бремени на физических лиц также будет способствовать росту располагаемых доходов населения. В целом за 2001 год реальные доходы населения могут возрасти на 5 - 8%.

В условиях продолжения роста реальных денежных доходов населения можно ожидать изменения структуры использования доходов в сторону некоторого снижения доли расходов на покупку товаров и услуг. При этом возможное увеличение расходов на покупку товаров длительного пользования и недвижимости станет важным стимулом для развития отечественного производства, роста валового накопления.

Осуществление запланированных мер по сбалансированию бюджета и повышению эффективности функционирования бюджетной системы, расширение государственных закупок товаров и услуг коллективного и общественного пользования также будут служить фактором роста совокупного спроса.

Таким образом, в 2001 году для роста ВВП есть все необходимые объективные предпосылки, обусловленные как имеющимися возможностями по наращиванию предложения товаров и услуг, так и поддержанием производства со стороны спроса. Прирост ВВП в 2001 году может составить около 4 - 5%. Границы его изменения определяются неоднозначностью в оценках формирования в 2001 году внешнеэкономических условий функционирования рынков товаров и капитала и их влияния на внутриэкономические процессы, и в первую очередь на инвестиционную активность.

Инфляция и уровень безработицы (%)

(График не приводится)