Развитие других институтов системы финансового посредничества
Развитие других институтов системы финансового
посредничества
Повышение эффективности функций финансового посредничества вызывает необходимость не только в дальнейшем развитии и совершенствовании банковской системы, но и в формировании и развитии других институтов финансового посредничества на основе принципа многообразия форм финансовых институтов.
Проведение структурных реформ российской экономики обусловливает потребность в масштабных инвестициях, требует принятия адекватных и эффективных мер, корректирующих нынешнюю ситуацию. В связи с этим принципиально важным представляется решение вопросов о целесообразности активизации работы специализированных финансовых институтов с участием государства, которые по функциональному признаку можно объединить термином "институты развития". В рамках формирования долгосрочной стратегии экономического развития страны должен быть определен ограниченный ряд приоритетных направлений. Деятельность институтов развития целесообразно ориентировать в первую очередь на реализацию проектов в рамках приоритетных направлений, создающих мультипликативный эффект в смежных отраслях. При этом создание и функционирование институтов развития должно быть свободно от политического давления или вмешательства.
Активизация экономического роста усиливает заинтересованность отечественных предприятий в привлечении инвестиционных ресурсов через размещение на фондовом рынке корпоративных ценных бумаг. Определенную роль в этом могут сыграть крупные российские инвестиционные компании. Их появление на национальном фондовом рынке способно изменить нынешнюю ситуацию, при которой этот рынок в значительной мере пока является источником получения спекулятивного дохода для его участников, а не инструментом непосредственного привлечения инвестиций в нефинансовый сектор экономики.
Потенциальными источниками долгосрочных ресурсов, мобилизуемых для финансирования проектов развития, могут стать институциональные инвесторы - страховые компании, паевые инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды. Существенным преимуществом использования страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов как финансовых посредников в процессе транформации сбережений в инвестиции является определенная предсказуемость предстоящих выплат, поэтому эти финансовые институты, возможно, более, чем какие-либо другие, склонны осуществлять инвестирование в долгосрочные ценные бумаги.
Задача финансирования экономического роста в России требует не только поиска долгосрочных источников для инвестиционной деятельности, но и создания механизмов, обеспечивающих заемщикам незатрудненный доступ к краткосрочным заемным ресурсам. Существенной активизации денежного рынка будет способствовать приход на него средств мелких инвесторов, прежде всего населения. Одним из путей привлечения сбережений населения на денежный рынок могло бы стать развитие институциональной инфраструктуры денежного рынка, в частности в перспективе органичным элементом этой инфраструктуры станут паевые (взаимные) фонды денежного рынка, способные формировать пулы денежных средств населения и размещать их в краткосрочные финансовые инструменты.
Существующие паевые инвестиционные фонды также имеют перспективы развития. Посредством их мелкий инвестор получает возможность инвестирования своих средств на фондовом рынке. Таким образом, паевые инвестиционные фонды формируют свои ресурсы за счет продажи населению паев, а привлеченные средства направляют на приобретение разнообразных акций и облигаций. Положительной стороной такого рода инвестиционных посредников является диверсификация портфеля ценных бумаг, недоступная индивидуальному инвестору.
Одним из элементов системы финансовых институтов, ориентированных на финансирование разработок новых перспективных товаров и технологий, могут стать фонды венчурного капитала, особенностью которых является готовность к финансовой поддержке проектов, с одной стороны, обещающих высокие доходы, но с другой - связанных со значительным риском.
Для финансовых посредников важность задач принятия на себя и перераспределения рисков определяется тем, что эффективность денежно - кредитной политики зависит от их уровня и динамики, поскольку они закладываются в цену финансовых инструментов.
С учетом важности проблемы перераспределения рисков их уровень должен быть оптимизирован как в разрезе конкретного вида риска, так и с точки зрения их объективной взаимосвязи и взаимозависимости. Основными направлениями оптимизации уровня всех видов рисков кредитных организаций будет являться дальнейшая работа по их снижению и диверсификации. Для этой цели необходимо:
а) развитие адекватной нормативно - правовой базы, обеспечивающей снижение уровня правового риска;
б) принятие Правительством Российской Федерации мер, направленных на повышение заинтересованности финансовых институтов в кредитовании экономики, продолжение работы по реструктуризации и рекапитализации предприятий реального сектора с целью снижения риска невозврата средств, а следовательно, и инвестиционного риска;
в) проведение целенаправленной работы по обеспечению более высокой степени сбалансированности привлеченных и размещенных средств по срокам с целью снижения риска потери ликвидности.
Важным фактором, препятствующим снижению рисков в деятельности финансовых посредников, является уровень транспарентности и достоверности информации о финансовом состоянии как самих финансовых институтов, так и их клиентов и контрагентов. Без введения в полном объеме международных стандартов финансовой отчетности нельзя считать, что участники рынка владеют адекватными данными для принятия обоснованных экономических решений.
Достижение цели повышения эффективности системы финансового посредничества потребует осуществления целого ряда мер инфраструктурного характера. Одним из основных направлений этой работы должно стать формирование более прозрачной и прогнозируемой ситуации в различных секторах экономики, что будет способствовать снижению уровня неопределенности и расширению возможностей по управлению рисками. Для этого необходимо уделить внимание вопросам формирования на российском рынке таких институтов, как кредитные бюро, рейтинговые агентства.
Основными способами оптимизации уровня рисков посредством их диверсификации могут являться:
а) предоставление синдицированных кредитов;
б) страхование инвестиционных и кредитных рисков, с помощью которого кредитные и портфельные риски диверсифицируются между кредитными организациями и страховыми компаниями;
в) хеджирование портфельных рисков путем создания компенсирующей позиции для каждой конкретной рисковой операции;
д) форфейтирование валютных и портфельных рисков, когда форфейтер берет на себя все риски экспортера без права регресса.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей