Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год.

Введение

"Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2001 год" подготовлены в полном соответствии с действующим законодательством и принятыми в мировом сообществе требованиями к центральным банкам по информационной открытости и прозрачности их деятельности в области денежно - кредитной политики.

Главной целью денежно - кредитной политики как в текущем, так и в предстоящем году является последовательное снижение инфляции.

В период после августовского кризиса 1998 года в крайне сложных внутренних и внешних условиях Банк России при поддержке Правительства Российской Федерации добился положительных результатов в реализации денежно - кредитной политики, что обеспечило существенное снижение темпов инфляции и плавную динамику валютного курса рубля.

В текущем году проводится взвешенная денежно - кредитная политика на фоне благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктуры. Это требует от Банка России постоянного наблюдения за изменением широкого спектра экономических индикаторов и своевременного и гибкого применения имеющихся в его распоряжении инструментов денежно - кредитного регулирования.

Сложившаяся динамика макроэкономических показателей свидетельствует об адекватности денежно - кредитной политики, способствующей достижению запланированного уровня инфляции при наиболее полной реализации потенциала экономического роста. Официальные золотовалютные резервы увеличены более чем вдвое и полностью обеспечивают денежную базу, сокращен отток капитала, поддерживается стабильность курса национальной валюты, происходит снижение реальных процентных ставок.

В "Основных направлениях единой государственной денежно - кредитной политики на 2001 год" приведен анализ причин отклонений фактических параметров развития российской экономики и денежной сферы от официального прогноза на текущий год и действий органов денежно - кредитного регулирования. Массированный приток валютной выручки в страну вследствие сильного платежного баланса, рост свободной ликвидности банковской системы, профицит федерального бюджета требуют более гибкой налогово - бюджетной политики.

При разработке денежно - кредитной политики на 2001 год Банк России по-прежнему исходит из сохраняющейся неопределенности темпов экономического роста, связанной с высокими рисками возможного изменения мировых цен на основные товары российского экспорта. Несмотря на то, что внешние условия на ближайшие месяцы рассматриваются как достаточно благоприятные, сохраняется зависимость состояния федерального бюджета от поступления средств от международных финансовых организаций и реструктуризации внешнего долга страны в рамках Парижского клуба кредиторов.

В этих условиях денежно - кредитная политика будет гибко реагировать на изменение экономической ситуации при сохранении режима плавающего валютного курса. Вместе с тем денежно - кредитная политика способна лишь временно сглаживать резкие колебания конъюнктуры, но не может решить проблем экономики, носящих структурный характер. В связи с этим особенно важно использовать макроэкономическую ситуацию для активизации структурных реформ в реальном секторе, что может обеспечить долгосрочный экономический рост. Кроме того, это позволит усилить роль банков и других финансовых институтов в реализации возможности неинфляционного экономического роста.

Особое значение в 2001 году имеет зависимость достижения целей по инфляции от осуществления мероприятий в налогово - бюджетной сфере - внедрения новых положений налогового кодекса, своевременного и полного исполнения федерального бюджета и использования возможных дополнительных доходов на погашение государственного внутреннего и внешнего долга. В случае сохранения в 2001 году сильного платежного баланса и достижения профицита федерального бюджета необходимо, по нашему мнению, в законодательном порядке рассмотреть вопрос о направлении части дополнительно полученных доходов на создание резервов для обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по государственному долгу в среднесрочной перспективе, что одновременно будет способствовать снижению инфляции.

В случае ухудшения конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей и / или в условиях нерешенности вопросов реструктуризации задолженности Парижскому клубу кредиторов и получения кредитов от МВФ усилится неопределенность в формировании отдельных доходных и исполнении расходных статей бюджета. Это может вызвать необходимость внесения соответствующих коррективов в проводимую Правительством Российской Федерации фискальную политику. Изменившиеся вследствие этого макроэкономические условия, в свою очередь, потребуют корректировки и денежно - кредитной политики Банка России.