Существенных преобразований требует кадровое и научное обеспечение лесного хозяйства.
В настоящее время общая численность специалистов лесного хозяйства составляет около 60 тыс. человек, что в целом недостаточно для качественного выполнения требуемых работ и услуг. Несмотря на некоторое увеличение численности персонала лесничеств (лесопарков) в последние годы, в среднем на одно лесничество приходится не более 15 служащих, на одно участковое лесничество - не более 3 служащих. Среднемесячная заработная плата работников, занятых в лесном хозяйстве, ниже среднемесячной заработной платы работников по всем отраслям экономики в субъектах Российской Федерации.
К основным социальным факторам, формирующим риски для развития лесного хозяйства, можно отнести низкий уровень оплаты труда, падение престижа профессии, низкую мотивацию для качественного выполнения работ, а также недостаточный профессиональный уровень управленческого персонала. Причины таких неблагоприятных изменений связаны в том числе с процессами урбанизации и низким уровнем развития сельских территорий.
В связи с этим являются актуальными вопросы повышения уровня знаний и квалификации работников отрасли, прежде всего в региональных органах управления и лесничествах (лесопарках), а также вопросы модернизации системы профессионального образования.
Важно обеспечить в условиях реформы образования в России преемственность опыта подготовки лесных кадров, сохранив квалификационные особенности в подготовке лесных специалистов и обеспечив их требуемую численность. Сегодня в системе лесного образования работает 46 вузов, 8 из них осуществляют полный спектр профильной подготовки лесных специалистов. Ежегодно подготавливается около 15 тыс. специалистов для лесного комплекса, в том числе по специальности "лесное дело" - около 3,5 тыс. человек, что в целом на сегодняшний день удовлетворяет потребности лесного хозяйства в кадрах с высшим образованием.
В условиях реформы образования в ряде субъектов Российской Федерации необходимо сохранить профессиональную ориентацию переданных в их подчинение лесных техникумов. Всего в России ведут подготовку специалистов для лесной отрасли 32 профессиональные образовательные организации (техникумы и колледжи), из которых 19 являются профильными с полным набором лесных специальностей.
Повысить престиж лесных профессий и привлечь молодых специалистов в лесную отрасль может развитие школьных лесничеств, общее количество которых по состоянию на 1 января 2017 г. составляет около 1,5 тысяч. Указанное положение соответствует Основам государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р.
Вместе с тем остается нерешенным вопрос закрепления кадров, особенно молодых специалистов, в лесной отрасли. Решение этого вопроса может быть в определенной мере обеспечено комплексом мер, направленных на увеличение заработной платы в отрасли до уровня не ниже средней по региону, выделение субсидий на строительство контор лесничеств, выделение субсидий на жилье в сельской местности сотрудникам лесничеств и др.
Особо следует выделить ухудшение качества научного обеспечения лесной отрасли в связи с сокращением численности научных работников лесных научно-исследовательских институтов. Не преодолены факторы, обусловливающие старение научных кадров и препятствующие притоку молодых исследователей в научные учреждения лесного сектора.
Финансирование лесных научных исследований и разработок не превышает 1,2 процента общего финансирования лесного хозяйства. Субъекты Российской Федерации, которым передано большинство полномочий в области лесных отношений, и лесной бизнес практически не участвуют в научно-исследовательской деятельности.
В лесном комплексе в ближайшие 10 - 15 лет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке.
В долгосрочной перспективе особую актуальность приобретают исследования процессов, происходящих в обществе и природе, процессов развития природоподобных технологий, человеко-машинных систем, управления климатом и экосистемами. Возрастает актуальность исследований, связанных с этическими аспектами технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений.
Для достижения цели научно-технологического развития лесного сектора экономики Российской Федерации необходимо:
создать возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области лесной науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны;
создать условия для проведения исследований и разработок в лесном комплексе, соответствующие современным принципам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также лучшей российской и мировой практике;
сформировать эффективную систему коммуникации в области науки, технологий и инноваций, обеспечив повышение восприимчивости лесного сектора экономики и общества к инновациям, создав условия для развития наукоемкого бизнеса;
сформировать эффективную современную систему управления в области лесной науки, технологий и инноваций, обеспечивающую повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, а также эффективности капиталовложений в указанную сферу;
способствовать формированию модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области лесных исследований и технологического развития, позволяющей защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки и повысить эффективность российской лесной науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей