III. Проверка требований, содержащихся в главе III Правил "Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"

III. Проверка требований, содержащихся в главе III Правил

"Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ

и радиоактивных отходов в организации"

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

8. По пункту 9 Правил в организации проверяется, что учетными единицами РВ и РАО в учете и контроле являются:

для РВ в составе ЗРИ (подтверждением того, что рассматриваемая учетная единица классифицируется как ЗРИ, будет являться прямое указание об этом в паспорте (сертификате) на ЗРИ предприятия-изготовителя):

отдельный ЗРИ, имеющий паспорт (сертификат);

упаковка однотипных ЗРИ, имеющая единый паспорт или другой учетный документ до момента ее разукомплектования;

для РВ не в составе ЗРИ:

отдельное изделие с РВ, имеющее заводской (эксплуатационный) номер и паспорт (сертификат) или другой учетный документ (например, радиационная головка гамма-дефектоскопа, защитный контейнер транспортного упаковочного комплекта, изготовленные из обедненного урана);

определенное по массе, объему, виду соединения, радионуклидному составу количество РВ в упаковке, имеющей заводской (эксплуатационный) номер и паспорт (сертификат) или другой учетный документ (например, ОРИ с жидким, твердым или газообразным РВ);

партия РВ или партия однотипных упаковок РВ (изделий с РВ) однородного радионуклидного состава, находящаяся в опломбированной таре, имеющей заводской (эксплуатационный) номер и паспорт (сертификат) или другой учетный документ на партию или на каждую упаковку (изделие) (например, урановая (ториевая) руда в расфасованных упаковках, бочках);

партия РВ, находящаяся в ограниченном контролируемом объеме, позволяющем обеспечить контроль доступа к РВ и идентификацию партии (в том числе по пункту хранения или месту хранения), и имеющая паспорт или другой учетный документ (например, урановая (ториевая) руда в технологической емкости, таре, пункте хранения);

для РАО не в виде отработавших ЗРИ:

совокупность РАО, масса, объем, физические свойства и радионуклидный состав которых определены на основании единого набора данных и результатов измерений, имеющая паспорт или другой учетный документ, находящаяся в опломбированной либо в неопломбированной таре, имеющей заводской (эксплуатационный) номер, из которой РАО не могут быть извлечены без нарушения целостности учетной единицы, либо находящаяся в ограниченном контролируемом объеме (например, жидкие или твердые РАО в бочках, технологических емкостях);

законсервированный пункт хранения РАО;

отдельный участок радиационно загрязненной территории либо отдельные зоны радиационно загрязненной территории (если проводилось зонирование участка территории в соответствии с диапазоном загрязнения);

для РАО в виде отработавшего ЗРИ:

отдельный отработавший ЗРИ;

упаковка с отработавшими ЗРИ в опломбированной таре;

для РВ в ядерном топливе - облученные в активной зоне ядерного реактора и выгруженные в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора:

тепловыделяющие сборки ядерного реактора (далее - ОТВС), имеющие индивидуальный номер;

отдельный тепловыделяющий элемент (далее - ТВЭЛ), имеющий индивидуальный номер;

фрагменты ОТВС, пучок ТВЭЛов, отдельные части ТВЭЛов или измельченные части ТВЭЛов, находящиеся в опломбированной таре (упаковке, пенале), имеющей индивидуальный номер, либо в неопломбированной таре (упаковке, пенале), имеющей индивидуальный номер, из которой указанные изделия не могут быть извлечены без нарушения целостности такой неопломбированной тары (упаковки, пенала).

При проведении инспекции учитывается, что проверяемая организация может иметь широкий спектр РВ и РАО, а также ЯМ, соответственно, может иметь две системы учета и контроля. С другой стороны, может иметь узкую номенклатуру РВ (например, единственный ЗРИ в составе технологической или медицинской облучательной установки).

С учетом перечисленных условий определяется круг проверяемых вопросов.

Специальный вопрос, который представляет особую сложность, - проверка достоверности "пограничных" количественных критериев (искусственного занижения количества ядерных материалов, чтобы они не подпадали под государственный учет и контроль ядерных материалов).

При проверке в организации учитываются следующие условия:

с учетом требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" НП-030-12, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 г. N 255 (далее - НП-030-12), защитные контейнеры транспортных упаковочных комплектов, радиационные головки гамма-дефектоскопов, облучательные головки гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядные контейнеры и другие подобные специфические изделия, применяемые для радиационной защиты, учитываются как РВ независимо от массы обедненного урана, используемого в качестве радиационной защиты;

РВ, содержащиеся в ядерном топливе, учитываются в системе государственного учета и контроля РВ и РАО (далее - СГУК РВ и РАО) только по массе и активности, при этом уран и плутоний, содержащийся в ядерном топливе, подлежат учету в СГУК ЯМ, а нуклиды уран-233, нептуний-237, америций-241, америций-243, калифорний-252 до момента выделения из ядерного топлива (плутонийсодежащих продуктов) должны находиться на учете в СГУК РВ и РАО;

ЯМ, содержащиеся в ЗРИ, подлежат учету в СГУК РВ и РАО, если по паспортным данным суммарная масса ЯМ в единичном ЗРИ не превышает минимальное количество, начиная с которого ЯМ подлежат учету в СГУК ЯМ;

при наличии в организации системы учета и контроля ЯМ все РВ не в составе ЗРИ на основе ЯМ (ОРИ) учитываются в данной системе учета и контроля;

при отсутствии в организации системы учета и контроля ЯМ и учете всех РВ не в составе ЗРИ на основе ЯМ (ОРИ) в системе учета и контроля РВ и РАО необходимо проверить, что сумма ЯМ во всех данных учетных единицах не более минимальных количеств, указанных в НП-030-12.

9. По пункту 10 проверяется, что для используемых в организации ЗРИ изготовителем установлена и указана в паспорте (сертификате) на ЗРИ категория по радиационной опасности согласно методике категорирования, приведенной в приложении N 2 к Правилам. Если категория ЗРИ по радиационной опасности не установлена изготовителем (что характерно для ЗРИ, от даты изготовления которых прошло 10 лет и более, а также для ЗРИ импортного производства), то ее должна установить самостоятельно организация-владелец ЗРИ в паспорте (сертификате) либо в отдельном документе согласно методике категорирования, приведенной в приложении N 2 к Правилам.

В случае самостоятельного установления организацией-владельцем категории ЗРИ по радиационной опасности рекомендуется при проведении проверки выборочно оценить правильность определения данной категории с использованием указанной выше методики категорирования, а также проверить соответствие категорий ЗРИ по радиационной опасности, указанных в учетных и отчетных документах организации. При этом необходимо принимать во внимание, что при определении категории ЗРИ по радиационной опасности используется только паспортная активность радионуклида, без учета того, что период полураспада радионуклида ЗРИ может быть меньше его назначенного срока службы (например, радионуклиды, используемые в целях гамма-дефектоскопии: иридий-192 с периодом полураспада 74 суток, селен-75 с периодом полураспада 120 суток).

Также для ЗРИ с ЯМ, подлежащим учету в СГУК ЯМ, необходимо проверить предоставление отчетности по формам, введенным в действие в СГУК РВ и РАО для ЗРИ (в соответствии с положениями приказа Госкорпорации "Росатом" от 28 сентября 2016 г. N 1/24-НПА "Об утверждении форм отчетов в области государственного учета и контроля радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и ядерных материалов, не подлежащих учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, порядка и сроков представления отчетов").

10. По пункту 11 Правил проверяется, что в организации (филиале, территориально обособленном подразделении) приказом руководителя организации назначены лица, ответственные за учет и контроль РВ и РАО в каждом структурном подразделении, осуществляющем обращение с РВ и РАО.

11. По пункту 12 Правил проверяется, что в организации (филиале, территориально обособленном подразделении) организационно-распорядительным актом (приказом) руководителя организации создана централизованная служба (или назначено структурное подразделение) по учету и контролю РВ и РАО, а также определен состав такой службы. Допускается организация отдельных централизованных служб по учету и контролю РВ и по учету и контролю РАО.

При проверке учитывается, что при наличии перечисленных ниже условий допускается вместо централизованной службы назначать должностное лицо, ответственное за учет и контроль:

в организации имеется не более четырех филиалов (территориально обособленных подразделений), осуществляющих обращение с РВ и РАО;

в филиале (территориально обособленном подразделении) имеется не более пяти структурных подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО.

12. По пунктам 13 и 15 Правил проверяется, что в организации разработано и утверждено руководителем организации или лицом, им уполномоченным (далее - руководитель организации) Положение по учету и контролю РВ и РАО (далее - Положение), в котором отражаются следующие вопросы:

перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО;

структура и состав персонала, занятого учетом и контролем, в том числе функции централизованной службы по учету и контролю РВ и РАО и распределение ответственности и обязанностей за учет и контроль РВ и РАО в организации, а именно:

организация и осуществление учета и контроля РВ и РАО на уровне организации;

методическое руководство вопросами учета и контроля РВ и РАО в организации и ее подразделениях;

разработка соответствующих нормативных документов организации в области учета и контроля РВ и РАО;

проверка ведения учетной документации в подразделениях, осуществляющих обращение с РВ и РАО (в том числе проверка функционирования автоматизированной системы учета при ее наличии в организации);

предоставление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;

проверка соблюдения требований по учету и контролю РВ и РАО в подразделениях организации (в том числе сверка данных учетных документов, проверка порядка организации и проведения инвентаризаций РВ и РАО в структурных подразделениях, проверка порядка применения пломб, проверка наличия РВ и РАО в местах их нахождения, сверка данных учета и фактического наличия РВ и РАО, проверка соблюдения процедур оценки потерь РВ и РАО для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);

участие в проведении расследований причин и обстоятельств нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО и контроль принятия необходимых мер по их устранению;

контроль мероприятий по устранению недостатков в системе учета и контроля РВ и РАО, выявленных при осуществлении административного контроля;

типы учетных единиц РВ и РАО в организации;

порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО, в том числе при:

приеме и передаче РВ и РАО (от других организаций и внутри организации между подразделениями);

изготовлении РВ, образовании РАО;

переводе из одной категории в другую (РВ, РАО) или из одной системы учета в другую (СГУК РВ и РАО, СГУК ЯМ);

завершении технологических операций с РВ и РАО;

технологических потерях РВ и РАО (для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);

истечении назначенного срока службы ЗРИ, срока эксплуатации изделий с РВ;

утере РВ и/или РАО, обнаружении ранее неучтенных, бесхозяйных РВ и/или РАО;

снижении активностей РВ до значений ниже минимально значимых или снижении активности РАО до уровней, при которых они не относятся к РАО в соответствии с критериями отнесения отходов к радиоактивным;

сведения об организации системы измерений РВ и РАО;

сведения о мерах контроля доступа и средствах контроля доступа (далее - СКД) к РВ и РАО, в том числе:

об административно-технических мерах по ограничению доступа к РВ и РАО;

о порядке применения СКД в целях учета и контроля РВ и РАО;

о порядке действий в случае определения СКД несанкционированного доступа;

перечень и формы учетных и отчетных документов в организации, порядок ведения учетных документов, в том числе:

перечень учетных документов, которые ведутся в организации;

порядок и сроки подготовки и предоставления отчетных документов от подразделений организации в централизованную службу, перечень и формы таких отчетных документов;

порядок внесения изменений и исправлений в учетные и отчетные документы;

сроки хранения учетных документов;

порядок административного контроля выполнения требований к учету и контролю, в том числе:

список лиц, которым поручен административный контроль выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

порядок организации и осуществления административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

порядок документального оформления результатов административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

порядок устранения замечаний, выявленных в ходе проведения административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

порядок расследования нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО:

порядок действий работника при обнаружении нарушений и аномалий;

порядок проведения расследования нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО;

порядок информирования и отчетности по фактам нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО;

порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ и РАО, в том числе организация процесса подготовки, поддержания квалификации, проверки знаний работников, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО, и должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в организации;

порядок проведения инвентаризаций РВ и РАО, в том числе:

периодичность проведения инвентаризаций;

порядок подготовки к проведению инвентаризации;

порядок проведения инвентаризации;

порядок оформления результатов инвентаризации;

процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО (для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО):

места образования технологических потерь;

методики (методы) измерений или расчетные методы для определения технологических потерь;

порядок документального оформления технологических потерь.

При этом учитывается, что фактическое содержание Положения будет определяться особенностями деятельности конкретной организации.

При наличии в организации отдельных документов, в которых отражены данные вопросы (например, отдельный документ по проведению инвентаризации РВ и РАО), проверяется наличие в Положении ссылок на соответствующий документ.

13. По пункту 14 Правил проверяется, что учет и контроль РВ и РАО в организации осуществляются на всех стадиях обращения с ними в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, нормативной и технической документацией, разрабатываемой и утверждаемой самой организацией.

14. По пункту 16 Правил в организации проверяется, что требования и процедуры, установленные в Положении и других документах организации, соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии (например, установлена требуемая частота инвентаризации РВ и РАО, определены сроки постановки на учет РВ и РАО, направляются в установленные сроки предварительные уведомления об отправке РВ и РАО).

Также проверяется, что Положение пересматривается не реже одного раза в пять лет с учетом того, что положения по учету и контролю для РВ и для РАО могут разрабатываться в организации в виде отдельных документов.

15. По пункту 17 Правил проверяется, что при наличии в организации трех и более структурных подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ и РАО, для каждого такого подразделения разработана и утверждена руководителем организации инструкция по учету и контролю РВ и РАО, в которой отражены следующие вопросы:

организация работ по учету и контролю РВ и РАО в структурном подразделении, в том числе состав и функции персонала структурного подразделения, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО;

процедуры учета и контроля РВ и РАО в структурном подразделении, в том числе постановки на учет и снятия с учета;

процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО в структурном подразделении (для производств, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);

применяемые в структурном подразделении методики (методы) и средства измерений РВ и РАО в целях учета и контроля;

перечень и формы учетных документов в структурном подразделении и порядок их ведения;

особенности проведения инвентаризаций РВ и РАО в структурном подразделении.

Проверяется также, что инструкция содержит особенности осуществления учета и контроля РВ и РАО в конкретном структурном подразделении (по сравнению с общим порядком учета и контроля РВ и РАО в организации) и соблюдается срок пересмотра данной инструкции - не реже одного раза в пять лет.

При наличии в структуре организации нескольких филиалов в каждом из филиалов разрабатывается Положение по учету и контролю РВ и РАО, а при нахождении в составе каждого филиала более трех структурных подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ (РАО), проверяются разработанные для каждого из подразделений инструкции по учету и контролю РВ и РАО.