Основные нарушения нормативно-правовых актов

Основными нарушениями в сфере реализации непродовольственных товаров являются:

- несоблюдение требований технических регламентов по маркировке, физико-химическим и микробиологическим требованиям;

- введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара;

- отсутствие возможности осуществить идентификацию товара с товаро-сопроводительными документами, инструкцией эксплуатации, техническим паспортом и др.;

- отсутствие или ненадлежащее оформление товарно-сопроводительной документации;

- реализация продукции, свободная продажа которой запрещена;

- нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ненадлежащее оформление ценников, отсутствие книги отзывов и предложений; и пр.);

- ненадлежащее оформление вывески предприятия торговли.

Не доведение надлежащей информации о товаре (работе, услуге), изготовителе (исполнителе, продавце) является одним из самых распространенных видов нарушения прав потребителей, в сфере торговли таких нарушений, в сфере рынка услуг (в том числе: общественное питание, туристские услуги, транспортные услуги, услуги связи, деятельность финансовых рынков и пр.). Административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе отражена в ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Второе место по количеству нарушений являются нарушения, связанные с включением в договоры условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

Такие нарушения прав потребителя проявляются в различных сферах при оказании услуг (выполнении работ), при продаже товара.

Например, при заключении договоров на оказание платных образовательных услуг имеет место включение в соответствующие договоры положений об ограничении права потребителя на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время и без обоснования причин, предоставленного ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона "О защите прав потребителей"; включение в договор условия о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги, либо о возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя на основании ст. 782 ГК РФ условия, предоставляющего образовательным учреждениям право в одностороннем порядке расторгать договор в случае нарушения студентом различных правил поведения, в том числе проживания в общежитии; установления оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов, проведения практики. Подобные ограничения прав потребителя имеют место и при оказании медицинских услуг.

В договоры на оказание бытовых услуг зачастую включают положения, ограничивающие ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Нередко приобретение товара (работ, услуг) обусловливается обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Включение в договор условий, ущемляющих права потребителей наиболее распространено в банковской и иных финансовых сферах (368). Основными нарушениями в данной сфере являются: навязывание дополнительных услуг при кредитовании (пакеты банковских услуг, комиссии, страховки и пр.), что является нарушением ст. 16 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Такие действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, введение в заблуждение относительно потребительских свойств услуги, ответственность за которое предусмотрено ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ.

Поскольку банки, пользуясь своим преимущественным правом на предоставление кредитов, включают в кредитный договор многочисленные условия, ущемляющие права потребителей, такие как: выплата различных необоснованных комиссий за предоставление кредита; право банка на одностороннее расторжение договора и изменение процентной ставки по кредиту, выбор подсудности по месту нахождения банка и другие. То обстоятельство, что в общей массе правонарушений, посягающих на права потребителей, такие нарушения занимают сравнительно небольшое место, не означает необходимости вести активную борьбу с этими явлениями.

Пример.

При проведении внеплановых выездных проверок обнаружена реализация товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, без указания в товарно-сопроводительной документации (ТТН N ___ от ____) сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии: мебели, одежды, обуви, детских игрушек, электробытовых товаров.

Данные факты свидетельствуют о нарушении Федерального закона "О техническом регулировании", Технического регламента, п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров N 55, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, согласно которым продавец по требованию потребителя обязан ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

Пример.

При обследовании объектов и проведении экспертизы представленных в ходе проверок документов установлены следующие нарушения в отношении реализации обуви:

- продажа товаров с недостоверной информацией об обязательном подтверждении соответствия товара установленным требованиям (на ярлыке обуви указан знак соответствия (знак соответствия продукции требованиям государственных стандартов), вместо единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, так как на товар представлена декларация о соответствии товара требованиям Технического регламента);

- продажа товаров без маркировки на упаковке изделий;

- продажа товаров с маркировкой, без указания обязательных сведений, предусмотренных законодательством (без указания на маркировке потребительской упаковки даты изготовления, вида материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви (указан схематично без расшифровки условных обозначений), наименование товара, наименование страны происхождения товара; модели, полноты изделия, сведений об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, наименования изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица, юридического адреса изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица, состава сырья, единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, информации об условиях эксплуатации и ухода за обувью);

- продажа товаров с недостоверной или двойной информацией, не обеспечивающей возможность правильного выбора и вводящей в заблуждение потребителя относительно информации (о размере изделия, например, размер 7, в соответствии с ГОСТ 11373-88 "Обувь. Размеры" установлены метрические размеры в зависимости от интервала между смежными размерами обуви. В соответствии с п. 3.3.1 ГОСТ "Обувь. Маркировка" допускается обозначение размера в метрической (мм) и (или) штихмассовой (р-р 37, 38 и пр.) системах нумерации; о составе сырья, например - туфли женские, на ярлыке указан состав изделия: кожа, изделие состоит из верха из замши);

- продажа товаров по неправильно оформленным ценникам без указания на ценнике наименования товара;

- включение в договор условий, ущемляющих права потребителя (правонарушение выразилось в ограничении права потребителя по срокам предъявления требований к качеству товаров и в части продажи товара с выраженными производственными дефектами);

- реализация товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

- реализация обуви без проведения предпродажной подготовки до подачи в торговый зал - распаковки, рассортировки и осмотра товара, проверки качества товара по внешним признакам и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе;

- реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.

Постановлением Правительства РФ от 10.02.2016 N 89 установлена максимальная стоимость гостиничного обслуживания в городах, где будут проводиться матчи Чемпионата мира по футболу, а также размещаться участники чемпионата и зрители. Стоимость определена исходя из присвоенной гостинице или иному средству размещения категории и соответствующей категории номера. С 15 мая по 15 августа 2018 года цены на услуги гостиниц, хостелов на территории субъектов РФ, где проводятся массовые спортивные мероприятия, не должны превышать установленных указанным постановлением.

В целях недопущения фактов несоблюдения этих обязательных требований организована и проводится системная работа в этом направлении.