II. Анализ финансово-экономического состояния эксплуатантов, выполняющих международные коммерческие воздушные перевозки

II. Анализ финансово-экономического состояния

эксплуатантов, выполняющих международные коммерческие

воздушные перевозки

9. Рекомендации настоящей главы предназначены для опытной апробации и аналитического использования с 1 апреля 2018 г. по 30 июня 2019 г. применительно к эксплуатантам, выполняющим международные коммерческие воздушные перевозки, и располагающим гражданскими воздушными судами общей емкостью свыше 3000 кресел.

При анализе и оценке показателей настоящей главы настоящих Методических рекомендаций дополнительно к документам, указанным в главе I настоящих Методических рекомендаций, требуется следующая информация, подготавливаемая, рассчитываемая и заверенная главным бухгалтером и генеральным директором, представляемая эксплуатантом:

а) выручка эксплуатанта (с учетом детализации);

б) данные о прибыли (убытках) от продаж (с учетом детализации);

в) сумма прочих доходов (с учетом детализации);

г) данные о дебиторской задолженности (с учетом детализации);

д) данные о финансовых вложениях (с учетом детализации);

е) данные о краткосрочных вложениях;

ж) данные о сумме вложений в ценные бумаги, имеющие биржевое обращение;

з) данные о имеющихся векселях, выпущенных компаниями, имеющими выручку не менее 5 млрд рублей, и имеющими срок погашения в течение следующих пяти лет от даты выпуска векселя;

и) данные о структуре группы компаний (определенных банком-кредитором как группа взаимосвязанных компаний);

к) справка об открытых расчетных счетах (рублевые/валютные) из ИФНС;

л) перечень ссудных счетов с указанием банков-кредиторов;

м) расшифровка кредитного портфеля в разрезе договоров, с указанием о невыбранных лимитах (с учетом детализации по форме приложения N 2 к настоящим Методическим рекомендациям), заверенная банком-кредитором;

н) копии кредитных договоров/соглашений со всеми приложениями, заверенные банком-кредитором;

о) копии договоров залога и поручительства, заверенные банком-кредитором;

п) справка о забалансовых обязательствах (поручительства/соглашения об уступке прав/требований).

10. Оценка и анализ финансово-экономического состояния эксплуатанта включают:

расчет показателей (характеристик) деятельности и финансово-экономического состояния эксплуатанта в целях отнесения эксплуатанта к одному из классов финансовой стабильности;

анализ достигнутых и прогнозируемых показателей (характеристик) деятельности и финансово-экономического состояния эксплуатанта, включая характеристику выявленных тенденций и обусловивших их факторов и причин, выявление рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта;

подготовку выводов по результатам проведенного анализа, соответствующего требованиям настоящих Методических рекомендаций.

Заключение для целей оценки текущего финансово-экономического состояния по данным отчетности эксплуатанта должно содержать выводы о категории прибыльности и подкатегории финансовой устойчивости эксплуатанта.

11. Оценка выполняющих международные коммерческие воздушные перевозки эксплуатантов в дополнение к исходной информации, перечисленной в главе II настоящих Методических рекомендаций, основывается также на дополнительных расшифровках, предоставляемых в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, в том числе на данных, включенных в справку "Расчет оборотного капитала".

12. Оценка включает получение результатов объективного анализа показателей их долговой нагрузки, отношения долговой нагрузки к сумме операционной прибыли и амортизации, уровня краткосрочной задолженности и его отношения к объему ликвидных активов.

13. Значения показателей используются для обоснования выводов об отнесении эксплуатантов к одной из категорий прибыльности и подкатегории финансовой устойчивости. Эксплуатанты разделяются на следующие категории по прибыльности и подкатегории финансовой устойчивости:

Первая категория:

эксплуатанты, имеющие прибыльную операционную модель:

а) с приемлемым уровнем долга;

б) со средним уровнем долга;

в) с высоким уровнем долга.

Вторая категория:

Эксплуатанты, имеющие неубыточную операционную модель:

а) с приемлемым уровнем долга;

б) с высоким уровнем долга.

Третья категория:

эксплуатанты с убыточной операционной моделью:

а) с приемлемым уровнем долга;

б) с высоким уровнем долга.

При проведении оценки в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями выявление противоречий в представленных эксплуатантами документах и отчетности (в том числе между данными форм бухгалтерского (финансового) учета и форм государственной статистической отчетности) является основанием для отнесения эксплуатанта в категорию: "Эксплуатанты с убыточной операционной моделью с высоким уровнем долга.

14. Финансовые риски эксплуатантов первой категории, имеющих прибыльную операционную модель, оцениваются с точки зрения коэффициента финансовой устойчивости, определяемого как отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к операционной прибыли до амортизации.

Финансовые риски эксплуатантов второй и третьей категории, имеющих неубыточную или убыточную операционную модель, анализируются:

через качество структуры активов и пассивов - соответствие доли ликвидных активов краткосрочным обязательствам и структуры ликвидных активов;

через отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к среднему арифметическому положительных значений операционной прибыли до амортизации эксплуатанта за последние 3 года.

15. Эксплуатант, относящийся к прибыльной операционной модели, должен соответствовать следующим значениям аналитических показателей, рассчитывающимся на основе форм 1 и 2 бухгалтерской (финансовой) отчетности и формы 67-ГА "Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта":

рентабельность по операционной прибыли до амортизации - не менее 2,5%;

определение подкатегории финансовой устойчивости внутри данной категории определяется следующими правилами:

с приемлемым уровнем долга - отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации - не более 3;

со средним уровнем долга - отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации - не более 5;

с высоким уровнем долга - отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации - более 5.

16. Эксплуатант, относящийся к неубыточной операционной модели, должен соответствовать следующим значениям аналитических показателей, рассчитывающимся на основе форм 1 и 2 бухгалтерской (финансовой) отчетности:

рентабельность по операционной прибыли до амортизации - более 0%, но менее 2,5%;

соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате - более 0%;

или

соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате с учетом чистых прочих доходов - более 0% (в случае отрицательного значения вышеуказанного показателя).

Определение подкатегории финансовой устойчивости внутри данной категории определяется по следующим правилам:

с приемлемым уровнем долга:

отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности - не менее 90%;

доля денежных средств в составе ликвидных активов - не менее 20%;

отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к среднему арифметическому положительных значений операционной прибыли до амортизации эксплуатанта за последние 3 года - не более 3;

с высоким уровнем долга:

в случае если финансовые показатели эксплуатанта не соответствуют критериям эксплуатанта с приемлемым уровнем долга, он относится к подкатегории с высоким уровнем долга.

17. Эксплуатанты, не относящиеся к первой и второй категориям, указанным в пункте 13 настоящих Методических рекомендаций, относятся к категории с убыточной операционной моделью.

Определение подкатегории финансовой устойчивости внутри данной категории определяется следующими правилами:

с приемлемым уровнем долга:

а) отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности - не менее 120%;

б) доля денежных средств в составе ликвидных активов - не менее 25%;

в) отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к среднему арифметическому положительных значений операционной прибыли до амортизации эксплуатанта за последние 3 года - не более 2;

с высоким уровнем долга:

в случае если финансовые показатели эксплуатанта не соответствуют критериям эксплуатанта с приемлемым уровнем долга, он относится к подкатегории с высоким уровнем долга.

18. Эксплуатанты с высоким уровнем долга должны дополнительно предоставлять в Росавиацию не позднее 1 сентября расчет достаточности оборотного капитала.

Сумма оборотного капитала должна быть не менее 4,7% от суммы выручки за последние 12 месяцев, умноженная на коэффициент изменения парка авиакомпании.

Подтверждением оборотного капитала могут являться активы, ограниченные следующим перечнем:

а) денежные средства;

б) краткосрочные вклады;

в) вложения в ценные бумаги, имеющие биржевое обращение;

г) векселя, выпущенные компаниями, имеющими выручку не менее 5 млрд. рублей, и имеющие срок погашения в течение следующих пяти лет;

д) подписанные кредитные соглашения с кредитными организациями с невыбранными лимитами.

19. Расчет показателей производится по следующим формулам:

а) рентабельность по операционной прибыли до амортизации:

(прибыль (убыток) от продаж <*> (код 2200) + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА)) / (выручка <*> (код 2110);

б) соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате:

прибыль (убыток) от продаж <*> (код 2200) + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА) - проценты к уплате <*> (код 2330);

в) соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате с учетом чистых прочих доходов (сумма кодов 2340 и 2350): прибыль (убыток) от продаж <*> (код 2200) + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА) - проценты к уплате (код 2330) + прочие доходы <*> (код 2340) - прочие расходы <*> (код 2350);

г) отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации:

(чистый долг) / (операционная прибыль до амортизации),

где:

чистый долг = итого по разделу IV "Долгосрочные обязательства" бухгалтерского баланса эксплуатанта (код 1400) +

+ итого по разделу V "Краткосрочные обязательства" бухгалтерского баланса эксплуатанта (код 1500) -

денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250) -

финансовые вложения <*> (коды 1170, 1240) - дебиторская задолженность <*> (код 1230);

д) операционная прибыль до амортизации =

прибыль (убыток) от продаж <*> (код 2200) + прочая прибыль (убыток) от продаж (сумма строк 2340 и 2350) по производным финансовым инструментам + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА);

е) отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности:

(ликвидные активы) / (итого по разделу V "Краткосрочные обязательства" (код 1500),

где:

ликвидные активы = денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250) +

+ финансовые вложения <*> (коды 1170, 1240) + дебиторская задолженность <*> (код 1230).

Доля денежных средств в составе ликвидных активов:

(денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250)) / (ликвидные активы)

чистый оборотный капитал:

оборотные активы - оборотные пассивы,

где:

оборотные активы = запасы (код 1210) + дебиторская задолженность <*> (код 1230) +

+ финансовые вложения <*> (код 1240) + денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250) + прочие оборотные активы (1260);

--------------------------------

<*> Указанные показатели применяются с учетом указанной в пункте 20 настоящих Методических рекомендаций детализации.

оборотные пассивы = кредиторская задолженность (код 1520) + доходы будущих периодов (код 1530) + оценочные обязательства (1540) + прочие обязательства (код 1550).

20. Детализация, необходимая для расчета отдельных слагаемых или показателей:

а) порядок расчета и предоставления данных по выручке:

выручка (код 2110) должна включать в себя только операции по продаже билетов и оказанию услуг по перевозке пассажиров и грузов. Кроме того, выручка должна фиксироваться не по дате продажи билета, а по дате выполнения обязательств по перевозке, с учетом поправки на подпункт "б" пункта 2.

Выручка эксплуатанта (код 2110) не может в себя включать:

выручку, не связанную с воздушными перевозками или носящую разовый, или нерегулярный характер, в том числе предоплаты от туристических компаний;

продажу билетов и услуг, которые будут осуществлены эксплуатантом в течение более 30 дней с момента отчетности;

б) порядок расчета и предоставления данных по прибыли (убытка) от продаж (код 2200):

при расчете прибыли (убытка) от продаж (код 2200) необходимо учитывать выручку в соответствии с вышеуказанным порядком;

в) порядок расчета и предоставления данных по прочим доходам (код 2340):

прочие доходы (код 2340) для целей настоящего положения должны включать в себя доходы эксплуатантов от сделок с производными финансовыми инструментами на курс валюты и стоимость авиационного топлива, имеющие обращение на организованных биржевых площадках;

прочие доходы (код 2340) не должны учитывать результаты реализации активов компании;

г) порядок расчета и предоставления данных по дебиторской задолженности:

в качестве дебиторской задолженности может приниматься исключительно:

задолженность клиентов по договорам на воздушную перевозку;

накопленный, но не выплаченный процентный (купонный) доход по облигациям, в том числе принимаемый к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, за исключением накопленного процентного (купонного) дохода по облигациям, в отношении эмитента которых в соответствии с законодательством Российской Федерации опубликованы сведения о просрочке исполнения эмитентом обязательства по выплате указанного дохода или сведения о применении к эмитенту процедуры банкротства;

задолженность профессиональных участников рынка ценных бумаг перед эксплуатантами по сделкам репо.

В качестве дебиторский задолженности не может применяться:

любые предоплаты, связанные с ремонтом и обслуживанием парка воздушных судов эксплуатанта;

предоплата за запасные части для парка воздушных судов эксплуатанта;

обязательства туристических агентств.

Дебиторская задолженность, указанная в подпунктах "г", "е" пункта 19 настоящих Методических рекомендаций, принимается к расчету с учетом следующих поправок:

если срок ее возникновения составляет менее 90 дней с даты предоставления отчетности, то используется поправочный коэффициент 1,0;

если срок ее возникновения является равным или составляет более 90 дней, но менее 180 дней с даты предоставления отчетности, то с коэффициентом 0,8;

если срок ее возникновения является равным или более 180 дней, но менее 360 дней с даты предоставления отчетности, то с коэффициентом 0,5;

если срок ее возникновения составляет более 360 дней с даты предоставления отчетности, то с коэффициентом 0,0;

д) порядок расчета и предоставления данных по финансовым вложениям:

к расчету финансовых вложений эксплуатантов принимаются следующие ценные бумаги, включенные в котировальные списки первого (высшего уровня):

российские и иностранные акции публичных обществ (компаний), а также депозитарные расписки на них;

российские и иностранные облигации;

инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, а также ценные бумаги иностранных организаций, которые в соответствии с законодательством страны инкорпорации данных иностранных организаций относятся к схемам коллективного инвестирования или схемам совместного инвестирования, как с образованием, так и без образования юридического лица (далее - иностранные фонды);

к расчету финансовых вложений также принимаются:

положительная вариационная маржа по сделкам с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

векселя российских компаний, имеющих выручку не менее 5 млрд. рублей и срок погашения в течение следующих пяти лет;

не реструктурированная задолженность российских компаний перед эксплуатантом (выданный займ), обеспеченная не менее чем на 100% залогом недвижимого имущества по залоговой стоимости имущества, определенной независимым оценщиком;

к расчету финансовых вложения эксплуатантов не принимается:

займы юридическим лицам, которые имеют просроченную или пролонгированную (реструктурированную) задолженность перед организацией;

любые финансовые вложения в юридические лица, которые по состоянию на расчетную дату ликвидированы, находятся в процессе ликвидации или в отношении которых введены процедуры банкротства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

к расчету финансовых вложений эксплуатантов принимаются следующие активы, имеющие оценку, проведенные независимым оценщиком:

вложения в акции дочерних компаний, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, данные инструменты не могут превышать 10% всех финансовых вложений эксплуатантов в целях расчета показателей для настоящего положения.