Минэкономразвития России разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

Таблица 18. Динамика производства отраслей машиностроительного комплекса

Отчет

Оценка

Прогноз

2024 к 2018, %

в % к соотв. периоду предыдущего года

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий

-1,5

3,0

3,9

3,9

4,2

4,4

4,4

26,1

Производство электрического

оборудования

2,9

-0,5

4,7

4,4

4,4

4,5

4,4

23,8

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

-0,6

-2,0

1,0

1,8

2,4

3,6

3,6

10,6

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

13,3

1,2

4,8

6,2

6,9

6,6

6,7

36,9

Производство прочих транспортных

средств и оборудования

-2,2

-10,0

4,6

4,3

4,2

4,3

4,2

11,0

В 2022 году по сравнению с 2018 годом ожидается увеличение производства компьютеров, электронных и оптических изделий на 15,8%, при этом в 2024 году по сравнению с 2018 годом производство компьютеров, электронных и оптических изделий увеличится на 26,1 процента.

Динамика производства продукции приведенной группы, в том числе будет определяться эффективностью деятельности созданных и создаваемых производств радиоэлектронной продукции, в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности".

Указанный сегмент электроники отличается достаточно высокой зависимостью от действий государства как в части направлений и динамики перспективного развития, так и в части спроса на продукцию в специальном исполнении. В связи с этим значимым фактором развития производства радиоэлектронной продукции и компонентной базы в среднесрочной перспективе будет являться приоритетное использование продукции российского производства при реализации инвестиционных проектов в сфере коммуникации и связи, включая развитие информационной инфраструктуры в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

Развитие производства медицинской техники будет определяться увеличением инвестиций в основной капитал по направлению "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", а также эффективностью реализации мероприятий по модернизации системы здравоохранения и укреплению материально-технической базы медицинских учреждений.

Также увеличению производства отечественного медицинского оборудования будет способствовать реализация национального проекта "Здравоохранение", в котором в том числе предусмотрено внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов.

Кроме того, с целью создания научных заделов для развития в Российской Федерации производства ключевых сегментов импортозамещающего медицинского оборудования, а также технологической модернизации организаций отрасли в настоящее время реализуется государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности".

В 2022 году по сравнению с 2018 годом ожидается увеличение производства электрического оборудования на 13,5%, при этом в 2024 году по сравнению с 2018 годом производство электрического оборудования вырастет на 23,8 процента. Динамика роста производства электрического оборудования обусловлена в том числе увеличением производства электрического оборудования для энергетической отрасли (в том числе кабельная продукция), энергетического оборудования и бытовых приборов. Предполагается, что увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2019 - 2024 годах, а также модернизация действующих и ввод новых производственных мощностей также будут оказывать положительное влияние на увеличение объемов рынка бытовой техники.

В 2022 году по сравнению с 2018 годом ожидается рост производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки, на 3,2%, при этом в 2024 году по сравнению с 2018 годом ожидается увеличение производства машин и оборудования на 10,6%, в том числе за счет роста производства станков, турбин, сельскохозяйственной и бытовой техники, а также номенклатуры предприятий ОПК, относящейся к данному разделу.

Увеличение объемов спроса на дорожно-строительную технику в 2019 - 2024 годах будет связано с реализацией инвестиционных проектов в дорожном, коммерческом и жилищном строительстве, а также будет вызвано необходимостью обновления действующего парка техники и реализацией мер государственной поддержки, направленной на сокращение издержек производителей указанной техники.

Кроме того, в среднесрочной перспективе росту производства дорожно-строительной техники будет способствовать ряд мер государственной поддержки, предусмотренных в том числе:

- постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1312 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов" в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";

- постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Увеличение производства продукции энергетического машиностроения связано с реализацией проектов по замене изношенного оборудования энергетических компаний, ростом экспорта паровых и гидротурбин (в основном в страны дальнего зарубежья), изготовлением газовых турбин большой мощности (110 МВт), а также оборудования для электростанций на основе возобновляемых источников энергии.

В 2022 году по сравнению с 2018 годом ожидается увеличение производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов на 20,4%, при этом в 2024 году по сравнению с 2018 годом ожидается увеличение производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов на 36,9 процента.

В части автомобильной техники в среднесрочной перспективе ожидается рост производства легковых автомобилей, что будет обусловлено ростом реальных располагаемых доходов населения, а также диверсификацией географии экспортных поставок отечественных производителей.

В части грузовых автомобилей ожидаемый рост грузооборота автомобильного транспорта, потребность в обновлении парка грузовых автомобилей, программы развития экспортных поставок производителей, рост коммерческих перевозок автотранспортом, а также дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные для развития автомобильной промышленности, будут способствовать увеличению производства грузовых автомобилей.

В 2022 году по сравнению с 2018 годом ожидается увеличение производства прочих транспортных средств и оборудования на 2,2%, при этом в 2024 году по сравнению с 2018 годом производство прочих транспортных средств и оборудования вырастет на 11,0 процента.

В части подвижного состава отмечается значительный рост производства. Производство вагонов грузовых магистральных в 2019 году увеличится на 20,8 процента. Указанная динамика обусловлена в основном действием мер государственной поддержки, а также действующими программами обновления парка крупнейших грузоперевозчиков. При этом стоит отметить, что сохранение указанных темпов производства возможно при осуществлении экспортных поставок ввиду ограниченности внутреннего рынка.

Основным фактором развития производства в авиастроительном комплексе будет осуществление поставок авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества, реализация которых будет способствовать аккумулированию ресурсов для развития производства продукции гражданского назначения. Использование данных ресурсов будет способствовать развитию гражданской авиационной техники, в том числе МС-21, SSJ-100, Ми-8/17/171, Ансат, Ка-62, легкого многоцелевого вертолета.

С целью обеспечения повышения эффективности развития авиастроения будут реализованы следующие механизмы государственной поддержки:

- стимулирование спроса (закупка воздушных судов для нужд Минобороны России, субсидирование лизинговым компаниям и авиакомпаниям части затрат на приобретение воздушных судов, субсидирование части затрат на закупку запчастей и организацию авиационных сервисных центров, субсидирование экспортных поставок, реализация механизма гарантии остаточной стоимости воздушных судов);

- поддержка производственной деятельности и реализации инвестиционных проектов (реализация ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы", субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на техническое перевооружение предприятий отрасли, субсидирование части затрат на организацию производства самолетов региональной авиации и сертификацию таких самолетов).

Дополнительными факторами, обеспечивающими развитие авиастроительного комплекса, являются:

- реализация программ инновационного развития ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", АО "ОДК" и АО "Вертолеты России" с целью обеспечения производства новых видов авиационной техники, а также повышения эффективности производства и конкурентоспособности действующих типов летательных аппаратов посредством оптимизации корпоративной системы управления инновационной деятельностью;

- участие производственных предприятий, научных и образовательных организаций в технологических платформах в области авиастроения (технологическая платформа "Авиационная мобильность и авиационные технологии"), что позволит хозяйствующим субъектам расширить возможности обеспечения технологической модернизации, выпуска принципиально новой продукции, расширения набора партнерских взаимоотношений с контрагентами, интенсивной подготовки и переподготовки кадров с необходимыми технологическими компетенциями;

- развитие судостроительного комплекса в прогнозный период будет определяться увеличением объемов государственного оборонного заказа, сохранением текущих объемов военно-технического сотрудничества, а также реализацией проектов в области гражданского судостроения в части строительства для нужд ПАО "Газпром", ГК "Росатом", ПАО "Совкомфлот", ПАО "Новатэк", ПАО "НК "Роснефть" и других компаний и пароходств судов и оффшорной техники для освоения континентального шельфа (буровых установок, технологических платформ, судов снабжения), морских транспортных судов (танкеров, газовозов), судов специального назначения (ледоколов, научно-исследовательских судов), судов внутреннего плавания, судов класса "река-море", дноуглубительных судов, крупных круизных лайнеров и рыбопромысловых судов.

Данные процессы будут реализованы с использованием механизмов государственной поддержки развития судостроительной промышленности, определенных в государственной программе Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", а также реализации мероприятий госпрограммы по развитию судостроительной науки, развития лизинга в сфере судостроения, развития производственных мощностей гражданского судостроения в Дальневосточном регионе (в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству судостроительного комплекса на базе ОАО "ДВЗ "Звезда").

На развитие производства космической техники в прогнозный период будет оказывать влияние эффективность реализации основных программных документов в сфере космической деятельности (ФЦП "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации", ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы", Федеральная космическая программа России на 2016 - 2025 годы и другие проекты, запланированные к реализации в рамках государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России").