Минэкономразвития России разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

Таблица 11. Демографический прогноз (высокий вариант Росстата)

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Численность постоянного населения (среднегодовая), млн человек

146,8

147,0

147,3

147,7

148,2

148,7

Численность населения трудоспособного возраста

82,0

82,5

83,1

83,7

84,4

85,3

Численность населения старше трудоспособного возраста

37,3

37,0

36,6

36,3

36,0

35,6

Численность населения моложе трудоспособного возраста

27,5

27,5

27,6

27,8

27,8

27,7

Общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения)

10,4

10,8

10,8

10,7

10,5

10,3

Общий коэффициент смертности (на 1000 человек населения)

11,9

11,7

11,4

11,1

10,7

10,3

Миграционный прирост, тыс. человек

295,3

440,7

460,1

476,7

490,4

500,4

При этом стоит отметить, что сокращение численности женщин в ранне- и среднерепродуктивном возрасте (20 лет - 34 года), а также откладывание рождения первого ребенка на более поздний период будут сдерживать рост рождаемости, в результате чего возможности роста суммарного коэффициента рождаемости будут ограничены.

Мероприятия по сокращению уровня смертности, прежде всего населения трудоспособного возраста, будут способствовать снижению возрастных коэффициентов смертности, что тем не менее не сможет компенсировать тенденции в рождаемости и приведет к сохранению естественной убыли населения до 2023 года. В 2023 году естественная убыль еще сохранится, а в 2024 году будет отмечаться естественный прирост населения.

Рис. 17. Естественное движение населения

00000025.jpg

Государственная миграционная политика в среднесрочной перспективе будет определяться мерами, предусмотренными Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы", и планами мероприятий по ее реализации и направлена на повышение миграционной привлекательности Российской Федерации, при этом в первую очередь привлекаться на постоянное место жительства в Россию будут соотечественники, проживающие за рубежом, иностранные специалисты высокой квалификации и перспективная молодежь (за счет расширения экспорта образования). Будет продолжена работа по совершенствованию миграционной политики, направленной на создание условий для адаптации иностранных граждан к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации.

Так, в перспективе реализация мер миграционной политики позволит:

- совершенствовать порядок привлечения высококвалифицированных и квалифицированных специалистов посредством либерализации требований и предоставления дополнительных преференций как для самих иностранных работников, так и для членов их семей;

- увеличить к 2024 году численность иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, до 425 тысяч человек за счет развития инфраструктуры, реализации государственной поддержки развития экспорта российского образования;

- исключить обязательное требование отказа от иного гражданства для иностранных граждан, принимающих гражданство Российской Федерации;

- упростить порядок получения разрешения на временное пребывание, вида на жительство и гражданства иностранным гражданам, обучающимся или окончившим российские образовательные организации профессионального образования и ведущие образовательные организации стран СНГ и Балтии;

- создания дополнительных стимулов и преференций, способствующих повышению заинтересованности и мотивации субъектов Российской Федерации и иностранных граждан в привлечении и закреплении иностранных граждан в качестве участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Также реализация основных задач ОНДП в сфере трудовой миграции, направленных на улучшение демографических тенденций, смягчение отрицательных экономических последствий, поддержание положительного миграционного притока с акцентом на высококачественный человеческий капитал, позволит привлечь наиболее востребованные категории иностранных граждан в соответствии с потребностями демографического и экономического развития Российской Федерации, в том числе для восполнения потребностей рынка труда в трудовых кадрах.

В результате в течение всего прогнозного периода будет наблюдаться прирост численности населения: в 2020 - 2023 годы только за счет миграционного прироста, перекрывающего численные потери населения от естественных причин, с 2024 года - за счет как естественного, так и миграционного приростов. В результате среднегодовая численность населения Российской Федерации вырастет с 146,8 млн человек в 2018 году до 147,7 млн человек в 2022 году, а к 2024 году может достигнуть 148,7 млн человек.