Минэкономразвития России разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

Рынок труда, доходы и потребление населения

Рынок труда в текущем году остается подвержен негативному влиянию демографических тенденций, связанных со снижением численности населения в возрасте 15 лет - 64 лет, и характеризуется негативной динамикой численности рабочей силы, обусловленной снижением как численности занятых, так и численности безработных. Уровень безработицы в течение 6 месяцев, начиная с марта оставался неизменным и составлял 4,6% SA от численности рабочей силы. В августе снизился до 4,5% SA от численности рабочей силы, обновив минимальное значение. В связи с этим развитие рынка труда в среднесрочной перспективе в большей степени будет определяться мерами, направленными на нивелирование негативного влияния демографических тенденций.

Среди основных задач Правительства Российской Федерации в целях улучшения ситуации на рынке труда - создание условий для повышения уровня участия населения в составе рабочей силы. С целью вовлечения в рабочую силу отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, будут реализовываться:

- национальный проект "Демография", мероприятия которого позволят обеспечить к 2024 году, в том числе, создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;

- стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, а также план мероприятий по реализации ее первого этапа в 2016 - 2020 годах, направленные на стимулирование активного долголетия, улучшение качества жизни старшего поколения, использование знаний, опыта и трудового потенциала старшего поколения как важного ресурса экономического роста;

- план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 - 2020 годы;

- национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы.

Активные меры миграционной политики, направленные на привлечение иностранных специалистов высокой квалификации в поддержание положительного миграционного прироста с акцентом на высококачественный человеческий капитал, позволят восполнить потребности рынка труда в трудовых ресурсах.

Поддержку рынку труда в 2020 - 2024 годах окажет предусмотренное Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - закон N 350-ФЗ), увеличение возраста, по достижении которого возникает право на пенсионное обеспечение, что создает условия как для стабильного увеличения пенсий неработающих пенсионеров, так и для смягчения дефицита рабочей силы, вызванного объективными демографическими тенденциями.

Кроме того, Минэкономразвития России по поручению Президента Российской Федерации подготовило План дополнительных мер по ускорению темпов экономического роста, успешная реализация которого заложена в базовый вариант прогноза. Со стороны рынка труда Минэкономразвития России разработаны меры, направленные на повышение эффективности функционирования рынка труда. Ключевой особенностью российского рынка труда является его сегментированность. При исторически минимальном уровне безработицы и высоком уровне участия населения в рабочей силе в среднем по России ряд регионов характеризуется высокой численностью безработных, наблюдаемой статистически, и, кроме того, высоким уровнем скрытой безработицы. Одновременно в других регионах остро проявляется дефицит рабочей силы, в особенности по ряду отдельных специальностей. В базовый сценарий прогноза заложено снижение структурной безработицы и повышение экономической активности населения за счет преодоления указанных ограничений следующими способами:

- формирование региональных программ снижения структурной безработицы с акцентом на региональные особенности (в том числе на сельских территориях), в том числе с настройкой программ социального контракта;

- цифровизация трудовых отношений и развитие гибких (в том числе удаленных) форм занятости. Это позволит существенно снизить транзакционные издержки на рынке труда, повысить уровень вовлеченности населения, в особенности в сфере творческих профессий и в секторе интеллектуальных услуг;

- усиление миграционного прироста с акцентом на высококвалифицированных специалистов с помощью реализации мер, направленных на создание условий по их привлечению и закреплению на постоянное место жительства, а также с помощью мер, направленных на технологическое упрощение получения мигрантами необходимых документов (по принципу работы "единого окна").

В результате комплексного действия указанных мер, а также в условиях экономического роста, при дальнейшем развитии экономики в среднесрочной перспективе и соответствующем росте потребности в трудовых ресурсах ожидается постепенный разворот тренда на снижение численности рабочей силы, сложившегося на фоне негативных демографических тенденций. Численность рабочей силы, после стабилизации на уровне 75,5 млн человек в 2019 - 2020 годах, постепенно возрастет до 76,3 млн человек в 2022 году и до 77,2 млн человек в 2024 году. Численность занятых увеличится с 72,1 млн человек в 2019 - 2020 годах до 72,9 млн человек к 2022 году и до 73,9 млн человек к 2024 году. Рост занятости при этом будет обеспечен не только вовлечением населения в рабочую силу, но и снижением уровня безработицы, которое может составить 0,3 п.п. от рабочей силы (с ожидаемых в 2019 году 4,6% до 4,3% к 2024 году).

В части оплаты труда в бюджетном секторе в среднесрочной перспективе для отдельных категорий работников (врачи, средний медицинский персонал, педагогические работники образовательных учреждений дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей и оказывающие социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преподаватели и мастера производственного обучения начального и среднего профессионального образования, преподаватели вузов, работники науки и культуры и социальные работники) предполагается сохранение достигнутых соотношений их средней заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в соответствующем регионе или иное, закрепленное в указах Президента Российской Федерации. Подход в отношении прочих категорий работников бюджетной сферы предполагает проведение ежегодной индексации с 1 октября в соответствии с уровнем инфляции.

В условиях снижения дефицита рабочей силы рост заработной платы во внебюджетном секторе будет определяться динамикой производительности труда. При этом с учетом реализации мер, проводимых в целях решения задач, поставленных Указом N 204 и направленных на обеспечение роста производительности труда в экономике, рост заработной платы будет носить устойчивый характер.

В результате после замедления роста реальной заработной платы до 1,5% в 2019 году, обусловленного во многом эффектом высокой базы 2018 года (за счет мероприятий по повышению заработной платы целевым категориям работников бюджетной сферы, индексации заработной платы прочим работникам бюджетной сферы с 1 января 2018 г., доведением минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) до величины прожиточного минимума трудоспособного населения), в 2020 - 2024 годах в условиях устойчивого роста экономики и стабильной инфляции реальная заработная плата будет расти на 2,3 - 2,6% в год. Ожидается, что за 2019 - 2022 годы показатель увеличится на 8,8%, за 2019 - 2024 годы - на 14,5 процента.

Целевым ориентиром в области пенсионного обеспечения является задача, определенная Указом N 204, предусматривающая на период до 2024 года рост пенсионного обеспечения выше уровня инфляции. Законом N 350-ФЗ с 1 января 2019 г. изменен порядок индексации страховых пенсий.

Так, размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней в 2020 - 2024 годах корректируется ежегодно с 1 января каждого года. Установлена стоимость одного пенсионного коэффициента в следующих размерах: 2020 год - 93 рубля, 2021 год - 98 рублей 86 копеек, 2022 год - 104 рубля 69 копеек, 2023 год - 110 рублей 55 копеек, 2024 год - 116 рублей 63 копейки. Таким образом, размеры страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней в 2019 - 2024 годах увеличатся: в 2019 году на 7,05%, в 2020 году на 6,6%, в 2021 году на 6,3%, в 2022 году на 5,9%, в 2023 году на 5,6%, в 2024 году на 5,5 процента.

Прогноз величины прожиточного минимума рассчитан с учетом Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". В 2024 году прожиточный минимум в целом на душу населения составит 12 972 рубля с ростом к 2018 году на 26,1 процента <5>.

--------------------------------

<5> Прожиточный минимум рассчитан исходя из действующей потребительской корзины.

В результате постепенного снижения давления на динамику реальных располагаемых денежных доходов населения со стороны долговой нагрузки населения, а также роста доходных компонент за счет реализации мер социально-экономической политики реальные располагаемые денежные доходы населения в 2020 - 2024 годы после околонулевой динамики, ожидаемой по итогам текущего года, выйдут на траекторию роста с ускорением до 2,4% к 2024 году.

Также основу для дальнейшего роста реальных доходов должен создать устойчивый экономический рост при сохранении стабильного уровня инфляции. В части мер государственной политики на обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции будут направлены следующие меры государственной политики:

- ежегодное установление МРОТ на федеральном уровне в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года;

- поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, а также проведение ежегодной индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы;

- совершенствование пенсионной системы в целом; обеспечение роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, что будет достигаться путем увеличения размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров до целевых значений, установленных среднесрочным прогнозом до 2024 года;

- индексация социальных выплат, а также развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса, целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности семей с детьми;

- содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов, лиц старшего поколения);

- меры, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства.

С учетом применяемых мер доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снизится с 12,5%, ожидаемый по результатам 2019 года, до 9,4% к 2022 году и до 6,6% к 2024 году <6>.

--------------------------------

<6> С учетом дополнительных мер социальной поддержки нуждающихся.

Замедление расширения потребительского кредитования, по мнению Минэкономразвития России, также отразится и на потребительском спросе населения: в 2020 году рост объема оборота розничной торговли может замедлиться до 0,6% с 1,3% в текущем году. Вместе с тем в 2021 - 2024 годах на фоне роста доходов ожидается восстановление потребительского спроса, согласно оценке, рост показателя будет находиться на уровне 2,2 - 2,7 процента. В целом за 2019 - 2024 годы оборот розничной торговли вырастет на 12,5 процента.