Минэкономразвития России разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

Образование

Основные направления развития образования на период 2020 - 2024 годов установлены Указом и государственной программой "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 и государственной программой "Научно-Технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 (включающей реализацию трех федеральных проектов национального проекта "Образование" в части высшего образования) (далее - госпрограмма "Развитие образования", госпрограммы).

В рамках базового варианта прогноза в период 2019 - 2024 годов планируется достижение основных показателей, предусмотренных госпрограммами, приоритетными проектами и другими проектами в сфере образования, а также обеспечение реализации национального проекта "Образование" (далее - НП "Образование"), направленного на исполнение целей и целевых показателей Указа и решение соответствующих задач.

Так, в рамках НП "Образование" будут решены следующие задачи Указа N 204 и достигнуты соответствующие показатели.

В рамках обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, за счет реализации комплекса мероприятий будет достигнуто: улучшение средневзвешенных результатов Российской Федерации в группе международных исследований TIMSS и PISA с 14,5 места в 2015 году до 10 к 2024 году по уровню читательской, математической и естественнонаучной грамотности и изменение места России по присутствию университетов в ТОП-500 глобальных рейтингов университетов с 17 до 10, рост количества российских университетов, входящих в глобальные рейтинги университетов, с 47 до 50.

В целях воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, будет увеличена до 80%, а также планируется увеличить численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего профессионального и высшего образования, до 8,8 млн. человек.

Начиная с 2019 года, планируется комплексно обновить нормативную правовую базу, регулирующую образовательные отношения в сфере высшего образования, и обеспечить информационно-консультационную поддержку ее применения. Актуализация нормативной правовой базы, обновление методик, стандартов, содержания и технологий обучения, поддержка программ развития организаций, подготовка педагогических кадров по обновленным программам повышения квалификации и другие мероприятия позволят к 2024 году внедрить в общеобразовательных организациях новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие повышение мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, с учетом обновления содержания и совершенствования методов обучения предметной области "Технология".

При этом до 30 апреля 2024 г. во всех субъектах Российской Федерации будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Ежегодно в оценке качества общего образования на основе практики международных исследований будет принимать участие по 14 субъектов Российской Федерации и в последний год - 15 субъектов Российской Федерации.

Также в указанный период запланировано формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся путем:

- предоставления обучающимся рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта "Билет в будущее";

- проведения открытых онлайн-уроков с учетом опыта реализации проекта "Проектория", направленных на раннюю профориентацию (не менее 12 млн. детей приняли участие в открытых онлайн-уроках);

- создания сети детских технопарков "Кванториум" в каждом городе с населением более 60 тыс. человек, а также региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе на базе ведущих образовательных организаций в каждом субъекте Российской Федерации, с учетом опыта деятельности образовательного фонда "Талант и успех";

- внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций;

- создания к концу 2024 года не менее 340 центров цифрового образования "IT-куб", что позволит обеспечить на инфраструктурно-содержательном уровне продвижение компетенций в области цифровизации среди подрастающего поколения;

- создания для детей, проживающих в сельской местности и малых городах, 340 мобильных технопарков "Кванториум" с охватом не менее 2 млн. детей;

- охвата не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья дополнительными общеобразовательными программами, в том числе с использованием дистанционных технологий;

- создания ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.

Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, за счет предоставления к 2024 году не менее 20 млн. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, а также реализации проектов и программ, направленных на формирование и развитие родительских компетенций, реализуемых образовательной организацией.

Будет создана современная и безопасная цифровая образовательная среда, обеспечивающая высокое качество и доступность образования всех видов и уровней образования при условии создания государственной информационной системы "Современная цифровая образовательная среда" на базе информационного ресурса (далее - портал), обеспечивающего доступ по принципу "одного окна" к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными платформами. К 2024 году не менее 20% обучающихся по образовательным программам высшего образования будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню. К 2024 году будут разработаны образовательными организациями высшего образования и размещены на портале не менее 100 онлайн-курсов. Доля образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования с использованием федеральных цифровых платформ (информационное взаимодействие, в общем количестве образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам, возрастет до 90 процентов).

Предполагается внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающих не менее 50% учителей общеобразовательных организаций. Не менее 50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования на базе созданной во всех субъектах Российской Федерации сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (не менее 255) и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (85 центров) в рамках реализации субъектами Российской Федерации "дорожных карт" по обеспечению отрасли педагогическими кадрами. При этом планируется, что не менее 20% научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования будут участвовать в реализации программ непрерывного образования (дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения).

Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ будет обеспечена в каждой образовательной организации среднего профессионального и высшего образования.

Предусматривается, что обучение по программам непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения, в 2020 году пройдут не менее 2 млн человек, а в 2024 году уже не менее 3 млн человек.

Будет создано 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5000 мастерских, оснащенных современным оборудованием, сформирована система профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам ежегодно возможностей для профессионального и карьерного роста, а также созданы условия для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства) за счет внедрения и реализации лучших практик (проектов и мероприятий) осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, функционирования единой информационной платформы коммуникационного и содержательного взаимодействия для отрядов (сообществ, объединений), поддержки добровольчества (волонтерства) и других мер.

Увеличится количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, с 210 тыс. человек (данные по состоянию на 31 декабря 2017 г.) до 425 тыс. человек будут трудоустроены Российской Федерации.

В период реализации НП "Образование" с 2019 по 2024 годы ожидается достижение 2 основных целей:

- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.