Приоритеты региональной политики на период до 2024 года определены Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ N 193), задающим систему ключевых показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по достижению целей, установленных Указом N 204.
Целевые значения устанавливались таким образом, чтобы каскадировать цели Указа N 204 на региональный уровень и настроить региональную политику на их достижение.
Перечнем предусмотрены следующие показатели:
- уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации);
- количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики;
- численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
- производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики;
- уровень реальной среднемесячной заработной платы;
- объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета;
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
- естественный прирост населения;
- количество семей, улучшивших жилищные условия;
- доля городов с благоприятной городской средой;
- доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог регионального значения и автомобильных дорог в городских агломерациях с учетом загруженности.
Методики формирования отчетных значений показателей 2 - 15, определенных Указом N 193, а также их целевых значений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 17 июля 2019 г. N 915 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 915).
В соответствии с методиками, утвержденными постановлением N 915, Минэкономразвития России совместно с ответственными федеральными органами исполнительной власти была проведена работа по формированию целевых значений показателей для субъектов Российской Федерации, учитывающих региональные особенности и уровень социально-экономического развития регионов.
При этом целевые значения по ряду показателей являются непосредственной декомпозицией национальных целей развития, либо целевых показателей национальных проектов и других стратегических документов на уровень субъектов Российской Федерации.
Для прочих показателей установление целевых значений производилось с учетом необходимости снижения региональной дифференциации и достижения национальных целей развития.
Общий вектор региональной политики, как и федеральной, направлен на работу по формированию инвестиционной модели экономического роста при одновременном обеспечении его инклюзивности. При этом меры государственной политики федерального уровня настроены таким образом, чтобы стимулировать инвестиции в несырьевых секторах обрабатывающей промышленности. Этот фактор учтен при расчете целевых значений показателя "объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета". Так, более высокие темпы роста инвестиций прогнозируются в таких регионах, как Липецкая область, г. Санкт-Петербург, Новосибирская область, Тульская область, Калужская область, традиционно имеющих специализацию в области обрабатывающих производств и транспортировки. Более низкие темпы роста инвестиций - в регионах с высокой долей добывающей промышленности: Магаданская область, Сахалинская область, Тюменская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ.
Описанные тенденции в инвестиционной активности должны привести к соответствующему росту производительности труда в секторах, которые наиболее активно осуществляют модернизацию основных фондов. При этом в условиях достаточно низкой относительно развитых стран производительности труда по Российской Федерации в целом для достижения цели, поставленной Президентом Российской Федерации в Указе N 204, по росту производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики необходимо обеспечение роста производительности труда в указанных секторах экономики всеми субъектами на примерно одинаковом уровне (более 20% к 2018 году).
Вместе с тем особенности региональных рынков труда (включая долю государственного сектора в регионах) могут приводить к отклонениям заработной платы от производительности (предельного продукта труда). Повышение мобильности рабочей силы, цифровизация трудовых отношений и развитие гибких форм занятости должны постепенно сглаживать межрегиональные различия в заработной плате. С учетом этого в регионах с низким уровнем оплаты труда (менее 75% от среднероссийского) в соответствии с постановлением N 915 в качестве целевого установлено ежегодное сокращение отставания от среднероссийского уровня на 0,5 п.п. (Кабардино-Балкарская Республика, Ивановская область, Алтайский край, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан), с высоким (более 120% от среднероссийского) - снижение на 1 п.п. (Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Магаданская область, г. Москва, Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Камчатский край). При этом с учетом прогнозируемого роста среднероссийского уровня оплаты труда предусматривается ее увеличение во всех регионах темпами, превышающими инфляцию.
Субъекты Российской Федерации в настоящий момент существенно дифференцированы по уровню жизни населения: уровень бедности варьируется от 6% до 40% от численности населения региона. В этой связи для достижения национальной цели по снижению уровня бедности в 2 раза особое внимание необходимо уделить ее сокращению в тех субъектах Российской Федерации, где вопрос бедности стоит наиболее остро. Цели по снижению уровня бедности варьируются от 23,1 п.п. относительно 2018 года для Республики Тыва, 18,5 п.п. для Республики Ингушетия, до 2,4 п.п. для Ямало-Ненецкого автономного округа и 2,7 п.п. для г. Москва, то есть целевое снижение, необходимое для достижения национальной цели, распределено по субъектам Российской Федерации с учетом текущего уровня бедности и необходимости снижения дифференциации регионов по уровню жизни. Вместе с тем, в силу очень разных стартовых условий, к 2024 году даже в целевом сценарии дифференциация субъектов по этому признаку сохранится, однако ее степень существенно снизится.
Стоит отметить высокую степень взаимосвязи между показателями. Так, работа в направлении повышения производительности труда, в том числе в базовых несырьевых отраслях, приведет, во-первых, к росту численности высокопроизводительных рабочих мест, во-вторых, к росту оплаты труда в экономике региона, что в свою очередь будет способствовать постепенному снижению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
Повышение благосостояния населения обеспечит рост уровня доступности жилья, что при одновременном улучшении качества городской среды и уровня образования будет способствовать улучшению демографических показателей.
Одним из важных инструментов достижения поставленных целей развития является участие регионов в реализации национальных проектов ("Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Производительность труда и поддержка занятости", "Демография", "Здравоохранение").
Вместе с тем, существенное внимание будет уделяться координации проводимой социально-экономической политики на федеральном и региональном уровнях.
Так, в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации о подготовке комплекса мер по ускоренному развитию субъектов Российской Федерации Минэкономразвития России проведен отбор субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития.
При отборе использованы значения показателей за трехлетний период, в том числе: "Среднедушевые денежные доходы населения, скорректированные на коэффициент соотношения стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг", "Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по субъектам Российской Федерации, % от общей численности населения субъекта Российской Федерации", "Инвестиции в основной капитал (без бюджетных инвестиций) на душу населения, рублей", "Уровень безработицы, %".
По итогам сформирован перечень из 10 регионов с тяжелым социально-экономическим положением: республики Тыва, Калмыкия, Алтай, Марий Эл, Карелия, Адыгея, Чувашская Республика, Алтайский край, Курганская и Псковская области.
В целях подготовки комплекса мер по ускоренному развитию за каждым из отобранных субъектов Российской Федерации закреплен руководитель и администратор индивидуальных программ развития (далее - программы) из числа Министров и заместителей Министров федеральных органов исполнительной власти, а также проводится детальный анализ причин низкого уровня их социально-экономического развития.
Результатом проводимой работы должны стать разработанные совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (и в дальнейшем утвержденные решением Правительства Российской Федерации) индивидуальные программы социально-экономического развития субъектов, направленные на достижение региональных целей.
Мониторинг реализации программ отобранных субъектов Российской Федерации будет осуществляться ежеквартально с представлением докладов в Правительство Российской Федерации.
Кроме того, на площадке Государственного совета Российской Федерации организована работа по подготовке предложений для разработки комплекса дополнительных мероприятий, направленных на ускорение экономического роста, в том числе на стимулирование инвестиций, создание новых рабочих мест и снятие административных барьеров в экономике.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей