I. Общие положения

1. Настоящие Правила заполнения форм записей актов гражданского состояния (далее - Правила) устанавливают порядок заполнения форм записей актов гражданского состояния (далее - записи актов) и являются обязательными для всех органов записи актов гражданского состояния и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния (далее - органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния).

2. Государственная регистрация акта гражданского состояния производится посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС) соответствующей записи акта в форме электронного документа, а также на бумажном носителе. Записи акта присваивается неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер. Порядок присвоения номера записи акта, его структура устанавливаются в соответствии с пунктом 17 Правил ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 N 738 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 4089). При заполнении записей актов используются справочники, реестры, классификаторы, содержащиеся в Федеральной государственной информационной системе ЕГР ЗАГС (далее - ФГИС "ЕГР ЗАГС").

(в ред. Приказа Минюста России от 26.11.2021 N 226)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Записи актов в форме электронного документа и на бумажном носителе должны быть идентичны и отличаться только наличием на записи акта на бумажном носителе подписей заявителей (заявителя), за исключением случаев, когда подписание заявителем записи акта на бумажном носителе не требуется, а также наличием в записи акта в форме электронного документа кодифицированных элементов сведений записи акта, сформированных с использованием справочников, реестров, классификаторов, содержащихся во ФГИС "ЕГР ЗАГС".

(в ред. Приказа Минюста России от 26.11.2021 N 226)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Запись акта на бумажном носителе составляется путем распечатывания записи акта, составленной в ЕГР ЗАГС.

5. Записи актов на бумажных носителях (по каждому типу записей актов отдельно) собираются в пределах года в хронологическом порядке в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния (актовую книгу). Нумерация листов книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовой книги) производится последовательно в пределах календарного года отдельно по каждому типу записей актов.

6. Формы записей актов заполняются в соответствии с представленными заявителем (заявителями) документами, являющимися основанием для государственной регистрации актов гражданского состояния, и документами, удостоверяющими личность заявителя (заявителей), а также иными документами, предусмотренными Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ).

7. При отсутствии сведений в соответствующей строке записи акта проставляется прочерк за исключением случая, когда запись акта о расторжении брака составляется при отсутствии второго заявителя. При этом в строке "Иные сведения" указываются сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния на момент его регистрации.

8. Заполнение форм записей актов производится с использованием технических средств ФГИС "ЕГР ЗАГС". При печати записей актов на бумажном носителе применяются принтеры с разрешением печати не менее 180 x 180 точек на дюйм, обеспечивающие равномерно яркий насыщенный черный цвет текста на записях актов (недопустимы проявления блеклого, серого цвета напечатанного текста, а также проявления нечеткости при печати отдельных символов, пропадание отдельных точек при печати).

(в ред. Приказа Минюста России от 26.11.2021 N 226)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Качество бумаги, на которой печатаются записи актов, и характеристики принтеров, используемых для печати записей актов, должны обеспечивать сохранность текста на документе, а также сохранность самого документа в течение установленного Федеральным законом N 143-ФЗ срока его хранения.

10. Записи актов на бумажном носителе печатаются на листе бумаги формата A4 с двух сторон в соответствии с формой записей актов.

11. При заполнении форм записей актов используется шрифт следующих размеров:

(в ред. Приказа Минюста России от 27.12.2019 N 332)

(см. текст в предыдущей редакции)

14 (жирный, прописные буквы) - для размещения наименования записи акта и ее номера;

12 (жирный) - для указания фамилии, имени, отчества (при наличии), а также размещения текста: "Подтверждаем, что обстоятельств, препятствующих заключению брака, указанных в ст. 14 Семейного кодекса Российской Федерации, не имеется.";

12 (обычный) - для размещения всех вносимых сведений, кроме фамилии, имени, отчества (при наличии);

11 (обычный) - для размещения наименования строк, указания наименования органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния;

10 (жирный, прописные буквы) - для размещения текста разделов "Сведения о внесенных исправлениях и изменениях", "Служебные отметки";

9 (обычный) - для размещения текста примечаний (например, для размещения слов "Сведения, помеченные знаком (*), вносятся по желанию лиц, заключивших брак.");

8 (обычный) - для размещения подстрочного текста (например, для размещения реквизита "подпись").

12. В тех случаях, когда размеры какой-либо строки записи акта на бумажном носителе не позволяют заполнить строку установленным размером шрифта, допускается уменьшение размера шрифта для данной строки, но не более чем на два пункта от установленного размера. В случае, если для заполнения строки уменьшение размера шрифта на два пункта от установленного размера оказывается недостаточным, допускается указывать содержимое данной строки в строке "Иные сведения", кроме строк, сведения которых переносятся в свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

13. Ширина левого поля лицевой стороны и правого поля оборотной стороны записи акта на бумажном носителе должна быть не менее 20 мм для обеспечения возможности последующего брошюрования записей актов в книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги).

14. Записи в каждой строке записи акта могут состоять из нескольких строчек. Количество строчек определяется высотой строки и размером используемого шрифта.

15. Перенос слов в пределах одной строки не допускается, за исключением сложных слов, соединенных дефисом.

16. При заполнении записей актов на бумажном носителе надписи: "Формат 210 x 297 мм" (в правом верхнем углу лицевой стороны бланка), "Место для наименования органа, которым произведена государственная регистрация акта гражданского состояния" (в левом верхнем углу лицевой стороны бланка), предусмотренные формами записей актов, не воспроизводятся.

17. Сведения в записях актов на бумажных носителях должны вноситься в левую часть строки. Правая часть остается свободной для внесения исправлений или изменений. Запись должна производиться со строчной буквы (за исключением имен собственных, а также сведений из справочников, реестров, классификаторов, содержащихся во ФГИС "ЕГР ЗАГС").

(в ред. Приказа Минюста России от 26.11.2021 N 226)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Запись акта на бумажном носителе подписывается заявителем (заявителями), за исключением случаев, когда подписание заявителем записи акта на бумажном носителе не требуется, руководителем (уполномоченным им работником) органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, с расшифровкой (инициалы, фамилия), скрепляется оттиском печати органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. После подписания записи акта на бумажном носителе подписывается запись акта в форме электронного документа.

(в ред. Приказа Минюста России от 24.10.2023 N 317)

(см. текст в предыдущей редакции)

Запись акта, составленная в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им работника) органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Абзац утратил силу с 1 января 2022 года. - Приказ Минюста России от 26.11.2021 N 226.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Печать органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, ставится таким образом, чтобы оттиск был четким, а текст можно было прочитать. На саму подпись оттиск печати накладываться не должен.

(в ред. Приказа Минюста России от 26.11.2021 N 226)

(см. текст в предыдущей редакции)