См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утв. Минфином России.

1. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В 2017 - 2018 ГГ.

С преодолением ко второму полугодию 2016 года последствий мощнейшего за последние полвека внешнего шока государственная экономическая политика (и бюджетная политика как ее неотъемлемая составляющая) ориентировалась на главную цель - обеспечение устойчивых темпов роста экономики и расширение потенциала сбалансированного развития страны.

Достижение этой цели требовало проведения экономической политики, одновременно обеспечивающей:

1. Создание предсказуемой и устойчивой среды, характеризующейся: (1) низким уровнем восприимчивости внутренних экономических условий к состоянию внешней конъюнктуры, включая колебания цен на нефть; (2) устойчиво низким уровнем инфляционных ожиданий и долгосрочных реальных процентных ставок; (3) стабильными налоговыми (и неналоговыми, в т.ч. регуляторными) условиями.

2. Устранение структурных дисбалансов и барьеров для развития, связанных в том числе с искажениями конкурентного ландшафта и стимулов к инвестициям, качеством и эффективностью государственного управления, демографическими тенденциями и развитием человеческого капитала.

В этой связи экономическая и финансовая политика страны за последние годы претерпели качественные изменения. Были созданы зрелые институты макроэкономической (в т.ч. бюджетной) политики, по-новому выстроена система межбюджетных отношений, существенно улучшилась организация исполнения федерального бюджета, заработала собственная инфраструктура финансового рынка.

Это позволило быстро и эффективно преодолеть сложнейший в истории страны период и уже по итогам 2017 года выйти на устойчивую траекторию экономического роста:

- Рост ВВП в 2017 году по оценкам Росстата составил 1,5%. При этом, несмотря на внешние ограничения, уверенная динамика сохранилась и в начале текущего года: если в I квартале 2018 года рост экономики оценивался на уровне 1,3% г/г, то во II квартале, динамика показателя ускорилась до 1,9% г/г (+1,7% по итогам первого полугодия 2018 года);

- Расширяется спектр отраслей с положительной динамикой экономической активности: к ранее показывавшим хорошие результаты экспортоориентированным отраслям добавились сектора, ориентированные на внутренний спрос, причем как потребительский (пищевая и легкая промышленность, производство мебели и бытовых приборов), так и инвестиционно-ориентированный (производство стройматериалов, электрического оборудования, машин и оборудования);

- Снижение неопределенности и улучшение деловых настроений способствует восстановлению инвестиций: после трех лет сокращения инвестиции в основной капитал выросли на 4,4% г/г в 2017 году и на 3,2% г/г в 1 полугодии 2018 года, при этом в отдельных секторах наблюдается более динамичный рост капиталовложений;

- На базе низкой инфляции и повышения деловой активности к положительной динамике вернулись трудовые доходы населения. Восстанавливаются потребительские настроения: рост зарплат в реальном выражении в 2017 году составил 2,9% г/г и ускорился до 8,4% г/г по итогам первых восьми месяцев 2018 года.

Несмотря на все вышеперечисленное, складывающееся в российской экономике равновесие пока рано называть оптимальным. Ниже желаемых остаются темпы роста доходов наиболее уязвимых слоев населения, увеличение инвестиционной активности идет недостаточно быстрыми темпами, сохраняются значительные структурные ограничения для динамичного и сбалансированного развития.

Далее в разделе представлены основные итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2017 - 2018 годах по отдельным целям и направлениям.