1. План мероприятий ("дорожная карта") по повышению эффективности деятельности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - "дорожная карта") направлен на повышение эффективности деятельности ее подведомственных учреждений. "Дорожная карта" разработана в соответствии со Стратегией деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 1458-р, и Планом мероприятий второго этапа (на период до 2020 года) реализации Стратегии, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 N 2289-р.
2. Целью "дорожной карты" является повышение эффективности деятельности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды за счет автоматизации деятельности гидрометеорологической службы и совершенствования функциональной структуры модели ее управления, создание благоприятных условий для повышения уровня оплаты труда и социальной защищенности работников подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений Росгидромета за счет использования средств федерального бюджета и других источников финансового обеспечения их деятельности.
В 21 веке актуальными для Российской Федерации являются следующие вызовы в области гидрометеорологии и геофизики. Увеличивается число наблюдаемых опасных природных (гидрометеорологических) явлений, приводящих к человеческим жертвам и существенным экономическим потерям (наводнения, засухи, сильные ливни, грозы, град, шквалы, смерчи). Недостаточная точность и ограниченная заблаговременность гидрометеорологических прогнозов во многих случаях не позволяет принимать эффективные управленческие решения (в коммунальном хозяйстве, энергетике, сельском хозяйстве). Сохраняется большая неопределенность в будущих изменениях климата регионов Российской Федерации. Повышение точности прогнозов изменения климата необходимо для долгосрочного планирования социально-экономического развития Российской Федерации, принятия обоснованных стратегических решений. Оптимальные решения могут приводить в будущем к эффективному использованию ресурсов (ограниченных) и минимизации потерь от негативных последствий изменения климата. Существенным является загрязнение природной среды в результате экономической деятельности, в том числе в результате техногенных и природных катастроф, аварий на предприятиях атомной и химической промышленности. Стабилизация экологической ситуации и решение острых экологических проблем имеет большое значение для обеспечения социально-экономического развития Российской Федерации. Возрастает негативное влияние иных геосфер, прежде всего ионосферы Земли (верхней атмосферы) и околоземного космического пространства, на безопасность и эффективность функционирования современных технических систем (космическая техника, воздушный транспорт). Перечисленные выше вызовы требуют для адекватного ответа привлечения суперкомпьютерных вычислительных ресурсов, а также концентрации научно-методических, информационно-технологических, кадровых ресурсов.
С целью оптимизации затрат на развитие и эксплуатацию такого высокозатратного ресурса, как высокопроизводительные вычислительные комплексы и центры обработки и хранения данных, с учетом развития средств телекоммуникации в Российской Федерации, Росгидромет ориентируется на централизацию таких ресурсов в основных своих центрах (г. Москва, г. Новосибирск, г. Хабаровск), выполняющих роль Мирового и Региональных центров Всемирной метеорологической организации. В 2018 году произведена установка высокопроизводительных вычислительных комплексов в Мировом метеорологическом центре в г. Москве, в региональных специализированных метеорологических центрах в г. Новосибирске и г. Хабаровске, проведено предварительное тестирование высокопроизводительных вычислительных комплексов. По результатам тестирования комплексы Росгидромета включены в список Топ50 самых мощных компьютеров СНГ (http://top50.supercomputers.ru/), в котором заняли второе место (пиковая производительность 1293 терафлопс) и 28/29 места (пиковая производительность 79 терафлопс) соответственно. Ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на III квартал 2018 года. В настоящее время многие метеорологические центры имеют вычислительные мощности, превышающие производительность нового комплекса в Москве (например, ECMWF 2x4 PFlops, MetOffice/8+2x3 PFlops, Meteo France/2x2,5 PFlops, KMA/2x2,9 PFlops, NCAR/1,5 PFlops, NOAA/0,7 PFlops+2x2 PFlops). Темпы развития современных методов моделирования процессов в атмосфере и океане наряду с темпом развития наблюдательных платформ для решения оперативных задач прогноза погоды и опасных явлений в атмосфере и океане, поставленных перед Росгидрометом, а также задач, связанных с моделированием климата, требуют обновления компьютерных вычислительных мощностей с увеличением производительности в 10 - 15 раз, телекоммуникационных средств и соответствующего обучения персонала с периодичностью 1 раз в 5 лет, что подтверждается практикой ведущих зарубежных стран. В 2019 - 2020 годах запланировано дальнейшее развитие вычислительных мощностей в Мировом метеорологическом центре в г. Москве. Общая совокупная пиковая производительность комплекса составит более 2PFlops.
В ходе реализации Проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2" осуществляется замена устаревшего оборудования и установка новейших технических средств в ключевых компонентах наблюдательных сетей Росгидромета (метеорологической, аэрологической, агрометеорологической), поставка мобильных автоматизированных поверочных лабораторий, мобильных гидрологических лабораторий, запланированы модернизация труднодоступных станций, восстановление специализированной гидрологической сети, а также комплексная модернизация гидрологической наблюдательной сети в бассейне реки Волга.
В целях приведения в соответствие с рекомендациями Всемирной метеорологической организации плотности наблюдательных подразделений Росгидромета в части обеспечения требований к достоверности получаемой гидрометеорологической информации, планируется восстановление пунктов государственной наблюдательной сети: метеорологических (в том числе труднодоступных станций), аэрологических, агрометеорологических гидрологических, радиолокационных, за загрязнением атмосферного воздуха в городах с населением более 100 тыс. чел.
Климатические изменения требуют принятия мер по развитию и использованию на современном научно-технологическом уровне технологий активного воздействия на опасные гидрометеорологические процессы. Развитие работ по активному воздействию на опасные гидрометеорологические процессы предусматривается за счет создания в составе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Функциональной подсистемы активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы и явления, урегулирования полномочий Росгидромета и других органов власти (федерального, регионального и местного значения) в указанной сфере, развития инфраструктуры, модернизации и технического перевооружения специализированных организаций Росгидромета, развития сети снеголавинных наблюдений.
Реализация "дорожной карты" приведет к повышению эффективности деятельности учреждений Росгидромета по своевременному предупреждению об опасных гидрометеорологических явлениях и экстремально высоком загрязнении окружающей среды, вызывающих чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Будут реализованы растущие потребности погодозависимых отраслей экономики (гражданской авиации, речного и морского транспорта, сельского хозяйства, энергетики и других отраслей), природоохранных органов, а также населения Российской Федерации в гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей среды путем повышения качества и эффективности гидрометеорологического обеспечения их потребностей в соответствующих данных в условиях быстроменяющегося климата.
3. Реализация "дорожной карты" осуществляется Росгидрометом с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. Отчет о ходе реализации "дорожной карты", в том числе информация о финансовом эффекте предусмотренных "дорожной картой" мероприятий, подготавливается Росгидрометом и направляется ежеквартально в Минприроды России и Минфин России.
"Дорожной картой" предусматриваются мероприятия по:
1) Совершенствованию функциональной структуры модели управления гидрометеорологической службой;
2) Приоритизация и оптимизация расходов, предусматриваемых на реализацию полномочий в установленной сфере деятельности, в связи с автоматизацией деятельности гидрометеорологической службы, использованием и развитием современных информационных технологий, конкретизацией функций локальных, территориальных и федеральных систем наблюдений за загрязнением окружающей среды, реализацией задач по сохранению и расширению российского присутствия в Антарктике, развитию системы государственного мониторинга морских акваторий;
3) Созданию условий для роста доходов от оказания платных услуг, выполнения платных работ;
4) Совершенствованию системы оплаты труда и укрепление кадрового потенциала в системе Росгидромета.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей