VII. Законопроектная деятельность Министерства и порядок участия в деятельности Федерального Собрания
VII. Законопроектная деятельность Министерства и порядок
участия в деятельности Федерального Собрания
Планирование законопроектной деятельности Министерства
и порядок ее организации
7.1. В целях осуществления функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности Министерство разрабатывает проекты федеральных законов во исполнение актов законодательства Российской Федерации, планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, иных актов Правительства Российской Федерации, а также по собственной инициативе.
7.2. Министерство участвует в формировании проектов планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.
7.3. Предложения о разработке проектов федеральных законов для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации представляются руководителями структурных подразделений в структурное подразделение Министерства, на которое возложены функции по подготовке сводных предложений по законопроектной деятельности.
Указанные предложения должны содержать:
а) рабочее наименование проекта федерального закона, в случае необходимости - его концепцию и проект технического задания на его разработку, которые согласовываются в установленном законодательством Российской Федерации порядке <14>;
--------------------------------
<14> Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст. 3335; 2004, N 35, ст. 3636; 2006, N 6, ст. 714; 2009, N 12, ст. 1443; N 19, ст. 2346; 2010, N 9, ст. 964; 2011, N 29, ст. 4465; 2013, N 38, ст. 4831; N 48, ст. 6278; 2015, N 12, ст. 1758).
б) пояснительную записку, содержащую изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи проекта федерального закона;
в) наименование федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя и перечень соисполнителей;
г) информацию о предлагаемых сроках внесения проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации и в Государственную Думу Федерального Собрания (далее - Государственная Дума);
д) указание на наличие или отсутствие необходимости рассмотрения проекта федерального закона Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации.
7.4. Концепция проекта федерального закона и проект технического задания на его разработку должны соответствовать Основным требованиям к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576.
7.5. Структурные подразделения направляют в структурное подразделение Министерства, на которое возложены функции по подготовке сводных предложений по законопроектной деятельности, до 1 октября года, предшествующего планируемому периоду, предложения о разработке проектов федеральных законов для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, согласованные с заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей).
7.6. Сводные предложения подготавливаются структурным подразделением Министерства, на которое возложены функции по подготовке сводных предложений по законопроектной деятельности, визируются руководителями структурных подразделений, руководителем структурного подразделения, осуществляющего правовое обеспечение деятельности Министерства, заместителями Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и докладываются статс-секретарю - заместителю Министра для последующего представления в Министерство юстиции Российской Федерации.
7.7. Во исполнение планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, актов и поручений, а также указаний Президента Российской Федерации, актов и поручений Правительства Российской Федерации и в соответствии с разделом III Концепции открытости федеральных органов и исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. N 93-р <15>, в целях подготовки проектов федеральных законов разрабатываются планы организации законопроектной деятельности Министерства.
--------------------------------
<15> Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 5, ст. 547.
Планы организации законопроектной деятельности Министерства могут быть текущими (срок исполнения до одного года) и перспективными (срок исполнения до трех лет).
В плане организации законопроектной деятельности Министерства указываются:
а) рабочее наименование проекта федерального закона;
б) структурные подразделения Министерства, федеральные органы исполнительной власти (головной исполнитель и перечень соисполнителей);
в) текущий статус и сроки выполнения работ.
Проекты планов организации законопроектной деятельности Министерства формируются соответствующим структурным подразделением Министерства и докладываются статс-секретарю - заместителю Министра, который представляет их на утверждение Министру.
7.8. Утвержденные планы организации законопроектной деятельности Министерства доводятся до заместителей Министра, структурных подразделений Министерства. Решение о внесении изменений в планы организации законопроектной деятельности Министерства принимает Министр.
Обобщенная информация о выполнении планов организации законопроектной деятельности Министерства, поступившая от структурных подразделений Министерства и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Министерства, ежемесячно (до 8-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем) представляется статс-секретарю - заместителю Министра.
7.9. Организация законопроектной деятельности в Министерстве возлагается на статс-секретаря - заместителя Министра.
Направление в органы законодательной и исполнительной власти документов, касающихся законопроектной деятельности, осуществляется только после их рассмотрения руководителями соответствующих структурных подразделений, руководителем структурного подразделения, осуществляющего правовое обеспечение деятельности Министерства, и согласования со статс-секретарем - заместителем Министра.
7.10. Для внесения в Правительство Российской Федерации руководителями структурных подразделений подготавливается и представляется руководству Министерства проект федерального закона с необходимыми документами и материалами, определенными Регламентом Правительства Российской Федерации.
7.11. Проект федерального закона, необходимые документы и материалы к нему и сопроводительное письмо в Правительство Российской Федерации визируются руководителями соответствующих структурных подразделений, руководителем структурного подразделения, осуществляющего правовое обеспечение деятельности Министерства (кроме финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом федерального закона), заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей), статс-секретарем - заместителем Министра и подписываются Министром.
Внесению в Правительство Российской Федерации подлежит экземпляр проекта федерального закона, завизированный руководителем структурного подразделения, осуществляющего правовое обеспечение деятельности Министерства, и подписанный Министром с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или собственноручной подписи в случае, если проект акта содержит сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
(абзац введен Приказом Минфина России от 10.08.2023 N 131н)
Особенности подготовки проекта федерального
закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год
(очередной финансовый год и на плановый период) (о внесении
изменений в федеральный закон о федеральном бюджете)
7.12. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и на плановый период) (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете) (далее - федеральный закон о федеральном бюджете) разрабатывается Министерством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации с учетом предложений федеральных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации, а также других органов и организаций, определяемых Правительством Российской Федерации.
Порядок и сроки разработки проекта федерального закона о федеральном бюджете в Министерстве утверждаются Министром.
7.13. Организация и координация составления проекта федерального закона о федеральном бюджете возлагается на структурное подразделение, которое:
а) доводит до структурных подразделений порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления с проектом федерального бюджета;
б) обеспечивает в пределах компетенции Министерства, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, внесение документов и материалов в правительственный координационный орган по формированию проекта федерального бюджета;
в) формирует проект федерального закона о федеральном бюджете с необходимыми документами и материалами для представления в Правительство Российской Федерации.
7.14. Структурные подразделения в рамках своей компетенции:
а) рассматривают предложения федеральных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации, а также других органов и организаций, определяемых Правительством Российской Федерации;
б) разрабатывают и направляют в структурное подразделение, осуществляющее координацию составления проекта федерального закона о федеральном бюджете, собственные предложения и материалы по федеральному бюджету;
в) участвуют в работе правительственного координационного органа по формированию проекта федерального бюджета;
г) рассматривают и направляют в структурное подразделение, осуществляющее координацию составления проекта федерального закона о федеральном бюджете, проекты федеральных законов и иные документы, подлежащие внесению в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете, представленные федеральными министерствами.
7.15. Сопроводительное письмо в Правительство Российской Федерации и проект федерального закона о федеральном бюджете визируются руководителем структурного подразделения, осуществляющего координацию составления проекта федерального закона о федеральном бюджете, руководителем структурного подразделения, осуществляющего правовое обеспечение деятельности Министерства, заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей), статс-секретарем - заместителем Министра и представляются вместе с приложениями к проекту федерального закона о федеральном бюджете и другими необходимыми документами и материалами на подписание Министру.
Участие в работе палат Федерального Собрания
7.16. Министр, заместители Министра, руководители структурных подразделений (по поручению Министра) могут участвовать в работе палат Федерального Собрания в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, Типовым регламентом взаимодействия, регламентами палат Федерального Собрания по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.
Иные должностные лица Министерства могут присутствовать и выступать на заседаниях комитетов и комиссий, рабочих групп, экспертных советов и участвовать в иных мероприятиях палат Федерального Собрания, руководствуясь официальной позицией Правительства Российской Федерации. Поручение или согласие на участие в указанных мероприятиях может быть дано Министром, заместителем Министра, уполномоченным руководителем структурного подразделения.
7.17. Координация работы в Министерстве по обеспечению участия его представителей в деятельности палат Федерального Собрания и взаимодействия с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания, официальными (специальными) представителями Правительства Российской Федерации осуществляется статс-секретарем - заместителем Министра.
7.18. Министр по приглашению палат Федерального Собрания участвует в заседаниях и отвечает на вопросы сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания.
(в ред. Приказа Минфина России от 10.08.2023 N 131н)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания Министр уведомляет палату Федерального Собрания о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которому поручено участвовать в заседании палаты Федерального Собрания и отвечать на поставленные вопросы.
Оформление соответствующего письменного уведомления осуществляется статс-секретарем - заместителем Министра.
7.19. Должностные лица Министерства, являющиеся официальными (специальными) представителями Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, координируют свою деятельность по представлению в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания позиции Правительства Российской Федерации с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в соответствующих палатах Федерального Собрания.
(в ред. Приказа Минфина России от 10.08.2023 N 131н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Министерство обязано предоставлять полномочным представителям Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания, официальному (специальному) представителю Правительства Российской Федерации необходимую информацию, касающуюся проектов федеральных законов и поправок к ним, согласовывать с ними позицию Министерства на основании позиции Правительства Российской Федерации по указанному вопросу.
7.20. Координация работы в Министерстве по предоставлению соответствующей информации для официальных (специальных) представителей Правительства Российской Федерации из иных федеральных органов исполнительной власти осуществляется статс-секретарем - заместителем Министра.
Руководители структурных подразделений обеспечивают предоставление необходимой информации официальным (специальным) представителям Правительства Российской Федерации в согласованные с ними сроки.
7.21. Представители Министерства не вправе выражать в палатах Федерального Собрания свою позицию по проектам федеральных законов, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, и поправкам к ним без ее согласования с официальными (специальными) представителями Правительства Российской Федерации по соответствующим проектам федеральных законов, а в случае если участие официального (специального) представителя Правительства Российской Федерации не предусмотрено - с полномочным представителем Правительства Российской Федерации в соответствующей палате Федерального Собрания.
Информацию об итогах участия представителей Министерства в указанных мероприятиях руководители структурных подразделений представляют полномочным представителям Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания и статс-секретарю - заместителю Министра.
Порядок подготовки в Министерстве проектов заключений,
официальных отзывов и поправок Правительства Российской
Федерации на проекты федеральных законов
7.22. Подготовка проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов осуществляется в Министерстве с соблюдением требований, установленных Регламентом Правительства Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Министерства, по запросу заместителей Министра или руководителей структурных подразделений предоставляют им необходимую информацию в срок, указанный в запросе.
7.23. Поступившие в соответствии с пунктом 99 Регламента Правительства Российской Федерации на заключение в Министерство проекты федеральных законов направляются структурным подразделением, на которое возложены функции документационного обеспечения деятельности Министерства, на рассмотрение руководителям структурных подразделений, в структурное подразделение, осуществляющее правовое обеспечение деятельности Министерства и в копии заместителям Министра (в соответствии с распределением обязанностей), статс-секретарю - заместителю Министра.
Подготовленные в структурных подразделениях документы на бумажном носителе или в форме электронных документов визируются руководителями структурных подразделений, руководителем структурного подразделения, осуществляющего правовое обеспечение деятельности Министерства, подписываются Министром или заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и направляются федеральному органу исполнительной власти (головному исполнителю) в 10-дневный срок с даты получения проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации (если иные сроки не установлены Правительством Российской Федерации). Подписание электронного документа осуществляется Министром или заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
7.24. Руководитель структурного подразделения, являющегося головным исполнителем при подготовке Министерством в качестве ответственного исполнителя проекта заключения, поправок или официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона, не позднее чем за 2 дня до истечения установленного Регламентом Правительства Российской Федерации срока (15 дней с даты поступления проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации, если иные сроки не установлены Правительством Российской Федерации) обеспечивает подготовку соответствующего проекта заключения, поправок или официального отзыва в Правительство Российской Федерации на проект федерального закона, и необходимых документов и материалов к нему, их согласование (визирование) структурными подразделениями, руководителем структурного подразделения, осуществляющего правовое обеспечение деятельности Министерства, иными должностными лицами, определенными Министром, заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и представление Министру или статс-секретарю - заместителю Министра для последующего направления в Правительство Российской Федерации.
(в ред. Приказа Минфина России от 13.10.2021 N 151н)
(см. текст в предыдущей редакции)
При невозможности представления заключения в Правительство Российской Федерации в указанный срок с даты получения проекта федерального закона заместитель Министра или руководитель структурного подразделения согласовывает с субъектом права законодательной инициативы продление срока рассмотрения проекта федерального закона и письменно информирует Аппарат Правительства Российской Федерации о достигнутом согласии.
7.25. Поступившие из Аппарата Правительства Российской Федерации в Министерство проекты федеральных законов для подготовки проектов официальных отзывов Правительства Российской Федерации направляются структурным подразделением, на которое возложены функции документационного обеспечения деятельности Министерства, руководителям соответствующих структурных подразделений и статс-секретарю - заместителю Министра.
7.26. Принятые Государственной Думой в первом чтении проекты федеральных законов, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства Российской Федерации, направляются структурным подразделением, на которое возложены функции документационного обеспечения деятельности Министерства, руководителям соответствующих структурных подразделений и статс-секретарю - заместителю Министра для подготовки поправок или иных предложений.
Руководитель структурного подразделения, являющегося головным исполнителем, обеспечивает подготовку, согласование и визирование проекта поправок или официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона руководителями соответствующих структурных подразделений, руководителем структурного подразделения, осуществляющего правовое обеспечение деятельности Министерства, а также его представление Министру или статс-секретарю - заместителю Министра для последующего внесения в Правительство Российской Федерации в установленный срок.
(в ред. Приказа Минфина России от 13.10.2021 N 151н)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.27. Подготовка проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов осуществляется в Министерстве с соблюдением требований по согласованию, предусмотренных Регламентом Правительства Российской Федерации, как правило, в 15-дневный срок с даты поступления проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации. Если Государственной Думой и Правительством Российской Федерации определены более сжатые сроки, в Министерстве организуется оперативная подготовка соответствующих проектов в установленные сроки.
7.28. Проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов с приложением поступивших от субъекта права законодательной инициативы или из Государственной Думы и полученных от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации материалов вносятся в Правительство Российской Федерации исключительно Министром или статс-секретарем - заместителем Министра.
В случае если после рассмотрения разногласий в соответствии с пунктом 105 Регламента Правительства Российской Федерации по замечаниям Министерства принято отрицательное решение, заместитель Министра (в соответствии с распределением обязанностей) или руководитель структурного подразделения информирует об этом Министра и статс-секретаря - заместителя Министра и действует в соответствии с их указаниями.
7.29. Копии материалов, направляемых Министерством в палаты Федерального Собрания по запросам палат Федерального Собрания или их комитетов, направляются руководителями структурных подразделений полномочным представителям Правительства Российской Федерации в соответствующих палатах Федерального Собрания и статс-секретарю - заместителю Министра.
Порядок рассмотрения в Министерстве парламентских
запросов, запросов и обращений депутатов Государственной
Думы и сенаторов Российской Федерации
(в ред. Приказа Минфина России от 10.08.2023 N 131н)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.30. Подготовка проекта ответа на парламентский запрос к Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется Министерством по их поручению.
В случае если для подготовки проекта ответа требуется участие нескольких федеральных органов исполнительной власти, его подготовка и согласование осуществляются в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Российской Федерации в отношении исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства Российской Федерации и протоколах заседаний Правительства Российской Федерации, а также поручений или указаний Президента Российской Федерации, поручений Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.
Проект ответа на парламентский запрос с соответствующими обосновывающими материалами визируется статс-секретарем - заместителем Министра и представляется в Правительство Российской Федерации Министром (лицом, исполняющим его обязанности) в срок, указанный в поручении.
7.31. Депутатский запрос, обращение сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы в Правительство Российской Федерации, к Председателю Правительства Российской Федерации или заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства Российской Федерации, направляются руководителям соответствующих структурных подразделений для рассмотрения и подготовки ответа и в копии статс-секретарю - заместителю Министра.
(в ред. Приказа Минфина России от 10.08.2023 N 131н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Подготовленный ответ на депутатский запрос направляется в Аппарат Правительства Российской Федерации в установленный срок. Ответ на обращение (предоставление запрашиваемых документов или сведений) дается Министром или заместителем Министра в письменной форме не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления обращения в Правительство Российской Федерации.
Депутатский запрос, обращение сенатора Российской Федерации или депутата Государственной Думы к Министру рассматриваются в Министерстве в аналогичном порядке и в те же сроки, если иное не предусмотрено поручением Министра или заместителя Министра.
(в ред. Приказа Минфина России от 10.08.2023 N 131н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Депутатский запрос, обращение сенатора Российской Федерации или депутата Государственной Думы, обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания к Министру или заместителю Министра могут быть направлены ими для проработки и ответа в федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Министерства, в соответствии с их полномочиями и сферой деятельности, с одновременным информированием об этом заявителя.
(в ред. Приказа Минфина России от 10.08.2023 N 131н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Парламентский запрос к Министру (заместителю Министра) рассматривается с учетом того, что ответ на данный запрос должен быть дан не позднее 15 дней со дня получения запроса или в иной срок, установленный палатой Федерального Собрания, в устной форме (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания) или в письменной форме за подписью должностного лица, которому направлен запрос (лица, временно исполняющего его обязанности) по согласованию со статс-секретарем - заместителем Министра.
Сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются с соблюдением требований, установленных Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <16>.
--------------------------------
<16> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, стр. 8220 - 8235, ст. 4673; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст. 4590, 4596; N 46, ст. 6407; 2013, N 51, ст. 6697; 2015, N 10, ст. 1393; 2017, N 31, ст. 4742; 2018, N 31, ст. 4845.
7.32. Обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам их ведения к Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства Российской Федерации или непосредственно к Министру, направляются руководителям соответствующих структурных подразделений и в копии статс-секретарю - заместителю Министра.
О результатах рассмотрения указанных обращений Министр, а также уполномоченные руководители структурных подразделений по согласованию с заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) сообщают в соответствующие комитеты или комиссии в согласованные с ними сроки. Копии ответов направляются в Аппарат Правительства Российской Федерации (полномочному представителю Правительства Российской Федерации в соответствующей палате Федерального Собрания) и статс-секретарю - заместителю Министра.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей