III. Цели, задачи и основные направления реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности
III. Цели, задачи и основные направления реализации
государственной политики в области обеспечения ядерной
и радиационной безопасности
11. Целями государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:
а) обеспечение в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов;
б) поддержание в соответствии с принципами нормирования, обоснования и оптимизации на возможно низком уровне риска радиационного воздействия на работников (персонал) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, и организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;
в) поэтапный вывод из эксплуатации, захоронение и утилизация объектов ядерного наследия;
г) обеспечение соответствующей современным требованиям защиты населения и окружающей среды от радиационного воздействия;
д) сохранение приоритета и поддержание на высоком уровне ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия путем совершенствования мер государственного управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии с учетом развития науки, техники и производства;
е) повышение ответственности за обеспечение ядерной и радиационной безопасности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, Госкорпорации "Росатом", организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;
ж) предотвращение в Российской Федерации радиационных аварий и катастроф или локализация и минимизация их последствий;
з) минимизация радиационных рисков для населения Российской Федерации, возникающих вследствие радиационных аварий и катастроф, испытаний ядерного оружия на территориях иностранных государств;
и) уменьшение опасного воздействия радиационных факторов на население, проживающее на территориях с повышенным уровнем естественного радиационного фона.
12. Задачами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:
а) защита в соответствии с принципом приемлемого риска работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, населения и окружающей среды от радиационного воздействия, снижение риска отдаленных последствий техногенного радиационного облучения для здоровья человека, поддержание на возможно низком уровне индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения;
б) обеспечение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, предотвращение радиационных аварий и катастроф на указанных объектах или локализация и минимизация их последствий, снижение или недопущение увеличения выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;
в) предотвращение неконтролируемого распространения и несанкционированного использования радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов и радиоактивных отходов;
г) совершенствование государственного управления и государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии;
д) совершенствование системы отбора, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации и допуска к работе работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;
е) совершенствование механизмов оценки радиационного воздействия на природные и природно-антропогенные объекты;
ж) обеспечение вывода из эксплуатации объектов ядерного наследия, переработка отработавшего ядерного топлива, кондиционирование и захоронение радиоактивных отходов и реабилитация радиоактивно загрязненных участков территории Российской Федерации;
з) осуществление эффективной информационной поддержки обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
и) поддержание постоянной готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф;
к) развитие территориальных и отраслевых систем мониторинга радиационной обстановки;
л) обеспечение качественного проектирования, конструирования и изготовления объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;
м) обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными веществами и изделиями из них, ядерными материалами, радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом, в том числе при их транспортировании (перевозке);
н) обеспечение физической защиты объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;
о) предупреждение и пресечение террористических актов и несанкционированных действий в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также террористических актов с применением ядерных материалов, радиоактивных веществ, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов;
п) усиление мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, радиоактивных отходов и их незаконного оборота на территории Российской Федерации.
13. Основными направлениями реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:
а) обеспечение защиты от радиационного воздействия работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также населения и окружающей среды, в том числе:
модернизация и развитие технических и информационно-аналитических систем обеспечения контроля (надзора) за ядерной и радиационной безопасностью в соответствии с научно обоснованными критериями и с использованием современных технологий;
повышение эффективности мониторинга радиационной обстановки на объектах использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектах ядерного наследия и прилегающих к ним территориях;
проведение в рамках системы социально-гигиенического мониторинга радиационного контроля окружающей среды и состояния здоровья населения в районах расположения объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;
поддержание на необходимом уровне готовности системы медицинского обеспечения работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, к проведению комплекса лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
совершенствование государственного контроля (надзора) за воздействием на здоровье человека природных источников ионизирующего излучения, в том числе радона и продуктов его распада, в жилых домах, детских учреждениях, общественных и производственных зданиях;
создание системы государственного учета и контроля устройств, генерирующих ионизирующее излучение;
разработка и применение средств и методов оценки индивидуальных доз облучения и радиационных рисков при использовании радиационных технологий медицинского назначения, ядерной медицины и радиофармацевтики, а также при визуализации человека с использованием ионизирующего излучения;
подготовка в соответствии с международными требованиями стандартов безопасности в области радиационных технологий медицинского назначения, ядерной медицины и радиофармацевтики, а также нормативных документов, регламентирующих вопросы радиационной безопасности при осуществлении медицинской деятельности;
установление научно обоснованных пределов доз облучения работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, и населения, которые могут быть получены при воздействии импульсных ионизирующих излучений высоких энергий;
оптимизация с учетом требований международных стандартов и рекомендаций системы индивидуального дозиметрического контроля работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия и организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;
ведение медико-дозиметрического регистра работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, в целях определения групп потенциального радиационного риска;
обеспечение функционирования Национального радиационно-эпидемиологического регистра и совершенствование его информационно-аналитических систем для оценки текущих и отдаленных радиологических последствий для граждан, подвергшихся воздействию радиации;
развитие отечественного производства и модернизация диагностического оборудования, средств устранения (снижения) медицинских последствий радиационного облучения человека;
производство высокоэффективных лекарственных препаратов и медицинских изделий для фармакологической защиты здоровья населения, работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;
совершенствование системы медицинского обеспечения работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, а также модернизация лабораторий психофизиологического обеспечения;
проведение широкомасштабных исследований уровня облучения и состояния здоровья пациентов и медицинского персонала в условиях массового использования новых методов лучевой диагностики и терапии, в том числе методов, применяемых в ядерной медицине;
ускоренное развитие научно-методических основ дозиметрии, метрологического обеспечения, стандартизации, сертификации и качества измерений, разработка средств измерения импульсных ионизирующих излучений высоких энергий и космических излучений;
б) поддержание на возможно низком уровне доз облучения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных участках территории Российской Федерации, и населения, подвергающегося воздействию радиационных факторов за счет природных источников излучения, в том числе радона и продуктов его распада;
в) совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, в том числе критериев, принципов, системы нормирования и основных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности с учетом стандартов и рекомендаций международных организаций в области использования атомной энергии;
г) совершенствование государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии с учетом современного уровня развития науки, техники и производства, в том числе:
разграничение полномочий и функций органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
осуществление лицензионных и надзорных процедур, пропорциональных потенциальной опасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, устройств, генерирующих ионизирующее излучение, а также видов деятельности в области использования атомной энергии путем применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности и сертификации системы менеджмента качества;
д) развитие международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности, в том числе:
организация оперативного международного информационного взаимодействия Российской Федерации с государствами - участниками международных договоров в области ядерной и радиационной безопасности, а также обмена с такими государствами передовым опытом в данной области;
организация сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками международных договоров в области ядерной и радиационной безопасности в целях содействия предоставлению или получению помощи в случае радиационной аварии или катастрофы;
оказание содействия государствам - заказчикам строительства объектов атомной энергетики по российским проектам в развитии национальных инфраструктур этих государств в области ядерной и радиационной безопасности;
совершенствование мер обеспечения аварийной готовности и реагирования в случае радиационных аварий и катастроф, в том числе системы подготовки кадров в области управления в кризисных ситуациях на региональном и международном уровнях;
е) организация устойчивого и скоординированного функционирования систем, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность, и связанных с ними систем обеспечения безопасности;
ж) осуществление комплекса мер по усилению контроля (надзора) на государственной границе Российской Федерации и в территориальных водах Российской Федерации в целях пресечения незаконного ввоза на территорию Российской Федерации и незаконного вывоза с территории Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов и радиоактивных отходов, включая:
контроль за физическими лицами, пересекающими государственную границу Российской Федерации на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, - в пределах охраняемой зоны пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, или в международных аэропортах, морских (речных) портах, открытых для международных сообщений, на приграничных железнодорожных станциях;
контроль за товарами, транспортными средствами, международными почтовыми отправлениями, перемещаемыми через государственную границу Российской Федерации на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, - в пределах охраняемой зоны пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, или в международных аэропортах, в морских (речных) портах, открытых для международных сообщений, на приграничных железнодорожных станциях, а также на складах временного хранения, таможенных складах, в зонах таможенного контроля и особых экономических зонах;
модернизацию технических средств радиационного контроля и обнаружения ядерных материалов, ядерных установок, развитие технологий такого контроля и использование этих технических средств на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе в международных аэропортах, в морских (речных) портах, открытых для международных сообщений, на приграничных железнодорожных станциях, а также на складах временного хранения, таможенных складах, в зонах таможенного контроля и особых экономических зонах, и обеспечение оперативного обмена данной информацией с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
з) осуществление комплекса мер по решению вопросов, связанных с объектами ядерного наследия, в том числе:
определение объектов ядерного наследия и их учет;
обеспечение научно-технической поддержки решения вопросов обеспечения безопасности объектов ядерного наследия;
формирование и совершенствование системы обращения с отработавшим ядерным топливом, единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами, системы учета объектов ядерного наследия;
продолжение комплексной утилизации атомных подводных лодок и реабилитации территорий бывших береговых баз атомного флота;
реабилитация компонентов природной среды, загрязненных радионуклидами в результате производственной деятельности, радиационных аварий и катастроф;
и) интеграция знаний для разработки научно обоснованных методов комплексной оценки состояния ядерной и радиационной безопасности, включая совершенствование методологии расчетно-экспериментальных работ по обоснованию и обеспечению долговременной безопасности объектов использования атомной энергии, в том числе пунктов глубинного и приповерхностного захоронения радиоактивных отходов;
к) развитие научно-производственного потенциала в области использования атомной энергии и его поддержание на уровне, обеспечивающем минимизацию рисков при использовании ядерных технологий, в том числе разработка и применение:
инновационных методов, средств комплексного анализа, прогнозирования и оценки состояния ядерной и радиационной безопасности, выявления рисков в этой области и управления ими;
мобильных комплексов для обеспечения безопасности при проведении работ в зонах чрезвычайных ситуаций и контроля за такими работами, а также для дистанционного контроля за территориями, подвергшимися радиоактивному загрязнению;
беспроводных систем и комплексов информационного обмена, обеспечивающих необходимый уровень защиты информации и применяемых при транспортировании (перевозке) радиоактивных веществ, изделий из них и ядерных материалов в целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации радиационного характера и минимизации их последствий;
программно-технических средств моделирования и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера и аппаратно-измерительных комплексов радиационного мониторинга в штатном режиме и режиме чрезвычайных ситуаций;
современных высокоэффективных и многофункциональных комплексов и средств пожаротушения, а также робототехнических средств;
систем мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля в сфере радиационной защиты населения;
контрольно-измерительных приборов для измерения содержания радона и продуктов его распада в жилых помещениях с применением интегральных методов;
перспективных установок, оборудования, технологических процессов с повышенным уровнем безопасности, современных технологий безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными веществами, изделиями из них, ядерными материалами, радиоактивными отходами, включая их транспортирование (перевозку);
систем научно-технической поддержки принятия решений о мерах защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций радиационного характера, включая создание, развитие и обеспечение функционирования отраслевых ситуационно-кризисных и научно-методических центров ядерной и радиационной безопасности;
л) развитие культуры безопасности в организациях, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;
м) следование принципу импортозамещения при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;
н) совершенствование систем и средств физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, систем их охраны, включая непрерывное наблюдение за работоспособностью и состоянием здоровья операторов таких систем, разработка типовых тактико-технических требований к ним;
о) усиление антитеррористической защищенности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, устройств, генерирующих ионизирующее излучение;
п) кадровое обеспечение всех видов деятельности, связанной с обеспечением безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, осуществлением контроля (надзора) за обеспечением ядерной и радиационной безопасности, включая совершенствование системы отбора, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации и допуска к работе работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, и применение современных психофизиологических и медицинских методов определения психофизиологического статуса и состояния здоровья таких работников (персонала);
р) повышение эффективности экспертизы (оценки) безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия и видов деятельности в области использования атомной энергии, совершенствование системы нормирования выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;
с) недопущение проведения структурных, организационных и иных мероприятий, которые могут понизить достигнутый уровень ядерной и радиационной безопасности, в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, Госкорпорации "Росатом", в организациях, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия;
т) обеспечение с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне доступности и открытости информации для общественных организаций и населения о радиационной обстановке, состоянии ядерной и радиационной безопасности;
у) совершенствование информационного обеспечения в области анализа и прогнозирования радиационной обстановки (совокупности показателей состояния окружающей среды на конкретной территории в определенное время, характеризующих естественный и техногенно измененный радиационный фон, радиоактивное загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также почвы на территории Российской Федерации), в том числе:
расширение наблюдательной сети за радиоактивным загрязнением окружающей среды, включая инструменты сбора, обработки и анализа информации;
совершенствование инструментов моделирования процессов распространения радионуклидов в окружающей среде;
развитие систем оповещения населения при возникновении угроз ядерной и радиационной безопасности;
интеграция отраслевых и ведомственных систем наблюдения за радиационной обстановкой в единое информационное пространство;
развитие системы радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий, а также единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан;
совершенствование систем контроля за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ;
обеспечение ядерной и радиационной безопасности в период проведения массовых мероприятий;
совершенствование механизмов функционирования центрального, ведомственных и региональных информационно-аналитических центров системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обмена информацией между ними;
выпуск на регулярной основе изданий о научно-технических и правовых аспектах обеспечения безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях, а также при обращении с материалами с повышенным содержанием природных радионуклидов;
ф) обеспечение безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях на всех этапах их жизненного цикла посредством внедрения и совершенствования системы оценки соответствия продукции, в отношении которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;
х) принятие комплексных мер по импортозамещению стратегически важных продукции и технологий в области использования атомной энергии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей