2. Поддержка субъектами Российской Федерации муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Муниципальные программы являются комплексной формой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, обеспечивающей координацию различных мероприятий, проводимых в соответствии с полномочиями муниципальных образований. Муниципальная программа выступает основой поддержки СОНКО, а также обеспечивает привлечение других ресурсов, как бюджетных, так и внебюджетных.

Доля муниципальных районов и городских округов, реализующих муниципальные программы поддержки СОНКО от общего количества муниципальных районов и городских округов, достаточно сильно варьирует по субъектам Российской Федерации. Например, по состоянию на 2016 г. в Ярославской области она составила 70% <3>, в Хабаровском крае - 63% <4>, в Тамбовской области - 27% <5>, в Волгоградской области - около 17% <6>.

--------------------------------

<3> Региональная программа "Государственная поддержка гражданских инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области" на 2016 - 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Ярославской области от 28 апреля 2016 года N 513-п.

<4> Анализ реализации мер по обеспечению поэтапного доступа СОНКО к предоставлению услуг в социальной сфере и механизмов поддержки СОНКО. http://www.opkhv.ru/files/files/2017/f35577a82ac303dbc031.pdf.

<5> Государственная программа Тамбовской области "Развитие институтов гражданского общества" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением Администрации Тамбовской области от 28 октября 2013 г. N 1206.

<6> Государственная программа Волгоградской области "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Волгоградской области" на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Волгоградской области от 09 декабря 2013 N 722-п.

В муниципальные программы поддержки СОНКО могут быть включены:

финансовая поддержка СОНКО и общественных инициатив (в том числе органов ТОС, которые не зарегистрированы юридически как СОНКО) через конкурсные процедуры (также возможна финансовая поддержка через возмещение части затрат на аренду, возмещения транспортных расходов членов социально ориентированных некоммерческих организаций, которая может быть заложена в региональной программе поддержки СОНКО и по отдельному конкурсу, организованному уполномоченной организацией);

имущественная поддержка (предоставление помещений, предоставление оборудования);

информационная, методическая, консультационная поддержка деятельности СОНКО, проведение исследований и анализа развития НКО на муниципальном уровне;

поддержка ресурсных центров СОНКО на муниципальном уровне, в том числе в форме НКО через конкурсные процедуры;

обучение членов СОНКО и представителей общественности;

поддержка добровольческой деятельности;

поддержка деятельности фондов местного сообщества;

проведение мероприятий на местном и межмуниципальном уровнях (фестивали, форумы и пр.);

конкурсы поощрения общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций, поощрения предоставления нефинансовой отчетности НКО и другое.

Субсидии на поддержку СОНКО предоставляются зарегистрированным в установленном федеральным законом порядке и осуществляющим на территории соответствующего муниципального образования мероприятия по приоритетным направлениям, соответствующим видам деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, установленным статьей 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ и законом субъекта Российской Федерации по поддержке СОНКО.

Необходимо также отметить, что, как и на уровне региона, на муниципальном уровне может оказываться поддержка СОНКО в рамках других ведомственных программ, например, по поддержке молодежных инициатив, патриотическому воспитанию, социальному развитию, поддержке ТОС и т.д. Эта деятельность не включается в программы поддержки СОНКО и общественных инициатив на муниципальном уровне, но для эффективной реализации требует четкого межведомственного взаимодействия и координации усилий как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на местном уровне.

В государственные программы субъектов Российской Федерации по поддержке СОНКО целесообразно включать мероприятия по содействию муниципальным программам поддержки СОНКО, благотворительной деятельности и добровольчества, включая предоставление на конкурсной основе субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на цели реализации муниципальных программ поддержки СОНКО.

Условия и порядок предоставления и расходования муниципальными образованиями региональной субсидии на поддержку муниципальных программ поддержки СОНКО необходимо определить в специальном нормативно-правовом акте, принимаемом на местном уровне. Данный акт предусматривает основные требования к проведению конкурса муниципальных программ поддержки СОНКО, определяет критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями, а также порядок возврата субсидий в случае нарушений условий их предоставления и порядок представления отчетности.

В Приложении 2 к настоящим методическим рекомендациям содержится модельный нормативный правовой акт "О порядке и условиях предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".

К условиям предоставления субсидии на софинансирование муниципальных программ могут быть отнесены следующие:

наличие у муниципального образования муниципальной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, зарегистрированным в установленном федеральным законом порядке и осуществляющим на территории соответствующего муниципального образования мероприятия по приоритетным направлениям, соответствующим видам деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, установленным статьей 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ и положениями закона субъекта Российской Федерации;

наличие утвержденного муниципальным образованием порядка предоставления на конкурсной основе субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, включающего требования к софинансированию мероприятий из внебюджетных источников;

обязательство муниципального образования по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых муниципальной программой, иными муниципальными правовыми актами, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением <7> и другие.

--------------------------------

<7> Такие условия, например, содержит "Положение о порядке и условиях предоставления субсидий местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на реализацию муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" (Приложение N 3 к государственной программе Архангельской области "Развитие местного самоуправления Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 года N 464-пп.

В Положении о предоставлении субсидии на софинансирование муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций должны быть указаны критерии конкурсного отбора муниципальных образований, бюджетам которых предоставляются субсидии. При разработке критериев могут быть использованы рекомендации Министерства экономического развития Российской Федерации по разработке региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. В качестве таких критериев могут фигурировать, в частности, следующие показатели:

доля расходов местного бюджета, направляемых на реализацию муниципальной программы, в общем объеме расходов местного бюджета в текущем году;

количество социально ориентированных некоммерческих организаций, зарегистрированных (или осуществляющих свою деятельность) на территории муниципального образования (на конец предыдущего года);

принятие и реализация муниципальным образованием муниципальных правовых актов либо плана по их разработке и принятию в течение текущего года, которые предусматривают:

- реализацию механизма распределения бюджетного финансирования на конкурсной основе путем предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям;

- предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям и организациям, предоставляющим им благотворительные пожертвования, налоговых льгот;

- предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям имущественной поддержки в виде предоставления недвижимого имущества в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование;

- обеспечение информационной поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в средствах массовой информации, а также посредством социальной рекламы;

- формирование попечительских (общественных, наблюдательных) советов муниципальных учреждений с обеспечением привлечения участия в их работе социально ориентированных некоммерческих организаций;

- проведение общественной экспертизы проектов муниципальных правовых актов.

Отметим, что субъект Российской Федерации может проводить конкурс муниципальных программ поддержки СОНКО по отдельным номинациям <8>.

--------------------------------

<8> Например, Правительство Красноярского края ежегодно проводит конкурс муниципальных программ по следующим номинациям:

а) "Лучшая муниципальная программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций городского округа края с населением свыше 100000 человек";

б) "Лучшая муниципальная программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций муниципального района и (или) городского округа края с населением до 100000 человек.

Обзор практики содействия субъектов Российской Федерации муниципальным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций приведен в Приложении 4.