Приложение 8

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ (НЕМУНИЦИПАЛЬНЫХ)

ОРГАНИЗАЦИЙ (КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ), В ТОМ ЧИСЛЕ

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях повышения качества и доступности услуг в социальной сфере через расширение участия негосударственных (немуниципальных) организаций (коммерческих и некоммерческих), в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) в предоставлении гражданам услуг в социальной сфере, поддержки по различным аспектам деятельности, позволяющие им создавать примеры результативного участия в модернизации социальной сферы.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра определен Минэкономразвития РФ "пилотной площадкой" по реализации "дорожной карты" Российской Федерации по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере <13>.

--------------------------------

<13> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 года N 1144-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере";

На уровне субъекта сформирована комплексная система, обеспечивающая доступ негосударственных организаций, в том числе СОНКО, к предоставлению услуг в социальной сфере.

В Югре утвержден и реализуется план мероприятий ("дорожная карта") по поддержке доступа негосударственных организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в социальной сфере в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период 2016 - 2020 годы <14> (далее - "дорожная карта" Югры), направленный на повышение качества и доступности услуг в социальной сфере через расширение участия негосударственных организаций в оказании услуг гражданам.

--------------------------------

<14> Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 июля 2016 года N 394-рп.

Определен координационный совещательный орган по реализации мер, направленных на обеспечение доступа негосударственных организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в социальной сфере - Комиссия по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа.

Назначен координатор за взаимодействие исполнительных органов государственной власти автономного округа по поддержке доступа негосударственных организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в социальной сфере - директор Департамента экономического развития - заместитель Губернатора автономного округа.

На базе автономного учреждения автономного округа "Центр "Открытый регион" организована работа ресурсного центра для некоммерческих организаций автономного округа, центр предоставляет информационные, образовательные, коммуникационные ресурсы, востребованные некоммерческими организациями при реализации общественно значимых проектов, создана и действует горячая линия для консультирования представителей социально ориентированных некоммерческих организаций. Также, информационная поддержка деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется путем обеспечения работы портала гражданского общества Югры "Югражданин.РФ".

В целях популяризации деятельности социальных предпринимателей, поддержки успешных социальных практик, проведения обучающих мероприятий по развитию компетенций в области социального предпринимательства действует Центр инноваций социальной сферы.

Основные проекты Центра инноваций социальной сферы:

- школа социального предпринимательства - проект, позволяющий участникам всего за четыре месяца пройти путь обучения от социальной идеи до сформированного "под ключ" бизнес-проекта;

- круглые столы по вопросам создания и реализации социальных проектов;

- индивидуальное консультирование;

- проведение социального форума и социального конструктора Югры;

- обучающие курсы по развитию компетенций в области социального предпринимательства, которые предусматривают получение теоретических знаний в сфере социального предпринимательства; разработку, запуск социальных предпринимательских проектов; повышение качества существующих социальных предпринимательских проектов.

Исполнительными органами государственной власти автономного округа:

сформирован перечень услуг, передаваемых на исполнение негосударственным организациям в сферах: здравоохранение, образование, социальная поддержка жителей, культура, физическая культура и спорт;

разработаны стандарты предоставления услуг, передаваемых на исполнение негосударственным организациям;

разработаны порядки определения стоимости (тарифов) на услуги, передаваемые негосударственным организациям и подушевые нормативы финансирования социальных услуг;

проведен анализ принятых нормативных правовых актов и правоприменительной практики на предмет наличия барьеров для участия негосударственных организаций, в том числе СОНКО в предоставлении услуг социальной сферы;

формируются ведомственные и единый реестры поставщиков услуг в соответствующих сферах;

на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти автономного округа созданы и поддерживаются в актуальном состоянии разделы <15>, содержащие полный спектр информации о мерах поддержки негосударственных организаций, порядке их предоставления, предъявляемых требованиях к получателям и др.;

--------------------------------

<15> http://ucitizen.ru/resource/; https://myopenugra.ru/about/otkrytyy-region/; http://www.depcultura.admhmao.ru/nezavisimyy-sektor-v-sfere-kultury/; http://www.depsr.admhmao.ru/v-pomoshch-negosudarstvennym-postavshchikam-sotsialnykh-uslug-pravoe-menyu/; http://www.doinhmao.ru/sonko-socialno-orientirovannye-nekommercheskie-organizacii; http://www.dzhmao.admhmao.ru/v-pomoshch-negosudarstvennym-postavshchikam-uslug-v-sfere-zdravookhraneniya/; http://www.depsport.admhmao.ru/monitoring-razvitiya-sotsialno-orientirovannykh-nekommercheskikh-organizatsiy-na-rynke-uslug-fiziche/; http://www.depeconom.admhmao.ru/informatsiya-dlya-negosudarstvennykh-organizatsiy-v-tom-chisle-so-nko/.

утверждены ведомственные планы мероприятий по обеспечению доступа негосударственных организаций, в том числе СОНКО, к предоставлению услуг в социальной сфере. Исполнительные органы государственной власти автономного округа, осуществляющие функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию в соответствующих сферах, оказывают методическую помощь органам местного самоуправления муниципальных образований.

Государственные программы автономного округа дополнены мероприятиями по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций (коммерческих, некоммерческих), в том числе СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление услуг населению в социальной сфере.

Социально ориентированным некоммерческим организациям оказывается имущественная, финансовая, налоговая, образовательная, информационно-консультационная поддержка, при этом меры поддержки актуализируются.

В Югре сформирована и актуализируется система правовых актов, позволяющая обеспечить наиболее благоприятные условия развития СОНКО и их всестороннюю поддержку.

Внесены изменения в Закон автономного округа от 16 декабря 2010 года N 229-оз "О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре":

расширен перечень видов деятельности региональных СОНКО, при осуществлении которых оказывается государственная поддержка, а также установления приоритетного права на получение мер поддержки региональным социально ориентированным СОНКО, обладающим статусом - исполнителя общественно полезных услуг;

установлены приоритетные меры для некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг по предоставлению финансовой и имущественной поддержки на срок не менее 2 лет, что обеспечит не только выход некоммерческих организаций на рынок услуг социальной сферы, но обеспечит возможность стабильной работы;

уточнены виды информационной и образовательной поддержки, предоставляемой СОНКО.

В автономном округе предусмотрены следующие механизмы государственной поддержки (финансирования) услуг социальной сферы негосударственным организациям:

компенсация затрат поставщику услуг за оказанные услуги;

государственный заказ;

персонифицированное финансирование (сертификаты на оплату услуг).

Государственная поддержка также предоставляется в форме грантов.

Некоммерческие организации имеют возможность стать соискателями грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Государственная поддержка некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, проводится с 2006 года, в Югре наблюдается ежегодное увеличение количества заявок на участие в конкурсе. Так, в 2015 году в оргкомитет было направлено 35 проектов СОНКО, в 2016 - 72, в 2017 году поступило 165 заявок.

При этом, в 2017 году проводятся два конкурса <16>. Прием заявок на участие в первом осуществлялся с 17 апреля по 31 мая. Заявки на участие во втором конкурсе будут приниматься с 16 августа по 29 сентября. Информация о конкурсе размещена на портале гражданского общества Югры "Югражданин.РФ" <17> и на официальном сайте "Фонд президентских грантов". <18>

--------------------------------

<16> Распоряжение Президента РФ от 3 апреля 2017 г. N 93-рп "Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина".

<17> http://ucitizen.ru/grants/nko/detail/konkurs-na-predostavlenie-grantov-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-na-razvitie-grazhdanskogo-obshche/.

<18> http://президентскиегранты.рф/.

В соответствии с методическими рекомендациям Минэкономразвития России <19>, в целях расширения финансовой поддержки, учитывая актуальность льготного заемного финансировании для деятельности СОНКО, исполнительными органами государственной власти автономного округа прорабатывается вопрос о применении новой формы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций - предоставление займов, поручительств, субсидий на компенсацию банковской процентной ставки, лизинговых платежей, затрат по первоначальному взносу по договорам финансовой аренды, а также компенсация части затрат на обучение и повышение квалификации работников СОНКО.

--------------------------------

<19> Письмо Минэкономразвития России от 28 марта 2017 года N 8028-ОФ/Д01и "О формировании механизмов поддержки заемного финансирования социально ориентированных некоммерческих организаций с использованием опыта предоставления льготного финансирования организациям малого и среднего предпринимательства (предоставление гарантий, субсидирование процентных ставок), в том числе с участием институтов развития".

Реализацию указанных мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, которые в настоящий момент успешно применяются для субъектов малого и среднего предпринимательства, планируется осуществлять с 2018 года.

Также проводится работа по внесению изменений в Устав и Правила предоставления микрозаймов Фонда "Югорская региональная микрокредитная компания" в части закрепления возможности оказания финансовой поддержки в форме микрозаймов социально ориентированным некоммерческим организациям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, по результатам финансово-экономической деятельности которых возможно привлечение микрозаймов Фонда.

Расширение масштабов деятельности негосударственных организаций, в том числе СОНКО, оказывающих услуги в социальной сфере - это межотраслевая задача, которая решается в автономном округе комплексно с привлечением широкого круга представителей общественности, бизнеса, научного сообщества, органов власти и местного самоуправления.

Реализация "дорожной карты", мероприятий по обеспечению доступа негосударственных (некоммерческих) организаций, в том числе СОНКО осуществляется при непосредственном участии экспертов Общественной палаты Югры, что позволяет максимально быстро учитывать предложения общественников и внедрять новые эффективные инструменты для привлечения негосударственных организаций, в том числе СОНКО к оказанию услуг в социальной сфере.

Ключевую роль в сфере развития социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства играет не только общественная инициатива, но и потенциал предпринимательской активности населения, который сосредоточен именно в муниципалитетах Югры.

Несмотря на то, что во всех муниципальных образованиях автономного округа утверждены и реализуются муниципальные планы мероприятий ("дорожные карты") по поддержке доступа немуниципальных организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в социальной сфере на 2016 - 2020 годы, анализ "дорожных карт" по состоянию на 1 июня 2017 года показал, что не во всех муниципальных образованиях сформирована система обеспечения доступа негосударственных (немуниципальных) организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, к оказанию услуг в социальной сфере.

В Югре существует потребность в активизации усилий органов местного самоуправления по привлечению негосударственных (немуниципальных) организаций к оказанию услуг в социальной сфере.

Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение о формировании рейтинга муниципальных образований автономного округа по реализации механизмов поддержки негосударственных организаций, в том числе СОНКО (распоряжение Правительства автономного округа от 19.05.2017 N 292-рп), по итогам которого будет выявлена лучшая практика среди муниципальных образований автономного округа по обеспечению доступа негосударственных (немуниципальных) организаций к оказанию услуг (выполнению работ) в социальной сфере.

При формировании рейтинга муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по реализации механизмов поддержки негосударственных организаций, в том числе СОНКО учтены основные положения распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июня 2017 года N 1284-р <20>, что обеспечивает единообразие подходов к расчету рейтинга и выявлению лучших практик.

--------------------------------

<20> Перечень показателей, используемых для расчета рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Развитие конкуренции на рынке услуг в социальной сфере согласно Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года <21> будет основано на условиях рыночного маркетинга (продвижении товаров и услуг), ориентированного на повышение привлекательности региона, создание условий, улучшающих качество предоставляемых услуг, доступность, цену, имидж и престижность.

--------------------------------

<21> Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года 101-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года".

Учитывая изложенное выше, органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа целесообразно обеспечить достижение единых подходов для формирования равных условий поддержки доступа негосударственных (некоммерческих) организаций, в том числе СОНКО к оказанию услуг в социальной сфере и реализации муниципальных планов мероприятий по поддержке доступа негосударственных (немуниципальных) организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в социальной сфере.

Для создания условий по повышению доступности негосударственных (немуниципальных) организаций (коммерческих и некоммерческих), в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию услуг в социальной сфере целесообразно предусмотреть в муниципальных планах мероприятий по поддержке доступа негосударственных (немуниципальных) организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в социальной сфере следующих положений:

- определение координационного органа, обеспечивающего согласованную деятельность органов местного самоуправления, общественности, представителей негосударственных организаций, в том числе СОНКО, ресурсных центров поддержки некоммерческих организаций в реализации мероприятий по обеспечению поэтапного доступа негосударственных (немуниципальных) организаций, в том числе СОНКО, к предоставлению услуг в социальной сфере. Целесообразно ежеквартально вносить на рассмотрение координационного органа информацию о ходе выполнения "дорожной карты" муниципального образования;

- назначение куратора "дорожной карты" муниципального образования в целях координации деятельности органов местного самоуправления при ее реализации;

- определение уполномоченного орган местного самоуправления, ответственного за разработку "дорожной карты" муниципального образования и отвечающего за координацию деятельности органов местного самоуправления при реализации "дорожной карты" муниципального образования.

В целях реализации полномочий муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по оказанию поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций автономного округа <22>, обеспечение системности в процессе повышения доступа негосударственных (немуниципальных) организаций к предоставлению услуг в социальной сфере целесообразно дополнить "дорожные карты" муниципальных образований следующими разделами/мероприятиями:

--------------------------------

<22> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (статьи 31.1 и 31.3).

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.1. "Совершенствование нормативной правовой базы по обеспечению доступа негосударственных (немуниципальных) организаций, в том числе СОНКО к предоставлению услуг в социальной сфере". В разделе целесообразно предусмотреть следующие мероприятия:

- определение потребности населения в услугах, не оказываемых муниципальными организациями, но востребованных у граждан для возможной передачи таких услуг негосударственным (немуниципальным организациям), в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций. Например, по итогам проведенного мониторинга среди населения о потребности в услугах, не оказываемых государственными (муниципальными) организациями, но востребованных у граждан, выявлено, что существует потребность в расширении доступа к услугам: по присмотру и уходу за гражданами пожилого возраста в дневное время (дневной пансион); по уходу за тяжелобольными гражданами (услуги сиделки); по организации отдыха детей в каникулярное время организация групп кратковременного пребывания; организации групп продленного дня; проката кино и видеофильмов; показа кинофильмов; показа (организации показа) спектаклей (театральных постановок); организации показа концертов и концертных программ). Также целесообразно привлекать СОНКО к участию в противодействии распространению инфекционных и социально опасных заболеваний;

- установление стоимости услуг, передаваемых негосударственным (немуниципальным) организациям, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций;

- разработка и утверждение стандартов предоставления услуг, (работ), которые могут быть переданы на исполнение негосударственным (немуниципальным) организациям, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций;

- формирование и ведение реестров поставщиков услуг в соответствующих сферах, включая немуниципальные организации, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций;

- применение критериев оценки качества предоставляемых услуг в социальной сфере (общие требования к поставщикам услуг в социальной сфере: соблюдение требований законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальных правовых актов; условия размещения поставщика услуг в социальной сфере, оснащение соответствующим оборудованием; информационная открытость и доступность поставщиков услуг в социальной сфере; наличие алгоритма/технологии оказания услуг; соответствие специалистов квалификационным требованиям; объем оказанных услуг; степень удовлетворенности получателей услуг в социальной сфере);

- проведение независимой оценки качества услуг, предоставляемых негосударственными организациями, в том числе социально ориентированными организациями в социальной сфере. Органы местного самоуправления с участием общественных организаций вправе формировать общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг социально ориентированными некоммерческими организациями, расположенными на территориях муниципальных образований и утверждать положение о них.

2.2. "Реализация механизмов поддержки негосударственных (немуниципальных) организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций и социальных предпринимателей":

2.2.1. "Информационно-методическое обеспечение. Популяризация и продвижение социально ориентированных некоммерческих организаций". В разделе целесообразно предусмотреть мероприятия по:

- информационной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций путем создания и поддержки в актуальном состоянии на главных страницах официальных сайтов органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа разделов "В помощь негосударственным (немуниципальным) поставщикам услуг в социальной сфере", содержащих информацию о: нормативных правовых документах; конкурсах для социально ориентированных некоммерческих организаций, объявлениях; отчетности по муниципальным "дорожным картам"; перечне услуг (реестр) передаваемых на исполнение негосударственным (немуниципальным) организациям (коммерческим, некоммерческим), в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям); информационная и образовательная поддержка для поставщиков услуг; перечень имущества, предназначенный для передачи негосударственным (немуниципальным) поставщикам услуг в социальной сфере, в том числе СОНКО);

- рассмотрению возможности совместно с автономным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр "Открытый регион" сформировать зональные ресурсные центры по оказанию образовательной, информационной, методической и консультационной поддержки, в том числе помощь в регистрации, внесении изменений в учредительные документы, формировании заявок на субсидии, разъяснение особенностей налоговой отчетности и др. Для обеспечения равной доступности негосударственных (немуниципальных) организаций к предоставлению услуг в отраслях социальной сферы в муниципальных образованиях автономного округа, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, возможно применение зонального принципа, который характеризуется определением нескольких зон расположения муниципальных ресурсных центров с концентрацией в наиболее крупных городах с высоким потенциалом развития социально ориентированного некоммерческого сектора;

- предоставлению муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий эфирного времени, бесплатной печатной площади, бесплатного размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- привлечению к вопросам развития и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства Общественных советов при муниципальных образованиях автономного округа.

2.2.2. "Имущественная поддержка". Имущественная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется путем передачи во владение и (или) в пользование некоммерческим организациям муниципального имущества. В разделе целесообразно предусмотреть мероприятия по:

- формированию органами местного самоуправления муниципальных образований перечня муниципального имущества, которое может быть использовано в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) СОНКО и размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах, утвердивших их органов местного самоуправления муниципального образования, поддержки в актуальном состоянии. При формировании перечня муниципального имущества рекомендовано применение единой методики передачи негосударственным поставщикам услуг в социальной сфере недвижимого имущества, разработанной Департаментом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

2.2.3. "Финансовая поддержка и налоговые преференции". В разделе целесообразно предусмотреть:

- расширение механизмов муниципальной поддержки (финансирования) услуг в социальной сфере немуниципальных организаций (компенсация затрат поставщику услуг, муниципальный заказ, сертификаты на оплату услуг);

- создание благоприятного налогового режима, в том числе связанного с налогообложением земельных участков, принадлежащих на праве собственности социально ориентированным некоммерческим организациям и используемых ими для предоставления гражданам услуг в социальной сфере;

- формирование единой методики расчета доли средств, выделяемых немуниципальным организациям, в том числе СОНКО, на предоставление услуг (работ) в общем объеме средств бюджета муниципального образования на предоставление услуг в социальной сфере. Показатель "Доля средств бюджета муниципального образования, выделяемых негосударственным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, на предоставление услуг (работ), в общем объеме средств бюджета муниципального образования на предоставление услуг в социальной сфере" определяется как соотношение средств бюджета муниципального образования, запланированных на предоставление услуг в социальной сфере негосударственным организациям (коммерческим, некоммерческим), от общего объема средств бюджета муниципального образования, выделяемых на исполнение услуг (работ), потенциально возможных к передаче, умноженное на 100%.

2.2.4. "Образовательная и консультационная поддержка". В разделе целесообразно предусмотреть мероприятия по:

- проведению образовательных курсов для муниципальных служащих и сотрудников муниципальных учреждений в части расширения взаимодействия с негосударственными (немуниципальными) организациями, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций;

- осуществлению поддержки в области подготовки работников дополнительного профессионального образования и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций путем организации и содействия в подготовке, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СОНКО по запросам некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

В целях применения единых критериев для мониторинга муниципальных планов мероприятий ("дорожных карт") по поддержке доступа негосударственных (немуниципальных) организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг социальной сферы, а также отражения вклада каждого муниципального образования в развитие негосударственного (немуниципального) сектора в социальной сфере целесообразно дополнить "дорожные карты" муниципальных образований целевыми показателями:

- доля средств бюджета муниципального образования, выделяемых негосударственным (немуниципальным) организациям, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, в общем объеме средств бюджета муниципального образования, выделяемых на предоставление услуг в социальной сфере не ниже 15%;

- средний размер льготы СОНКО при предоставлении недвижимого имущества в аренду;

- объем предоставленной имущественной поддержки в виде предоставления недвижимого имущества в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование СОНКО, оказывающим населению услуги в социальной сфере (единиц);

- объем информационной поддержки проектов, популяризирующих деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольчества, деятельность институтов гражданского общества;

- доля муниципальных учреждений социальной сферы, находящихся в ведении муниципальных образований, в которых действуют попечительские (общественные, наблюдательные) советы с участием в их работе заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций, в общем числе таких учреждений;

- объем субсидий, предоставленных из бюджета муниципального образования СОНКО (общая сумма финансовой поддержки, направленная на проведение конкурсов среди социально ориентированных некоммерческих организаций), в сферах: развитие гражданского общества, социальная защита населения, образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт;

- доля численности детей, посещающих частные дошкольные образовательные организации в общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

4. В целях обеспечения поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере к бюджетным средствам целесообразно предусмотреть (актуализировать) мероприятия по поддержке негосударственных (немуниципальных), в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих услуги в социальной сфере в муниципальных программах в соответствующих сферах (образование, здравоохранение, социальная поддержка населения, культура, спорт и туризм; развитие гражданского общества, поддержка малого и среднего предпринимательства; развитие информационного общества).

В автономном округе имеется опыт и отдельные успешные практики, которые свидетельствуют, что социально ориентированные некоммерческие организации имеют потенциал и технологии, позволяющие им создавать примеры результативного участия в модернизации социальной сферы.

По результатам мониторинга исполнения муниципальных планов мероприятий ("дорожных карт") по поддержке доступа немуниципальных организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в социальной сфере на 2016 - 2020 годы по состоянию на 1 июня 2017 года зафиксирована успешная практика имущественной поддержки на уровне муниципалитетов.

Положительный опыт наблюдается в городе Сургуте, муниципальными помещениями на безвозмездной основе пользуются 31 некоммерческая организация, а в Нижневартовске созданы самые благоприятные условия для развития социального ориентированного бизнеса, и коэффициент для социальных предпринимателей составляет всего 0,1. Решением Думы города Нягани предоставлены льготы по земельному налогу в размере 100% для социально ориентированных некоммерческих организации в отношении земельных участков, используемых ими для оказания населению услуг в социальной сфере.

Также различные виды имущественной поддержки зафиксированы в гг.: Ханты-Мансийск, Когалым, Нефтеюганск, Октябрьский район - льготы по аренде помещения; г. Сургут - возможность применения коэффициентов понижающих арендную плату при осуществлении образовательной деятельности - 0,6, подлежащей лицензированию и для некоммерческой организации, не осуществляющей предпринимательскую деятельность в арендуемом помещении, к которым относятся негосударственные образовательные учреждения - 0,4; г. Нефтеюганск - безвозмездное использование помещения. Количество негосударственных организаций (индивидуальных предпринимателей), получивших имущественную и финансовую поддержку составляет 7 единиц, создано (сохранено) 41 рабочее место.

Кроме того признана успешной практика оказания информационной и консультационной поддержки некоммерческих организаций, в том числе СОНКО в городе Урае.

Благодаря своевременному информированию некоммерческих организаций о возможности государственной поддержки услуг, оказываемых в отраслях социальной сферы, консультационной и методической помощи в 2016 году девять некоммерческих организаций города Урая смогли поучаствовать в конкурсах проектов, проводимых исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и получить государственную поддержку из средств окружного бюджета на общую сумму более 4 млн. рублей. Также четыре некоммерческие организации города Урая зарегистрировали заявки для участия в 1 этапе конкурса на предоставление президентских грантов.

В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, обеспечения комплексного подхода по поддержке и развитию СОНКО и социального предпринимательства рекомендуется учесть опыт "лучших практик" муниципальных образований автономного округа для тиражирования и продвижения.