--------------------------------
<23> Подготовлено на основе материалов, предоставленных Управлением общественных связей мэрии города Новосибирска и МОФ "Сибирский центр поддержки общественных инициатив".
В Новосибирской области зарегистрировано и действует более 5000 некоммерческих организаций различных форм. Сложность обеспечения многочисленных организаций помещениями, а также необходимость оптимизации расходов некоммерческих организаций на аренду помещений для проведения мероприятий определили необходимость поиска комплексного решения проблемы. В рамках разработки ведомственной программы по поддержке общественных инициатив и обсуждения ее с общественностью были получены предложения от общественных организаций по созданию ресурсных центров в районах города Новосибирска.
Одновременно развитие инфраструктуры поддержки некоммерческих организаций в городских районах решала задачу приближения этих организаций к населению и предоставления более качественных услуг, а также усиления их взаимодействия друг с другом на районных площадках.
Учитывая ежегодный рост количества обращений от некоммерческих организаций, отсутствие у многих из них помещений для уставной деятельности, в рамках городской целевой программы "Взаимодействие мэрии города Новосибирска с общественными объединениями, некоммерческими организациями, территориальными общественными самоуправлениями" на 2007 - 2010 были заложены средства на создание и развитие сети районных ресурсных центров общественных объединений (РЦОО). На сегодняшний день функционирует таких 12 центров в 10 районах города.
На подготовительном этапе проекта в рамках городской целевой программы на 2008 год были заложены средства в размере 10,08 млн. рублей на ремонт и оборудование помещений, и в начале 2009 года были открыты первые пять ресурсных центров в тех районах города, где администрации районов выразили заинтересованность в подобной деятельности и выделили помещения для их работы. В программе не были заложены средства на работу администраторов ресурсных центров, и вначале администраторы работали в рамках штатного расписания районных администраций ведущими специалистами хозяйственных отделов, что противоречило как основным целям их деятельности и не соответствовало их системе подчинения по основной работе. В это время всю методическую работу вело Управление общественных связей мэрии г. Новосибирска. Однако уже в это время на основе этих ресурсных центров были созданы общественные советы при каждом ресурсном центре, в которые вошли некоммерческие организации осуществляющие свою деятельность в этих районах.
В ходе основного этапа проекта для упорядочивания организационной и финансово-хозяйственной деятельности РЦОО в 2010 году создано Муниципальное бюджетное учреждение "Координационный центр "Активный город", которое в 2012 году путем изменения типа учреждения преобразовано в муниципальное казенное учреждение (далее - МКУ "Координационный центр "Активный город"). Учредителем является Управление общественных связей мэрии г. Новосибирска. Были созданы ресурсные центры во всех районах города, а в двух (Калининский и Советский), с учетом специфики расположения районов, были созданы по два ресурсных центра. Эта деятельность изъята из целевой программы и ведется отдельным счетом на финансирование муниципального задания МКУ.
Главным распорядителем бюджетных средств получателя бюджетных средств - МКУ "Координационный центр "Активный город" является управление общественных связей. Финансовое обеспечение расходов деятельности МКУ "Координационный центр "Активный город" осуществляется в пределах утвержденной сметы. Если на финансирование деятельности ресурсных центров МКУ "Координационный центр "Активный город" было выделено в 2010 году почти 7,5 млн. руб., то в 2014 году - 19,3 млн. руб. (33 ставки). Это финансирование только деятельности ресурсных центров.
Необходимо отметить, что в 2014 г. МКУ "Активный город" переданы помещения и ставки поддержки направления национально-культурных автономий (6 ставок, дополнительный бюджет к указанным 19 млн. рублей составил 3,2 млн. рублей), а в настоящее время туда же переданы все помещения органов ТОС и Дома общественных организаций.
Функционирование всех ресурсных центров обеспечивают штатные сотрудники: специалисты финансово-экономического и хозяйственного направлений, администраторы. Администратор закреплен за каждым ресурсным центром, он осуществляет организационно-хозяйственную и содержательную деятельность, обеспечивает взаимодействие с администрациями районов.
Деятельность ресурсных центров осуществляется строго в соответствии с муниципальное заданием. Муниципальное задание разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлениями мэрии города Новосибирска от 12 декабря 2008 г. N 770 "Об утверждении положения о муниципальном задании", от 11 октября 2011 г. N 9400 "О Порядке формирования муниципального задания и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципального учреждения" и утверждено соответствующими приказами управления общественных связей мэрии города Новосибирска.
Перечень выполняемых услуг и работ в соответствии с муниципальным заданием согласован с департаментом экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики.
Одним из основных содержательных направлений проектов и мероприятий ресурсных центров являются информационное и консультационное. Работает консультационный центр по 12 направлениям (в т.ч. правовое, ЖКХ, здоровый образ жизни, благоустроительное, садоводческое, гуманитарно-просветительское, "Народный университет", школа гражданской активности, развитие лидерских качеств и т.д.). Ресурсные центры позволяют профессионализироваться ряду общественных организаций, которые активизируют свою деятельность и становятся партнерами власти в области развития и поддержки некоммерческого сектора. Так, ряд НКО организуют на базе РЦОО обучающие мероприятия для других общественных организаций, таких как НООО Союз юристов Новосибирской области" (правовые семинары по заявкам общественников по центрам), НП "МАКСОРА" (обучающие семинары для добровольцев), АНО "Центр образовательных технологий "ИВЭН" (интерактивные занятия для молодежных лидеров), НГОО "За равные возможности" (компьютерные курсы для пожилых людей), МОФ СЦПОИ (ежегодное проведение обучающих семинаров по написанию грантовых проектов). Все грантовые конкурсы мэрии города Новосибирска проводятся через сайт, и у ресурсных центров есть функция помогать некоммерческим организациям заполнять заявки через сайт.
На базе РЦОО работает большое количество клубов по интересам, инициативных групп, на базе которых в ряде случаев создаются новые организации, например, общественное добровольческое движение, работающее в Калининском РЦОО, зарегистрировалось в организацию "Территория жизни", инициативная группа "Островок надежды", работающее на базе Дзержинского РЦОО зарегистрировалось в организацию "САВА", инициативная группа пенсионеров педагогического труда организовала НП "Ассоциация творчески работающих педагогов", которое в настоящее время работает в Железнодорожном РЦОО.
Другим важным направлением является поддержка добровольчества, в том числе вовлечение и обучение волонтеров, разработка и реализация добровольческих проектов, акций, мероприятий, школы молодого лидера. В каждом ресурсном центре созданы центры развития добровольчества, в каждом из которых насчитывается от 50 до 100 добровольцев; школы добровольцев прошло около 500 человек; в результате организации добровольческих курсов молодые лидеры - добровольцы становятся основным активом в организации добровольческих акций, организованных ресурсными центрами (сбор и передача пожертвований, помощь пожилым людям и инвалидам, проект обмена добрыми делами "Ты - мне, я - тебе", правовая помощь населению добровольцев-юристов, экологические акции по очистке территорий города и т.д.). В добровольческое движение вовлечены подростки и молодежь с физическими ограничениями, что позволяет им социализироваться в обществе.
По культурно-досуговому направлению работают творческие объединения, группы молодых художников, прикладники, организовываются выставки и галереи в помещениях ресурсных центров, организовываются праздничные программы для общественников и вместе с общественниками как в помещениях РЦОО, так и на территории района и вместе с районом, литературные гостиные и т.д.; созданные объединения, досуговые мероприятия позволяет пожилым людям (особенно - женщинам) вести активную жизнь, реализовать свой творческий потенциал, самодеятельные мастера получают площадки для экспозиции своих работ, не имея шансов быть размещенными на профессиональных площадках, что помогает создавать социальный оптимизм и позитивное мировосприятие у пожилого населения;
По направлению социальной работы проводятся благотворительные акции, мероприятия в рамках "Весенней и Осенней Недели Добра", работают клубы многодетных матерей, одиноких матерей и т.д.). С 2012 года проводятся мероприятия с учетом пожеланий от общественных организаций ветеранов, инвалидов: от НГОО "ЦАДИ" - обучающие семинары по проведению конкурсных процедур на услуги и мероприятия, от городского Совета ветеранов - встречи по методикам работы с пожилыми людьми, от общественного совета Дзержинского района - информация о развитии гражданского общества в городе Новосибирске.
В сфере патриотической работы отмечается постоянно действующий музей боевой славы в Советском районе, проводятся выставки - презентации изданий, осуществляемых ветеранскими и военно-патриотическими организациями, уроки мужества для школьников и т.д. В этом направлении нередко используется потенциал общественного сектора. Так, без привлечения дополнительных финансовых средств, реализуются общественно значимые проекты: НРОО "Союз "Чернобыль", НРОО "Союз ветеранов Афганистана", НОО "Блокадник", НОО "Обелиск" проводят уроки мужества для школьников и молодежи и т.д.
По экологическому направлению работа включает мероприятия по пропаганде здорового образа жизни - тематические конкурсы, экологические акции, лекции, мастер-классы для детей и взрослых.
В качестве примеров молодежных мероприятий можно привести проект 2010 - 2013 годов "Школа молодого лидера" (обучено около 100 человек, подготовлено и защищено 26 разноплановых проектов, из них 5 проектов поддержано в рамках муниципального гранта), проект "Молодежный лидер" (по инициативе НРОО "Сибирский университет лидерства", обучение около 150 человек) и др.
Ресурсные центры становятся центрами консолидации общественных инициатив района. Это ярко продемонстрировал проект "Ярмарка общественных инициатив" еще в 2011 году, когда впервые мероприятие проходило не только в центральной части города, но и в каждом районе, и общее количество участвующих организаций и объединений достигло 350. Проект позволил познакомить жителей районов с общественными организациями, привлечь новых членов организаций, познакомил организации друг с другом, повлиял на появление и реализации совместных проектов. На базе ресурсных центров также осуществляется публичная защита проектов общественных организаций, которые направлены на развитие районов города.
Таким образом, ресурсные центры выполняют задачи ресурсной поддержки деятельности общественных организаций в двух основных направлениях:
- материально-организационное: представление общественным объединениям помещений, материальных ресурсов для осуществления своей деятельности (помещение, оргтехника, мебель, связь, интернет).
- содержательное: создание условий для развития гражданского общества: выявление и поддержка общественных инициатив, помощь в их реализации, правовая и методическая поддержка общественных организаций и объединений, создание площадки для диалога различных сегментов гражданского общества.
Основными результатами деятельности ресурсных центов общественных объединений можно считать следующие:
- с созданием ресурсных центров значительно возросло число жителей, участвующих в информационно-консультативных мероприятиях на территории всех районов города, повысилось качество мероприятий за счет активного привлечения специалистов, повысилась информированность жителей города о деятельности общественных объединений, формах и механизмах взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью;
- увеличилось число обращений жителей за услугами специалистов: юристов, психологов, специалистов ЖКХ, здравоохранения, культуры за информационной, консультативной и методической помощью;
- деятельность ресурсных центров позволяет в постоянном режиме оказывать методическую помощь НКО, вследствие чего происходит рост числа и повышение качества заявленных и реализованных проектов в сфере поддержки общественных инициатив;
- создание и организация деятельности общественных советов районов на базе ресурсных центров обеспечивает возможность консолидации общественных организаций, власти и бизнеса для решений проблем района, способствует более полновесной реализации общественно значимых инициатив;
- деятельность ресурсных центров способствует воспитанию зрелого, грамотного и лояльного к власти сегмента гражданского общества, способного работать конструктивно, взвешенно и позитивно, а также способствует образованию новых общественных структур и организаций;
- по итогам реализации различных проектов и инициатив РЦОО отмечается повышение активности социально ответственного бизнеса в качестве партнеров;
- все больше НКО, взаимодействующих с ресурсными центрами, активнее участвуют в жизни города и заявляют о своей готовности принимать участие в выполнении муниципального заказа, особенно - в социальной сфере;
- активное взаимодействие РЦОО с администрациями районов позволяет оперативно реагировать на различные запросы и вопросы общественников и разных социальных групп населения, что позволяет в значительной мере снижать социальную напряженность;
- деятельность ресурсных центров позволяет консолидировать различные сегменты некоммерческого сектора, в частности, общественные организации и ТОС, общественные организации одинаковой направленности, которые не всегда готовы взаимодействовать;
- регулярное освещение в СМИ, на сайте Управления общественных связей мэрии и других интернет-ресурсах, в печатных изданиях общественно значимых мероприятий, организованных через РЦ, позволяет создать постоянно действующий информационный канал о деятельности НКО, что является важнейшим фактором в становлении гражданского общества;
- разносторонняя помощь, оказываемая в рамках деятельности РЦОО общественным организациям, помогает им в профессиональном становлении. Постепенно часть проблем, которые должны решать местные власти, общественники берут на себя, затрачивая при этом гораздо меньше средств, чем затратил бы муниципалитет. Так, в рамках конкурса муниципальных грантов за счет дополнительных материально-технических ресурсов при реализации социально значимых проектов на каждый бюджетный рубль в среднем привлекается 3 - 3,5 рубля внебюджетных средств;
- при ресурсных центрах на постоянной основе осуществляют свою деятельность более 300 организаций, которые либо не имеют возможности, либо не считают необходимым арендовать помещение и осуществлять оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, в том числе - ветеранские организации, организации военно-патриотической направленности, молодежные советы, женские советы, добровольческие советы, ряд советов ТОС, творческие объединения, общественные организации инвалидов, пенсионеров, молодежные организации, женские организации, информационно-методические, правовые центры, хоры, общества садоводов, народная дружина, клубы по интересам, объединения, не имеющие статуса юридического лица и т.д.);
- ресурсные центры выполняют роль структуры, содействующей реализации функции взаимодействия с общественностью на уровне районных администраций. Как правило, в районах города это взаимодействие наиболее системно осуществляется только с одним из сегментов общественного сектора - с органами ТОС, для чего в штатное расписание администраций районов введены специалисты или отделы по взаимодействию с ТОС. В большинстве случаев именно через ресурсные центры некоммерческие организации районов осуществляют взаимодействие с районными администрации по различным вопросам, интересующих общественников (социальным, имущественным, организационным, вопросов ЖКХ и т.д.).
В прошедший период ресурсные центры зарекомендовали себя как важный и перспективный ресурс развития институтов гражданского общества Новосибирска. Созданные в партнерстве муниципалитета и общественности, они могут стать базовым связующим звеном во взаимодействии городской власти и населения, формировании механизмов активизации общественного участия в жизнедеятельности города, общественного контроля и передачи некоммерческим организациям части полномочий в решении вопросов социально-экономического развития города.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей