Созданию в организациях нормативной базы затрат труда на выполнение НИОКР предшествует большая подготовительная работа, направленная на внедрение системы сбора и учета статистических данных о затратах труда в научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделениях, на проведение обработки и анализа технико-экономической информации по выполненным разработкам.
Система учета затрат труда должна отвечать следующим требованиям:
- простота, ясность и достоверность получаемых сведений
- своевременность и оперативность получения данных учета;
- сопоставимость плановых и учетных данных;
- рациональные (оправданные) затраты труда на осуществление учета.
Первичным источником информации о фактических затратах на выполнение конкретных работ (исследовательских, конструкторских, технологических, научно-технического обеспечения) являются индивидуальные и коллективные нормированные задания. Они же являются первичными отчетными документами, в которых находит отражение весь объем проделанной работы за месяц и использование фонда рабочего времени исполнителя (коллектива).
Накопление, обработку и анализ статистических данных о трудоемкости работ осуществляет инженер по нормированию труда.
Регулярный анализ соотношения (сравнения) нормируемых и фактических затрат, т.е. уровень выполнения норм по каждому виду работ, позволяет накапливать статистический материал и на основе его судить либо о достоверности установленных норм, либо об отказе от нормирования каких-либо работ, либо о необходимости корректировать установленные нормы, т.е. по статистическим данным анализируется полнота разработанных нормативов затрат труда, правильность принятых методов расчета трудоемкости.
С целью обеспечения оперативности информации заполнение первичных документов производится сразу же после завершения работы и не реже одного раза в месяц. Ежедневному учету подлежат отклонения от нормального использования рабочего времени.
Объем выполненных работ характеризуется в конечном итоге составом и количеством выпущенной документации. Учету подлежит и качественная сторона разработок. С этой целью учитывают уровень унификации, степень новизны и сложности выполненных разработок и другие показатели в соответствии с требованиями системы управления качеством разработок. Рабочее время является самостоятельным объектом учета. Оно разделяется на производительные затраты, потери и непроизводительные затраты.
К непроизводительным затратам и потерям рабочего времени относятся выполнение общественных обязанностей в рабочее время, поручения и командировки, не связанные с выполнением служебных обязанностей, административные, очередные и учебные отпуска, болезни, прогулы, опоздания и потери по другим причинам. Учет потерь и непроизводительных затрат производится ежемесячно по каждому исполнителю, бригадам, отделам и научной организации в целом. Время, используемое непроизводительно, не должно входить в фактические затраты на выполняемые разработки.
Степень полезного использования времени определяется не только уровнем потерь и непроизводительных затрат, но и зависит также от соответствия должности исполнителя содержанию поручаемых и выполняемых работ. Затраты времени на несвойственные работы также подлежат систематическому учету.
При учете объема производимых изменений в выпущенной документации фиксируется количество изменений и время, затрачиваемое на их проведение ежемесячно по темам, причинам, отделам, бригадам. Полное содержание и организационные формы учета изменений в документации определяются системой управления качеством разработок.
По окончании каждого этапа проектирования по всем изделиям специально формируется комплекс учетно-аналитических документов.
С целью накопления статистического материала для корректировки действующих укрупненных нормативов необходимо ежеквартально проводить сопоставление сметных фактических затрат по темам. Регулярный анализ соотношения фактических и нормируемых затрат служит основой для дальнейшего совершенствования используемых нормативов. Источником информации о затратах на разработки служат отчетные данные подразделений о фактических затратах как на проведенные разработки, так и на разработки аналогов.
Фактические затраты на проведенные разработки по данным учета отделов формируются по этапам, подэтапам работ с определением соотношений по исполнителям: исследователям, конструкторам, технологам, опытному производству. На основе фактических затрат выявляются закономерности зависимостей между трудоемкостью и продолжительностью отдельных этапов и разработки в целом, а также изменением технических и объемных характеристик изделий, являющихся критериями группы сложности разработки.
По результатам анализа соотношения фактических и нормативных затрат труда ежеквартально должны пересматриваться и корректироваться дифференцированные нормативы трудоемкости на отдельные виды работ и ежегодно укрупненные нормативы на этапы НИР и ОКР и в целом на НИОКР.
С этой целью создаются экспертные комиссии из специалистов научно-тематических отделов. Инженер по нормированию труда представляет экспертной комиссии систематизированные данные о нормативной, плановой и фактической трудоемкости выполненных работ. Эксперты анализируют состояние нормативной базы. По итогам обсуждения экспертная комиссия принимает рекомендации о корректировке нормативов затрат труда и их обновлении.
Каждое подразделение и каждый исполнитель имеет право подавать предложения и участвовать в корректировке нормативов затрат труда. Решение о корректировке нормативов рекомендуется принимать в течение 5 дней со дня подачи предложения. Процесс корректировки и обновления нормативов осуществляется не реже одного раза в год.
Корректировка действующих нормативов затрат труда должна оформляться аналогично корректировке конструкторской документации с обязательной регистрацией вносимых изменений.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей