Таблица 11. Классификация типовых проектных процедур

Таблица 11

Классификация типовых проектных процедур

Тип процедур

Группа процедур

Разновидности типовых проектных процедур

1

2

3

Информационно-поисковые

Информационно-справочные

Процедура со стратегией вопросника

Процедура со стратегией ранжирования

Процедура формирования поискового предписания со стратегией, направленной на повышение точности и полноты поиска

Информационно-логические

Процедура со стратегией циклического поиска

Процедура со стратегией промежуточных результатов

Процедура со стратегией модификации запроса

Построение и преобразование моделей-прототипов

Процедуры с закрепленным программой алгоритмом, ориентированным на группу объектов

Процедура с алгоритмом, описывающим процесс проектирования, не закрепленный программой (включая процедуры выпуска документации)

Расчетные и оптимизирующие

Формально-расчетные

Законченные программированные процедуры без возможности прерывания процесса

Законченные программированные процедуры с возможностью прерывания процесса

Процедуры, составленные из программированных блоков

Расчетно-логические

Законченные процедуры с циклическим приближением к конечному результату

Процедуры, состоящие из отдельных стандартных блоков с незакрепленным порядком

Процедуры, состоящие из отдельных блоков с варьируемым содержанием

Внутрисистемного обслуживания

Административного управления

Процедуры обслуживания системы, подсистемы, группы задач, задачи

Настройки

Процедуры настройки системы, подсистемы

При классификации проектных процедур используются также следующие характеристики:

1. Вид используемой информации: постоянная; переменная (с изменяющимися в процессе решения количественными характеристиками); стохастическая (изменяющаяся по известному закону распределения); неопределенная (изменяющаяся по неизвестному закону распределения); неоднозначная (не имеющая однозначного толковании или оценки).

2. Режим взаимодействия пользователя со средствами САПР; ввод-контроль; простой запрос; справка (предложение для выбора); запрос-ответ (запрос с указанием синтаксиса ответа); запрос свободного ответа; команда; фраза на квазиестественном языке; диалог в одну сторону.

Трудовая сторона процесса раскрывается на основе анализа операций, которые совершает исполнитель при решении автоматизированной проектной задачи. Чтобы пронормировать трудовой процесс, требуется определять следующие его характеристики:

- соотношение продолжительности машинного этапа и подготовительно-завершающего этапа;

- соотношение исполнительских и эвристических элементов на машинном этапе работы;

- повторяемость комплексов трудовых операций;

- характер производственной ответственности;

- степень нервного напряжения.

Аналитически-расчетный метод нормирования труда предполагает проведение классификации трудовых процессов также по уровням укрупнения. В условиях САПР в качестве базового уровня классификации трудовых процессов предлагается принимать выполнение проектной задачи. Трудовой процесс при этом рассматривается с двух сторон. Во-первых, образуются "надзадачные" уровни укрупнения, выделяемые по ступеням агрегации процесса проектирования и ступеням кооперации труда.

Во-вторых, существуют "дозадачные" уровни дифференциации трудового процесса. Анализ содержания процесса на дозадачном уровне показывает, что решения проектных задач состоит из многократно повторяющихся элементов, имеющих типовое технологическое и трудовое содержание (проектных процедур, итерационных циклов, комплексов трудовых операций и т.д.).

На основе классификации процессов в САПР систематизируются задачи премирования рациональных трудовых процессов пользователей САПР и образуется система норм и нормативов затрат труда разной степени укрупнения.