II. Выявление и представление информации о выгодоприобретателе

2.1. Вопрос: Необходимы ли какие-либо действия со стороны страховщика, если страхователь и выгодоприобретатель по договору страхования жизни являются налоговыми резидентами России, но в процессе выплаты выгодоприобретатель дает распоряжение на фактическое перечисление денежных средств третьему лицу, обладающему признаками иностранного налогоплательщика?

Ответ: Согласно пункту 14 Положения, в случае если клиент действует в интересах третьего лица - выгодоприобретателя (в том числе в случае, если выплаты по договору осуществляются выгодоприобретателю или если действия организации финансового рынка осуществляются в интересах выгодоприобретателя) и при этом такой выгодоприобретатель является налоговым резидентом иностранного государства, то необходимая информация представляется ОФР в отношении такого выгодоприобретателя, а также в установленных случаях в отношении лиц, прямо или косвенно его контролирующих.

Выдача разового распоряжения на фактическое перечисление денежных средств третьему лицу само по себе не является основанием для принятия мер по установлению налогового резидентства этого третьего лица. В случае регулярности осуществления выгодоприобретателем операций по перечислению средств третьему лицу, ОФР должна руководствоваться пунктом 62 Положения и принять меры по установлению налогового резидентства этого третьего лица как реального выгодоприобретателя и, если такое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, представить необходимую информацию в отношении такого третьего лица.

2.2. Вопрос: В отношении ранее заключенных договоров страхования жизни в случае если до истечения отчетного периода (календарный год) личность выгодоприобретателя осталась неизвестна (например, указано "наследники по закону"), верно ли будет включать информацию о таком выгодоприобретателе, когда его личность стала фактически известна?

Ответ: Да. В отношении ранее заключенных договоров страхования жизни такой договор признается договором, в отношении которого требуется представление информации по результатам анализа информации и принятия обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению налогового резидентства лица, заключившего такой договор и выгодоприобретателей по такому договору. Если при принятии предусмотренных законодательством мер ОФР не выявила наличие выгодоприобретателя в силу того, что не знает и не должна знать (в том числе с учетом требований законодательства по ПОД/ФТ) о наличии выгодоприобретателя, то в отчетность необходимо включать информацию по самому клиенту - иностранному налоговому резиденту, так как именно клиент в таком случае вправе получить суммы при расторжении договора.

Как только ОФР станет фактически известно о том, что по договору страхования жизни есть выгодоприобретатель, отличный от клиента, то ОФР обязана принять меры по установлению налогового резидентства выгодоприобретателя, и, в случае признания его иностранным налоговым резидентом, представить финансовую информацию до 31 мая года, следующего за годом, в котором ОФР стало фактически известно о наличии такого выгодоприобретателя.

2.3. Вопрос: Как соотносятся между собой определение выгодоприобретателя, предусмотренное главой 20.1 Кодекса, и содержащееся в статье 3 115-ФЗ?

Ответ: Для целей определения реального держателя счета (выгодоприобретателя) в рамках обязанностей по международному автоматическому обмену финансовой информацией ОФР обязана принимать во внимание результат реализации политик определения выгодоприобретателей, которые применяются в рамках 115-ФЗ с учетом особенностей определения выгодоприобретателя, содержащихся в главе 20.1 Кодекса, в соответствии с которой выгодоприобретатель определяется в целом по договору, предусматривающему оказание финансовой услуги, а не по каждой операции с денежными средствами и иным имуществом.