Организация и проведение проверки финансово - хозяйственной деятельности экономического субъекта
29. О проведении проверки издается приказ (приложение 3). Приказ приобщается к материалам проверки.
Проверяющим выдается предписание на проведение проверки (далее - Предписание) (приложение 4).
Предписание выдается в одном экземпляре, который подписывается руководителем таможенного органа, заверяется печатью таможенного органа и регистрируется. Копия Предписания с отметкой проверяемого лица о получении приобщается к материалам проверки.
Сроки проведения проверок, численность проверяющих устанавливаются руководителем таможенного органа с учетом конкретных задач проверки и особенностей проверяемых экономических субъектов.
Срок проведения выездной проверки и способы его продления определяются национальными нормативными актами.
Если проверка проводится по поручению вышестоящих органов, в том числе таможенных, вопрос о продлении сроков проверки заблаговременно согласовывается с органом, назначившим ее проведение.
Численность группы проверки не должна быть менее двух человек.
30. Сотрудники таможенных органов при проведении проверок финансово - хозяйственной деятельности имеют право:
- на основании служебного удостоверения, приказа и предписания руководителя таможенного органа входить на территорию и в помещения проверяемых экономических субъектов, где находятся или могут находиться документы, товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;
- требовать представления любой документации (включая банковскую) и информации, касающейся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов;
- проверять финансовые документы, бухгалтерские книги и другие регистры бухгалтерского учета, статистические и бухгалтерские отчеты, декларации и другие документы, связанные с осуществлением деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы;
- требовать от должностных лиц необходимые сведения, справки, документы (копии, заверенные лицом, ответственным за ведение финансово - хозяйственной деятельности, и печатью организации) о финансово - хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта;
- требовать от должностных лиц и других работников письменные объяснения по возникающим в ходе проверки вопросам;
- привлекать специалистов и экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля;
- проводить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых экономическим субъектом;
- производить идентификацию товаров, транспортных средств, помещений и других мест путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, киносъемки, видеозаписи, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации;
- осуществлять досмотр (повторный досмотр) товаров, транспортных средств;
- проводить проверки фактического наличия товаров, транспортных средств и материальных ценностей (инвентаризацию);
- получать от иных экономических субъектов справки и копии документов по операциям с проверяемым лицом, а при необходимости - проводить встречные проверки;
- производить выемку документов, свидетельствующих о совершении правонарушений, при наличии достаточных оснований полагать, что данные документы могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены;
- запрашивать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов проверяемых лиц;
- запрашивать правоохранительные, налоговые и иные контролирующие органы об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля;
- передавать по согласованию с руководителем таможенного органа материалы в правоохранительные и иные контролирующие органы;
- проводить другие действия, предусмотренные национальным законодательством.
31. При проведении проверки следует придерживаться следующего типового порядка.
Выезд группы проверки непосредственно к месту нахождения проверяемого экономического субъекта для осуществления проверки.
Вручение руководителям проверяемой организации предписания руководителя таможенного органа на проведение проверки (на копии которого руководителем либо уполномоченным сотрудником организации делается отметка о получении), объяснение цели проверки, вручение требования на представление документов.
По завершении проверочных мероприятий должностным лицом проверяемого экономического субъекта на оборотной стороне предписания делается запись: "Претензий к деятельности проверочной группы не имеется" или формулируются замечания к деятельности проверочной группы.
Решение организационных вопросов:
а) доведение до сведения руководителя организации целей проверки;
б) определение руководителем должностных лиц, которые в процессе проверки будут представлять проверяющим всю необходимую документацию;
в) решение руководителем вопроса об обеспечении рабочего места для группы проверки.
Истребование учредительных, регистрационных документов, документов, подтверждающих имущественные права проверяемого лица, и иных документов, необходимых для проведения проверки. Перечень документов определяется в соответствии с национальным законодательством.
Полученная информация необходима для формирования предварительных сведений о правовой и хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта, проверки представленных документов и для проведения дальнейшего анализа его финансово - хозяйственной деятельности.
Проверка коммерческой и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с товарами, производится с целью получения документальных подтверждений происхождения товаров, движения товаров от продавца к покупателю, контроля за достоверностью сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей. При необходимости определяется розничная цена товара. В случае значительных расхождений таможенной стоимости и розничной цены рассматривается вопрос о правомерности использования метода определения таможенной стоимости и, в необходимых случаях, по результатам проверки проводится корректировка таможенной стоимости.
Проверке подлежат бухгалтерские, товарные, расчетные, платежные, страховые, транспортные, отгрузочные, экспедиторские, складские, таможенные и другие документы.
Руководитель группы проверки вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Письменное требование о представлении документов (сведений) (приложение 5) направляется (вручается) руководителю проверяемого экономического субъекта. Требование выписывается в двух экземплярах, из которых:
- первый (с отметкой об инициалах, фамилии, должности лица, получившего Требование, и датой вручения) приобщается к материалам проверки;
- второй экземпляр вручается непосредственно ответственному представителю проверяемого лица либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их руководителю группы в пятидневный срок.
Документы представляются в виде заверенных надлежащим образом копий (печатью организации и подписью лица, ответственного за ведение финансово - хозяйственной деятельности).
В случае необходимости руководитель группы проверки вправе потребовать представления подлинников документов. Прием документов оформляется Актом приема - передачи документов (приложение 6).
Акт приема - передачи документов подписывается должностным лицом проверяемого лица и проверяющим, принявшим документы на проверку.
Первый экземпляр Акта приема - передачи документов приобщается к материалам проверки, второй передается проверяемому лицу.
При непредставлении документов в установленные сроки, отсутствии либо недостоверном указании в них обязательных сведений о контролируемых товарах и транспортных средствах эти товары и транспортные средства по решению начальника таможенного органа могут помещаться в зону таможенного контроля. После представления и проверки необходимых документов, при отсутствии признаков нарушений таможенных правил, товары и транспортные средства возвращаются владельцу. При выявлении в ходе проверки признаков нарушений таможенных правил и заведении дела о нарушении таможенных правил (административном таможенном правонарушении) товары и транспортные средства подлежат изъятию в порядке, определенном соответствующими статьями Таможенного кодекса Российской Федерации и Таможенного кодекса Республики Беларусь.
При необходимости получения письменных объяснений должностное лицо проверяемого экономического субъекта информируется об этом. Объяснение (приложение 7) фиксируется проверяющими либо собственноручно лицами, дающими объяснения. В том случае, если объяснения фиксировались проверяющим, по окончании объяснений, лицо, давшее объяснения, удостоверяет их собственноручной записью "Мною прочитано, с моих слов записано верно" и подписью.
Кроме того, возможно проведение опроса должностного лица проверяемого экономического субъекта с оформлением Акта опроса (приложение 8).
Для оказания содействия в решении вопросов, возникающих в ходе проверки, в случаях, где необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве, ремесле и иной сфере деятельности, получения суждений и выводов, опирающихся на строго достоверные данные, сделанные на основе конкретных научных методик, таможенным органом могут привлекаться специалисты других правоохранительных и контролирующих органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также эксперты.
Заключение эксперта не является обязательным для проверяющих. Однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано и отражено при оформлении результатов проверки.
В случае недостаточной полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнения в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, поручаемая другому эксперту.
Экспертиза новых объектов, которые не были объектом исследования предыдущей экспертизы, назначается по общим правилам, как новая экспертиза.
Таможенный орган, проводящий проверку, направляет письменный запрос в компетентный орган о выделении необходимого специалиста для участия в проверке или же о проведении экспертизы.
В случае необходимости может проводиться осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и других мест, используемых экономическим субъектом, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
Осмотр производится в присутствии представителя проверяемого лица. Для оказания содействия в производстве осмотра может быть приглашен специалист. В ходе осмотра могут быть использованы технические средства. В необходимых случаях при осмотре производятся измерения, применяется фото- и киносъемка и видеозапись, составляются планы, чертежи, схемы, берутся пробы и образцы, изготавливаются оттиски и слепки следов, снимаются копии документов.
О производстве осмотра составляется Акт осмотра территорий и помещений (приложение 9).
В Акте осмотра территорий и помещений надлежит полно и объективно, без излишней детализации, избегая неопределенных выражений, отразить все действия проверяющего, производящего осмотр, и все обнаруженное при осмотре в той последовательности, как производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра, с тем, чтобы при изучении Акта осмотра территорий и помещений создавалось достаточное представление об обстановке места осмотра и предметах, имеющих значение для проверки.
Акт осмотра территорий и помещений составляется в ходе осмотра или непосредственно после его окончания и подписывается всеми его участниками. Если по объективным причинам его составление и (или) подписание невозможно, при осмотре делаются подробные черновые записи, а Акт осмотра территорий и помещений составляется и подписывается при первой же возможности.
Акт осмотра территорий и помещений составляется в 2-х экземплярах, из которых:
- первый экземпляр приобщается к материалам проверки;
- второй вручается представителю проверяемого лица.
Наложение средств таможенной идентификации в местах хранения документов, товаров, транспортных средств и прочих помещениях производится в исключительных случаях, при наличии оснований полагать, что в отношении находящихся в данном помещении товаров, транспортных средств, документов, могут быть совершены преднамеренные действия с целью сокрытия правонарушений путем их уничтожения, фальсификации, утраты.
Наложение средств таможенной идентификации производится в присутствии представителя проверяемого экономического субъекта, а также понятых с отражением данного факта в Акте о наложении средств таможенной идентификации (приложение 10).
Акт подписывается проверяющими, присутствовавшими представителями (иными работниками) проверяемого лица.
Акт о наложении средств таможенной идентификации составляется в двух экземплярах, из которых:
- первый экземпляр приобщается к материалам проверки;
- второй экземпляр вручается представителю проверяемого лица.
О факте наложения средств таможенной идентификации незамедлительно ставится в известность руководитель таможенного органа в форме докладной записки.
Способы наложения средств таможенной идентификации определяются руководителем проверки.
В случае опечатывания помещения к Акту прилагается расписка о принятии опечатанного помещения с хранящимся в нем имуществом на ответственное хранение.
Проверяющие вправе проверять наличие, проводить досмотр (повторный досмотр) (далее - досмотр) товаров и транспортных средств, являющихся объектами таможенного контроля, в любое время вне зависимости от их выпуска и проведения форм таможенного контроля ранее, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения национального законодательства или международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
Досмотр может проводиться в любом месте нахождения объектов таможенного контроля - на складах, в местах промышленной переработки товаров, на выставках, на маршрутах их транспортировки и в иных местах, где хранятся, перевозятся, используются, перерабатываются, реализуются, уничтожаются товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем.
При проведении досмотра могут присутствовать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители, а по требованию проверяющих указанные лица обязаны присутствовать при таком досмотре и оказывать необходимое содействие. В случае отказа этого лица присутствовать при проведении повторного таможенного досмотра или его неявки досмотр проводится в присутствии не менее чем двух не заинтересованных в результатах досмотра лиц.
Порядок производства досмотра определяется иными нормативными правовыми актами национальных законодательств.
При выявлении в ходе проверки признаков правонарушений в конкретных случаях допускается применение взыскания по упрощенной форме или составление протоколов о нарушении таможенных правил (административном таможенном правонарушении).
При проведении проверок, в ходе которых возникает необходимость установления фактического наличия товаров и материальных ценностей, в целях сопоставления с данными, имеющимися в распоряжении таможенного органа, данными бухгалтерского, складского, оперативного учета проверяемого лица, сведениями, содержащимися в коммерческих и иных документах, определения неучтенных и хранящихся без подтверждающих документов товаров, определения обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета, руководителю таможенного органа предоставляется право назначать инвентаризацию товаров и материальных ценностей проверяемых лиц.
Для проведения инвентаризации руководитель группы направляет (вручает) представителям проверяемого лица Решение о проведении инвентаризации имущества (далее - Решение о проведении инвентаризации) (приложение 11). Решение о проведении инвентаризации, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии подписывается руководителем таможенного органа.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу.
Инвентаризация производится при участии представителей проверяемого лица.
Порядок проведения инвентаризации определяется иными нормативными правовыми актами национальных законодательств.
Проведение встречных проверок заключается в сличении имеющихся у проверяемого экономического субъекта записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися у тех лиц, от которых получены или которым реализованы, перечислены, переданы товары, денежные средства и документы.
Основанием для проведения встречной проверки является необходимость установления достоверности хозяйственных операций, отраженных в первичных документах проверяемого лица, либо в случае отсутствия надлежащих первичных документов.
Если проведение встречной проверки необходимо в отношении лиц, осуществляющих свою деятельность вне зоны деятельности таможенного органа, проводящего проверку, в адрес соответствующего таможенного и / или иного контролирующего или правоохранительного органа, осуществляющего свою деятельность по месту расположения проверяемого экономического субъекта, может быть подготовлен запрос о проведении встречной проверки.
- основание для проведения встречной проверки;
- наименование лица, в отношении которого необходимо провести встречную проверку;
- вопросы, требующие проверки;
- перечень товаров, документов, которые необходимо установить, проверить.
К запросу прилагаются копии имеющихся документов, по которым необходимо провести проверку.
Порядок организации и проведения встречной проверки аналогичен изложенному выше.
Материалы встречной проверки приобщаются к материалам проверки проверяемого экономического субъекта.
При выявлении в ходе проверки фактов совершения подлога документов, при наличии достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, проверяющие обязаны изъять указанные документы. Об изъятии документов составляется Акт изъятия документов (приложение 12).
В Акте изъятия документов при необходимости дается более полная характеристика изымаемого документа: дата составления, номер, кем выдан, количество листов и другие данные по усмотрению проверяющего, которые позволили бы в дальнейшем точно идентифицировать изъятый документ и его принадлежность к финансово - хозяйственным операциям проверяемого экономического субъекта.
Проверяемому лицу должна быть предоставлена возможность сделать копии изымаемых документов, которые должны быть помещены в дела проверяемого экономического субъекта вместо изъятых оригиналов документов, о чем проверяющими делается отметка в Акте изъятия документов.
Проверяемое лицо имеет право при выемке документов делать замечания, которые по его требованию должны быть внесены в Акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы и прошнурованы.
Акт изъятия документов подписывается руководителем группы и должностным лицом проверяемого экономического субъекта. В случае отказа должностного лица от подписания Акта изъятия документов об этом делается соответствующая запись.
Акт изъятия документов составляется в двух экземплярах, из которых:
- первый экземпляр приобщается к материалам проверки;
- второй экземпляр вручается представителю проверяемого экономического субъекта.
Порядок получения сведений от банков и иных кредитных учреждений регламентируется иными нормативными правовыми актами национальных законодательств.
Таможенные и иные правоохранительные и контролирующие органы по запросу таможенного органа, уполномоченного на проведение проверок, информируют об имеющихся сведениях, необходимых для проведения проверки, в соответствии с национальными законодательствами.
Порядок получения сведений от правоохранительных и контролирующих органов регламентируется иными нормативными правовыми актами национальных законодательств.
Под другими действиями, предусмотренными законодательством, следует понимать проведение проверяющими иных контрольных действий, обеспечивающих получение достоверной, обоснованной и необходимой для проведения проверки информации о финансово - хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта.
Действия (бездействие) должностных и иных лиц, препятствующие проведению подготовительной работы, контрольных действий, проверок, влекут установленную национальными законодательствами Союзного государства ответственность.
Должностные лица таможенных органов, участвующие в проверке, обязаны соблюдать конфиденциальность полученных сведений о проверяемых экономических субъектах, их деятельности и результатах проведенной проверки в соответствии с соответствующими статьями Таможенного кодекса Российской Федерации и Таможенного кодекса Республики Беларусь.
По результатам проверки уполномоченными должностными лицами таможенных органов, участвовавшими в проверке, составляется акт проверки по форме, приведенной в приложении 13, подписываемый этими лицами и руководителями проверяемого лица либо их представителями.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей