Не применяется с 1 января 2004 года в части, касающейся таможенных органов Российской Федерации (Приказ ГТК РФ от 29.10.2003 N 1222).

Инспекционные мероприятия - виды и методы их проведения

27. Проверки ФХД участников ВЭД можно классифицировать на плановые, внеплановые, а также на комплексные и целевые, камеральные и выездные.

Плановая проверка проводится на основании календарного плана - графика, утвержденного начальником таможенного органа.

Календарный план - график составляется на квартал с разбивкой по месяцам и указанием наименования участника ВЭД и цели проверки.

Внеплановая (оперативная) проверка проводится для выявления и пресечения признаков нарушения таможенного законодательства, требующих незамедлительных действий таможенных органов. Внеплановая проверка проводится на основании:

а) поручения и распоряжения вышестоящих органов, в том числе таможенных;

б) обоснованных данных, полученных из структурных подразделений таможни;

в) обоснованных данных, полученных из государственных контролирующих органов;

г) результатов анализа электронных баз данных ГТД;

д) результатов анализа ГТД (с пакетами документов).

Комплексная проверка предусматривает рассмотрение всех существующих направлений внешнеэкономической деятельности за определенный период функционирования проверяемого экономического субъекта.

Целевая проверка проводится по конкретному направлению внешнеэкономической деятельности проверяемого экономического субъекта (склад временного хранения, целевое использование товаров, ввезенных в качестве гуманитарной помощи, и так далее), а также по конкретному факту возможного или совершенного правонарушения.

Камеральная проверка осуществляется непосредственно в отделе таможенной инспекции таможенного органа на основании данных грузовых таможенных деклараций, товаросопроводительных, бухгалтерских и иных документов, имеющихся в распоряжении таможенного органа. При этом сотрудники, проводящие камеральную проверку, имеют право истребовать у проверяемого участника ВЭД дополнительные сведения, получать объяснения и документы, относящиеся к экономическому субъекту проверки.

Выездная проверка осуществляется по месту нахождения проверяемого участника ВЭД путем рассмотрения первичных документов и записей в учетных регистрах, которыми оформлены финансовые и хозяйственные операции проверяемого лица. В ходе проверки устанавливается своевременность и правильность отражения финансово - хозяйственных операций по данным бухгалтерского учета. Кроме того, проверяется состояние денежных средств, фактическое наличие материальных и товарных ценностей, объем выполненных работ, данные маркировки и другие внешние показатели.

28. С учетом задач проверки, наличия документов, состояния бухгалтерского учета и вопросов, возникающих при анализе документов проверяемого субъекта, сотрудник группы проверки самостоятельно определяет методы проверки и конкретные контрольные действия, необходимые для ее проведения.

Проверки могут осуществляться следующими методами.

Сплошной метод предусматривает проверку всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются кассовые и банковские операции, а также расчеты с поставщиками и покупателями, заказчиками, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами.

Выборочный метод подразумевает проверку части первичных документов за определенный период. Если при выборочной проверке выявляются серьезные нарушения законодательства или злоупотребления, то проверка на данном участке деятельности проверяемого экономического субъекта проводится сплошным способом с изъятием согласно установленному порядку документов и товарно - материальных ценностей.

Формальный метод позволяет установить правильность заполнения всех реквизитов документов, наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок цифр и текста, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц.

Арифметический метод позволяет определить правильность подсчетов в документах и, так же как и формальный, достоверность финансово - хозяйственных операций.

В рамках проведения проверочных мероприятий могут применяться другие методы, определяемые национальными правовыми актами.

Проверяемому экономическому субъекту, не обеспечившему сохранность грузовых таможенных деклараций, товаросопроводительных, бухгалтерских и иных документов, необходимых для проведения проверки, либо не обеспечившему ведение учета в соответствии с требованиями национального законодательства, предлагается восстановить документы, необходимые для проведения проверки.

Предложения о восстановлении документов вносятся проверяемому экономическому субъекту в форме Требования о восстановлении документов (далее - Требование) (приложение 2). Требование подписывается проверяющим и заверяется круглой печатью.

Восстановление утраченных документов, необходимых для проведения проверки, проводится способом, обеспечивающим возможность представления проверяемым экономическим субъектом заверенных копий первичных документов, полученных у других лиц, с которыми осуществлялись хозяйственные операции, у обслуживающего банка и других учреждений и организаций, с последующей их систематизацией и отражением в регистрах бухгалтерского учета.

При представлении восстановленных документов они подвергаются проверке.

В случае невыполнения проверяемым экономическим субъектом Требования проверка возобновляется после истечения установленного в Требовании срока и осуществляется с применением иных методов.