2.4.3. Расширение практики предоставления местным бюджетам из регионального бюджета стимулирующих межбюджетных трансфертов

2.4.3. Расширение практики предоставления местным бюджетам из регионального бюджета стимулирующих межбюджетных трансфертов.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется совершенствовать стимулирующие инструменты оказания финансовой помощи местным бюджетам с учетом показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

В качестве меры стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию экономического и налогового потенциалов территорий предлагается расширить практику применения в субъектах Российской Федерации механизмов предоставления поощрительных (стимулирующих) межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований за достижения в развитии указанных потенциалов.

При этом основные методики распределения межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям не должны учитывать быстро возрастающую налоговую базу муниципальных образований, что не приведет к резкому сокращению в соответствующей динамике объема финансовой помощи из региональных бюджетов и повысит заинтересованность муниципальных образований в развитии собственной налоговой базы.

Для развития системы стимулирования органов местного самоуправления следует учитывать анализ влияния систем выплат на мотивацию местных властей к повышению доходов и сокращению расходов местных бюджетов.

Таким образом, с целью повышения стимулирования органов местного самоуправления к увеличению налоговых и неналоговых поступлений, рекомендуется регионам ослабить зависимость "рост доходов от источников на своей территории - снижение дотаций".

В ряде регионов подобная практика частично реализована. Так, в Новосибирской области предусмотрено, что при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, имеющих темп роста налоговых доходов выше средне-муниципального уровня, в расчет берется величина доходов не выше средне-муниципального уровня, что смягчает жесткую связь между ростом налоговых доходов и уменьшением размеров дотаций и повышает стимулы муниципалитетов к увеличению доходной базы.

В Кировской области законом установлена норма, позволяющая при расчете уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований в процессе прогнозирования доходов на очередной финансовый год не учитывать превышение прогнозируемого роста НДФЛ над средне-областным показателем. Такая норма позволяет муниципальным образованиям увеличивать налогооблагаемую базу по НДФЛ, не уменьшая объема выделяемой им дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

В Волгоградской области законом "О межбюджетных отношениях в Волгоградской области" предусматривалось, что часть дотации для муниципальных образований определяется таким образом, чтобы размер расчетной дотации в очередном финансовом году был не ниже, чем размер расчетной дотации текущего финансового года, что позволяет муниципалитету сохранить в планируемом году имеющийся уровень финансовой поддержки в том случае, когда рост налогового потенциала района или городского округа увеличивается быстрее, чем в среднем по всем муниципальным районам и городским округам Волгоградской области.

Таким образом, в методиках расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований могут применяться показатели, характеризующие темпы роста поступлений от НДФЛ, налога на имущество организаций, местных налогов, не превышающие средние значения по субъекту Российской Федерации.