Угрозы и меры предосторожности

3.3. В п.п. 3.4 - 3.14 рассматриваются примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы основным принципам этики при предоставлении услуг публично практикующими специалистами - членами ИПБ России и меры предосторожности для устранения этих угроз или сведения их до приемлемого уровня, применимые в этих случаях и указанные в п. 1.12.

3.4. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы личной заинтересованности, являются, в частности:

а) финансовая заинтересованность в заказчике услуг у участника группы, выполняющего задание;

б) чрезмерная зависимость организации, выполняющей задание, от общего размера вознаграждения, получаемого от одного заказчика услуг;

в) тесные деловые отношения с заказчиком услуг у участника группы, выполняющей задание;

г) обеспокоенность организации возможностью потери значимого заказчика услуг;

д) реальная возможность у участника рабочей группы стать работником заказчика услуг;

е) условное вознаграждение, зависящее от результата выполнения задания, предусмотренное договором с заказчиком услуг на выполнение задания;

ж) обнаружение существенной ошибки при оценке результатов, оказанных ранее сотрудником организации услуг, в которой работает публично практикующий специалист - член ИПБ России.

3.5. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы самоконтроля, являются, в частности:

а) выпуск организацией заключения об эффективности функционирования финансовых систем, разработку или внедрение которых она же осуществляла;

б) наличие в составе группы, выполняющей задание, участника, который является или в недавнем прошлом являлся руководителем или иным должностным лицом этого заказчика услуг;

в) наличие в составе группы, выполняющей задание, участника, который работает или в недавнем прошлом работал у заказчика услуг в должности, позволяющей оказывать непосредственное и существенное влияние на предмет задания.

3.6. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы заступничества, являются, в частности:

а) продвижение организацией акций заказчика услуг;

б) представление публично практикующим специалистом - членом ИПБ России интересов заказчика услуг при разбирательстве или споре с третьей стороной.

3.7. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы близкого знакомства, являются, в частности:

а) близкий родственник или член семьи участника группы, выполняющей задание, является руководителем или иным должностным лицом заказчика услуг;

б) близкий родственник или член семьи участника группы, выполняющей задание, является сотрудником заказчика услуг в должности, которая позволяет оказывать непосредственное существенное влияние на предмет задания;

в) руководитель или иное должностное лицо заказчика услуг или сотрудник, занимающий должность, позволяющую ему оказывать существенное влияние на предмет рассмотрения, недавно был руководителем задания в организации;

г) принятие подарков или знаков особого внимания от заказчика услуг, за исключением случаев, когда их стоимость является явно незначительной;

д) длительные деловые отношения между заказчиком услуг и старшими работниками организации.

3.8. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы шантажа, являются, в частности:

а) угроза отстранения организации от выполнения задания для заказчика услуг;

б) отказ заказчика услуг от заключения с организацией договора на выполнение задания, если организация не одобрит способ учета определенного факта хозяйственной жизни;

в) угроза заказчика услуг возбудить судебный иск против организации;

г) оказание заказчиком услуг давления на организацию с целью необоснованного снижения объема выполняемых работ для сокращения вознаграждения;

д) оказание давления на публично практикующего специалиста - члена ИПБ России с целью заставить его согласиться с мнением работника заказчика услуг по определенному вопросу только потому, что этот работник имеет больше опыта в решении подобных вопросов;

е) зависимость карьерного роста публично практикующего специалиста - члена ИПБ России от его согласия с ненадлежащим подходом заказчика услуг к способам бухгалтерского учета.

3.9. Публично практикующий специалист - член ИПБ России должен основываться на собственном суждении для того, чтобы принять решение, как наилучшим образом предотвратить угрозы, превышающие приемлемый уровень: путем принятия мер для устранения угрозы или сведения ее до приемлемого уровня, либо путем прекращения выполнения задания или отказа от такого задания на этапе его принятия.

3.10. Меры предосторожности, обусловленные рабочей средой, различаются в зависимости от конкретных обстоятельств. Они включают общие внутрифирменные меры предосторожности и меры предосторожности, относящиеся к конкретному заданию.

3.11. Общие внутрифирменные меры предосторожности могут включать:

а) стиль руководства организацией, при котором подчеркивается важность соблюдения основных принципов этики;

б) правила и процедуры осуществления контроля и мониторинга качества выполнения заданий;

в) документально зафиксированные правила, предусматривающие необходимость выявления угроз нарушения основных принципов этики, оценку их значимости и применение мер предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня, или в случаях, когда надлежащие меры предосторожности не могут быть предприняты, или их вообще не существует, прекращение выполнения задания или отказ от такого задания на этапе его принятия;

г) документально зафиксированные внутренние правила и процедуры, требующие соблюдения основных принципов этики;

д) правила и процедуры, позволяющие идентифицировать интересы и взаимоотношения между организацией или участниками группы, выполняющей задание, и заказчиками услуг;

е) правила и процедуры контроля зависимости доходов организации от поступлений от одного заказчика услуг и при необходимости сокращение такой зависимости;

ж) правила и процедуры, запрещающие лицам, не являющимся участниками группы, выполняющей задание, ненадлежащим образом влиять на результаты задания;

з) своевременное доведение информации о правилах и процедурах организации и изменениях в них до сведения всех руководителей заданий и профессиональных работников, и надлежащая организация обучения этим правилам и процедурам;

и) назначение ответственного лица за должное функционирование системы внутреннего контроля качества из числа руководителей организации;

к) информирование всех руководителей и работников организации обо всех заказчиках услуг и связанных с ними сторонах, по отношению к которым все руководители и работники должны соблюдать независимость;

л) дисциплинарный механизм, стимулирующий соблюдение правил и процедур организации;

м) официально объявленные правила и процедуры, стимулирующие и уполномочивающие работников сообщать руководству организации о любых проблемах, связанных с соблюдением основных принципов этики.

3.12. Меры предосторожности, относящиеся к конкретному заданию, могут включать:

а) привлечение к проверке выполненной работы другого сотрудника, не участвовавшего в выполнении задания, или обращение к нему для получения необходимой консультации;

б) получение консультаций от независимой третьей стороны, например, незаинтересованных членов совета директоров заказчика услуг, ИПБ России, регулирующего органа или других сотрудников;

в) обсуждение этических вопросов с представителями собственника и/или руководством заказчика услуг;

г) раскрытие представителям собственника и/или руководству заказчика услуг характера оказываемых услуг и размера вознаграждения за них;

д) привлечение другой организации для выполнения или повторного выполнения части задания.

3.13. В зависимости от характера задания публично практикующий специалист - член ИПБ России может также полагаться на меры предосторожности, применяемые заказчиком услуг. Однако для сведения угроз нарушения основных принципов этики до приемлемого уровня полагаться исключительно на такие меры невозможно.

3.14. Меры предосторожности, заложенные в системах и процедурах заказчика услуг, могут включать:

а) утверждение или одобрение назначения организации для выполнения задания лицами, не входящими в руководство заказчика услуг;

б) наличие у заказчика услуг компетентных работников, обладающих опытом и полномочиями для принятия управленческих решений;

в) наличие у заказчика услуг внутренних процедур, обеспечивающих объективный выбор организации для выполнения заданий;

г) наличие у заказчика услуг структуры корпоративного поведения (управления), которая бы обеспечивала надлежащий контроль за процессом оказания услуг и информирование о предоставляемых услугах.