Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Проведение работ по сертификации продукции текстильной и легкой промышленности

IV. Проведение работ по сертификации

продукции текстильной и легкой промышленности

4.1. Сертификация продукции ТЛП включает следующие процедуры:

представление заявки в орган по сертификации;

рассмотрение представленных заявителем документов;

принятие решения по заявке, а также выбор схемы сертификации и аккредитованной испытательной лаборатории;

идентификация продукции;

отбор образцов продукции;

проведение испытаний;

анализ состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

сертификация производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации);

анализ полученных результатов испытаний, проверок и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия или об отказе в его выдаче;

оформление и выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия и внесение сертифицированной продукции ТЛП в Государственный реестр;

осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (в соответствии со схемой сертификации).

4.2. Для проведения работ по сертификации продукции ТЛП заявитель направляет в орган по сертификации заявку по форме, приведенной в Правилах по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе".

4.2.1. В зависимости от применяемой схемы сертификации к заявке должны быть приложены копии документов, подтверждающих происхождение поставляемой продукции и содержащих сведения об ее ассортименте, качестве и количестве, санитарно-эпидемиологическое заключение (в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), сертификат пожарной безопасности (в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ с изменениями от 22.08.95 N 151-ФЗ, от 18.04.96 N 32-ФЗ, от 24.01.98 N 13-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430).

В комплект документов как минимум входят:

- Копия договора или контракта на поставку продукции (при сертификации партии);

- Копия документа, подтверждающего происхождение продукции (для импортной продукции);

- Копия товарно-транспортной накладной или инвойса (при сертификации по схеме 7);

- Копия санитарно-эпидемиологического заключения (при необходимости);

- Копия сертификата пожарной безопасности (при необходимости).

Представленные документы на иностранном языке должны иметь перевод на русский язык, заверенный заявителем.

4.2.2. При сертификации по схемам 9, , 10 и 10а представляется заявка - декларация о соответствии по форме, приведенной в Правилах по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе".

4.2.3. ОС может учесть приложенные Заявителем к заявке документы, подтверждающие установленные показатели как самой продукции, так и сырья, материалов и комплектующих изделий, используемых при ее изготовлении:

- протоколы испытаний продукции, выданные федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль и надзор в пределах своей компетенции, в том числе при постановке продукции на производство;

- ранее полученные сертификаты, в том числе на сырье, материалы, комплектующие изделия, систему качества или производства, а также другие имеющиеся у заявителя документы, характеризующие качество и безопасность продукции.

4.3. Орган по сертификации рассматривает заявку и комплект документов, проверяет их по:

- заявленному наименованию;

- принадлежности к заявленному изготовителю;

- документам, подтверждающим происхождение продукции и содержащим сведения об ее ассортименте, качестве и количестве.

По результатам рассмотрения представленных документов орган по сертификации оформляет и направляет заявителю решение по заявке по форме, приведенной в приложении 6.

В случае отрицательных результатов рассмотрения заявки заявителю направляется решение об отказе в проведении сертификации с аргументированным изложением причин отказа.

4.4. Орган по сертификации направляет эксперта на место хранения заявленной на сертификацию продукции (в соответствии со схемой сертификации) и проводит идентификацию заявленной продукции на соответствие наименованию и представленным заявителем документам. Кроме того, эксперт проверяет наличие и сохранность упаковки, наличие маркировки и ее соответствие требованиям государственных стандартов на маркировку продукции, а также ГОСТ Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителей. Общие требования".

При положительных результатах осмотра эксперт формирует конкретные группы однородной продукции в соответствии с нормативными документами и кодами ОК 005-93 до уровня не менее 4-го знака, проводит отбор типовых образцов. Принципы формирования этих групп изложены в Порядках сертификации продукции (приложения 1 - 5).

Если по результатам идентификации продукции органом по сертификации установлено, что продукция не соответствует заявленному наименованию, сопроводительной документации или маркировке, заявитель извещается о том, что дальнейшие работы по сертификации не проводятся. Сертификация продукции по уточненному наименованию может быть проведена при соответствующем переоформлении заявки заявителем.

4.5. Работа с образцами проводится в соответствии с Правилами по сертификации ПР 50.3.002-95 "Общий порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции", утвержденными Госстандартом России 8 февраля 1996 г., зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 1 марта 1996 г., регистрационный N 1041 ("Российские вести" от 18 апреля 1996 г. N 73).

Отбор образцов продукции проводит аттестованный в установленном порядке эксперт ОС по данной группе продукции.

Количество отобранных образцов должно соответствовать требованиям государственных стандартов на правила отбора образцов для испытаний конкретных видов продукции. Необходимость отбора образцов в качестве контрольных определяет ОС.

Орган по сертификации вправе корректировать количество отбираемых образцов с учетом определяемых показателей безопасности, при условии представления заявителем документов, указанных в п. 4.2.3.

Рекомендуемое количество образцов, отбираемых для целей сертификации, приведено в Порядках сертификации однородных видов продукции (приложения 1 - 5).

Отбор образцов оформляют актом, форма которого приведена в ПР 50.3.002-95 "Общий порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции". Акт подписывают представители органа по сертификации и заявителя.

Отобранные образцы изолируют от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора.

Срок, место хранения, порядок возврата или списания образцов устанавливает орган по сертификации по согласованию с заявителем и в соответствии с требованиями нормативной документации.

4.6. Эксперт органа по сертификации направляет образцы в испытательную лабораторию с сопроводительным письмом, содержащим сведения об акте отбора, и программой испытаний (техническим заданием).

Программа испытаний должна содержать наименование продукции, перечень показателей, по которым следует провести испытания, с указанием нормативной документации на методы испытаний.

По решению органа по сертификации испытания могут быть проведены по сокращенной программе при условии, что ряд показателей подтвержден сертификатами соответствия на сырье и материалы, документами соответствующих служб надзора и контроля. Для медицинских изделий из текстиля могут быть приняты протоколы приемочных испытаний, проведенных Министерством здравоохранения Российской Федерации для их регистрации.

Испытания для целей сертификации проводят испытательные лаборатории, аккредитованные на техническую компетентность и независимость и получившие лицензию. При отсутствии испытательной лаборатории, аккредитованной на техническую компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование образцов, увеличивает стоимость испытаний и недопустимо удлиняет их сроки, допускается проводить испытания для целей сертификации в испытательных лабораториях, аккредитованных только на техническую компетентность, под контролем представителей органа по сертификации. Ответственность за объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией несет в установленном порядке орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение.

4.7. Испытательные лаборатории проводят испытания продукции в соответствии с направленной ОС программой испытаний.

Результаты испытаний оформляют в виде протокола испытаний и в 2-х экземплярах направляют в орган по сертификации.

Рекомендуемая форма протокола испытаний приведена в приложении 7.

Протоколы испытаний подписывают руководитель испытательной лаборатории и исполнитель.

В случае проведения испытаний в лаборатории, аккредитованной только на техническую компетентность, протокол испытаний подписывает также представитель органа по сертификации.

Копии протоколов подлежат хранению в лаборатории не менее 3-х лет.

4.8. Анализ состояния производства сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации) включает его оценку по требованиям, изложенным в пп. 4.9 и 4.10 ГОСТ Р ИСО 9001-96 "Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании", а именно:

входной контроль сырья,

наличие нормативной документации на продукцию и методы ее испытаний и контроля,

организация технологического процесса, контроль качества по технологическим переходам,

контроль состояния технологического оборудования,

состояние метрологического обеспечения, соблюдение графиков поверки средств измерений,

проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, среднего и капитального ремонтов оборудования, контроль качества готовой продукции, маркировка, упаковка готовой продукции, условия ее хранения и транспортирования, регистрация данных о качестве продукции, квалификация кадрового состава.

Порядок проведения анализа состояния производства содержится в Рекомендациях по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Анализ состояния производства при сертификации продукции", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 13 августа 1999 г. N 252-ст, регистрационный номер Р 50.3.004-99 ("Вестник Госстандарта России" N 10, 1999).

По результатам анализа состояния производства орган по сертификации составляет акт, который учитывается при выдаче сертификата соответствия и установлении срока его действия.

4.9. Орган по сертификации проводит анализ состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации), результатов испытаний по показателям безопасности продукции, анализ результатов идентификации сертифицируемой продукции (приложения 8, ) и принимает решение о возможности выдачи сертификата или об отказе в его выдаче (приложение 9).

4.10. В случае положительного решения ОС оформляет и выдает заявителю сертификат соответствия, в случае отрицательного решения ему направляют аргументированное решение об отказе.

4.11. Орган по сертификации оформляет сертификат по форме и правилам, установленным в правилах по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 г. N 12, с Изменением N 1, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 19 января 2000 г. N 6 ("Вестник Госстандарта России", 1998, N 12; 2000, N 3).

Сертификат может иметь приложение, содержащее детализированный перечень продукции, на которую распространяется его действие, выпускаемой одним изготовителем и сертифицированной по одним и тем же требованиям до уровня 6-го знака кода ОК 005-93. В сертификате на импортную продукцию наряду с кодом ТН ВЭД СНГ проставляют код ОК 005-93.

4.12. Орган по сертификации устанавливает срок действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию не более чем на 3 года. Срок действия сертификата соответствия устанавливается в зависимости от результатов анализа состояния производства.

Срок действия сертификата соответствия на партию не проставляется.

4.13. При проведении обязательной сертификации продукции ТЛП орган по сертификации вместе с сертификатом выдает заявителю лицензию на право применения знака соответствия согласно "Правилам выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применения знака соответствия", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1994 г. N 12, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный N 825 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, 1995, N 7).

4.14. Продукцию ТЛП, прошедшую обязательную сертификацию, маркируют знаком соответствия по ГОСТ Р 50460-92 "Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования". Место проставления знака соответствия указывают в лицензии.

Знак соответствия по ГОСТ Р 50460-92 наносят или на изделие, или на ярлык, прикрепленный к изделию, или на потребительскую упаковку изделия в соответствии с "Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции", утвержденными Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138, с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 20 октября 1999 г., зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 1999 г., регистрационный N 1968 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996, N 4; 1999, N 47).