Изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации
Изъятие земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании
по целевому назначению или использовании с нарушением
законодательства Российской Федерации
В соответствии с пунктом 9 плана мониторинга Минсельхозом России, Россельхознадзором, Минэкономразвития России, иными федеральными органами исполнительной власти (в рамках компетенции), высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законов от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ), от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также подзаконных нормативных правовых актов.
В результате осуществления мониторинга установлено следующее.
В целях совершенствования законодательства Российской Федерации приняты 2 подзаконных нормативных правовых акта (приложение N 6).
При анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано одно положение Федерального закона N 101-ФЗ (приложение N 7).
По показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) выявлено, что в настоящее время Федеральным законом N 101-ФЗ не определено понятие "срок освоения земельного участка" из земель сельскохозяйственного назначения, не установлены нижняя и верхняя границы срока освоения земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Для решения указанных вопросов планируется поручить Минсельхозу России совместно с Минэкономразвития России разработать проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части совершенствования правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения по результатам мониторинга правоприменения) (приложение N 12).
При анализе правоприменительной практики по показателю использования положений нормативных правовых актов в качестве оснований совершения юридически значимых действий (подпункт "к" пункта 8 методики) выявлено следующее.
В ходе государственного земельного надзора при выявлении неиспользования земель сельскохозяйственного назначения (использования с нарушением законодательства) выносится предписание об устранении выявленных нарушений. Распространенными на практике являются случаи отчуждения земельных участков сельскохозяйственного назначения третьим лицам до момента устранения нарушений, указанных в предписании. Органы государственного земельного надзора не вправе проводить проверку устранения выявленных нарушений в отношении нового собственника земельного участка. В связи с этим планируется поручить Минсельхозу России, Минэкономразвития России, Росреестру во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации внести в Правительство Российской Федерации предложения о необходимости внесения изменений в Федеральный закон N 101-ФЗ в части недопущения злоупотребления правом при отчуждении неиспользуемого (используемого с нарушением законодательства) земельного участка сельскохозяйственного назначения (приложение N 11).
По результатам мониторинга по показателю количества и характера зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количества случаев привлечения виновных лиц к ответственности (подпункт "т" пункта 8 методики) выявлено следующее.
В 2017 году территориальными органами Росреестра проведены 1960 проверок и 3831 административное обследование на землях сельскохозяйственного назначения. В результате указанных контрольных мероприятий было выявлено 1708 нарушений требований земельного законодательства, 467 из которых выразились в использовании земельных участков не в соответствии с целевым назначением и (или) разрешенным использованием.
По фактам нарушения земельного законодательства выдано 355 предписаний об их устранении, к административной ответственности привлечены 340 лиц.
За 2017 год и I квартал 2018 года от Россельхознадзора в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поступил 161 материал об устранении нарушений, связанных с неиспользованием (использованием с нарушением законодательства) 432 земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 11,1 тыс. га.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подано 121 исковое заявление об изъятии 602 земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 10,4 тыс. га.
реализовано 158 изъятых земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 2,6 тыс. га;
не реализован и приобретен в государственную или муниципальную собственность 31 земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 1 тыс. га;
не реализовано и не приобретено в государственную или муниципальную собственность 70 земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 1,1 тыс. га.
Должностными лицами органов земельного надзора в Росреестр подано 49 заявлений о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии.
При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей