См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2018 год.

Обращение с отходами производства и потребления

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон N 89-ФЗ от 24.06.1998, а не от 26.06.1998.

В соответствии с пунктом 6 плана мониторинга Минприроды России, Росприроднадзором, Минпромторгом России, Минстроем России, ФАС России, высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральных законов от 26 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также подзаконных нормативных правовых актов.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принято 2 федеральных закона и 9 подзаконных нормативных правовых актов (приложение N 6).

В частности, Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены новые полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами, конкретизированы полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотрены дополнительные требования к территориальным схемам обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, к местам (площадкам) накопления отходов, уточнен порядок определения тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, закреплена обязанность собственников твердых коммунальных отходов и операторов заключать с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем при анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализованы 12 положений Федерального закона N 89-ФЗ, одно положение Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", одно положение Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (приложения N 7, 8).

В ходе проведения анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) установлено следующее.

Существующая редакция статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не учитывает аспекты нового регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и устанавливает общий состав административного правонарушения по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и единые размеры штрафов вне зависимости от значимости административного правонарушения.

В связи с этим Минстроем России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вводящий в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях специальную норму, предусматривающую ответственность за несоблюдение законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами (приложение N 9).

Выявлен правовой пробел в части определения лица, ответственного за установку и содержание контейнеров и бункеров, а также за уборку мест накопления и погрузки твердых коммунальных отходов, в связи с чем Минстроем России внесен Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации", предусматривающий возложение ответственности за установку и содержание контейнеров и бункеров, а также за уборку мест накопления и погрузки твердых коммунальных отходов на регионального оператора и включение в единый тариф на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами затрат регионального оператора на указанные мероприятия (приложение N 10).

При изучении практики применения по показателю коллизии норм права (подпункт "з" пункта 8 методики) выявлено следующее.

Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 июня 2003 г., разработанные во исполнение Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (пункт 1 статьи 22), устанавливают критерии и четыре класса опасности отходов по отношению к санитарно-эпидемиологическому благополучию человека.

В то же время приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 г. N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2015 г., N 40330), принятым в целях реализации статьи 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ, отходы производства и потребления отнесены к I - V классам опасности по критериям и степени негативного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, одни критерии применяются при определении степени опасности воздействия отходов на здоровье человека, другие - на природную среду, и эти критерии не подменяют друг друга. Однако в целях совершенствования системы обращения с отходами целесообразно разработать единую методологию, показатели, критерии и методы определения реальной и потенциальной опасности отходов с созданием единого нормативного документа, учитывающего влияние отходов как на здоровье человека и среду его обитания, так и на окружающую среду.

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.