В соответствии с пунктом 10 плана мониторинга Минфином России, Минтрудом России с участием Банка России, Пенсионным фондом Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в части действия федеральных законов от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ), от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", а также подзаконных нормативных правовых актов.
Справочно: По информации Банка России по состоянию на 15 июля 2018 г. лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию имеют 65 негосударственных пенсионных фондов, из них 38 являются участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц.
По итогам 2017 года объем средств пенсионных накоплений составил 2 635,3 млрд. рублей; объем пенсионных резервов - 1 217,5 млрд. рублей; число застрахованных лиц - 37 млн. человек; число участников - 6,1 млн человек; число застрахованных лиц, получающих накопительную пенсию, единовременную выплату средств пенсионных накоплений и срочную пенсионную выплату, составляет 0,4 млн. человек; число участников, получающих негосударственную пенсию, - 1,5 млн. человек; объем выплаты накопительной пенсии, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений и срочной пенсионной выплаты - 8,1 млрд. рублей; объем выплаты негосударственных пенсий - 59,6 млрд. рублей.
В результате осуществления мониторинга установлено следующее.
В целях совершенствования законодательства Российской Федерации приняты 5 федеральных законов, а также 19 подзаконных нормативных правовых актов (приложение N 6).
В ходе проведения анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) выявлена необходимость законодательного урегулирования вопросов обеспечения застрахованных лиц актуальной информацией о сумме средств пенсионных накоплений, учтенных негосударственным пенсионным фондом на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, и о возможных финансовых потерях при досрочной смене гражданами страховщика.
В настоящее время вопросы защиты прав застрахованных лиц урегулированы Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании", предусматривающим информирование застрахованных лиц о возможных финансовых потерях при досрочной смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а также предоставляющим право застрахованным лицам на отказ от смены страховщика по обязательному пенсионному страхованию путем подачи соответствующего уведомления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При осуществлении мониторинга правоприменения по показателю коллизии норм права (подпункт "з" пункта 8 методики) выявлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 36.2, а не статья 36.
Вместе с тем Федеральный закон N 75-ФЗ (подпункт 20 статьи 36) предусматривает возможность привлечения негосударственными пенсионными фондами агентов для осуществления ряда функций по обязательному пенсионному страхованию.
По итогам анализа правоприменительной практики ликвидации финансовых организаций, в том числе путем банкротства, в целях унификации и повышения эффективности осуществления ликвидационных процедур Банком России разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в том числе предусматривается введение института единого корпоративного ликвидатора финансовых организаций (кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций) и возложение его полномочий на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов". Кроме того, указанный проект федерального закона направлен на сокращение сроков ликвидационных процедур. Таким образом, ликвидация финансовых организаций будет представлять собой единый непрерывный процесс, осуществляемый одним субъектом по единым стандартам (приложение N 9).
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Вместе с тем на практике привлечь недобросовестные фонды к ответственности не представляется возможным в подавляющем большинстве случаев в связи с истечением срока давности по правонарушению, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях противодействия фальсификациям при переходе граждан Российской Федерации из одного пенсионного фонда в другой планируется поручить Минтруду России разработать проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в части увеличения срока исковой давности за нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности негосударственных пенсионных фондов, до двух лет со дня совершения административного правонарушения (приложение N 12).
При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей