В соответствии с пунктом 1 плана мониторинга Минюстом России, МВД России, ФСБ России, Росфинмониторингом, Минтрудом России, Минфином России, иными федеральными органами исполнительной власти (в рамках компетенции), высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных законов от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ), от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", а также подзаконных нормативных правовых актов.
В результате осуществления мониторинга установлено следующее.
В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принято 12 федеральных законов, а также 381 подзаконный нормативный правовой акт (приложение N 6).
Вместе с тем при анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано одно положение Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 548 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (приложение N 7).
В ходе проведения анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) установлено следующее.
По результатам мониторинга выявлена необходимость унификации срока и порядка привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения.
В целях решения данного вопроса приняты федеральные законы от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" и от 3 августа 2018 г. N 304-ФЗ "О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации".
Указанными законами установлен единый срок давности для применения дисциплинарных взысканий за нарушение запретов, ограничений, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, а также упрощенный порядок привлечения государственных и муниципальных служащих, работников государственных корпораций (компаний), государственных внебюджетных фондов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, к дисциплинарной ответственности (за исключением увольнения в связи с утратой доверия) в случае признания ими факта совершения правонарушения. Кроме того, вводится контроль за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в статье 2 Федерального закона N 230-ФЗ, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, который будет осуществляться прокурором.
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 230-ФЗ, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Указанная информация в письменной форме может быть представлена в том числе работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов.
По информации ряда федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в правоприменительной практике имеет место неопределенность понятия "достаточная информация", так как в законодательстве не установлены критерии, которые могут быть использованы для признания информации таковой, а также не определены условия, являющиеся основанием для осуществления указанного контроля.
В целях обеспечения единообразия в правоприменительной практике планируется поручить Минтруду России с участием федеральных органов исполнительной власти внести в Правительство Российской Федерации предложения о необходимости конкретизации в законодательстве Российской Федерации понятия "достаточная информация" (в рамках осуществления проверок за расходами лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам) (приложение N 11).
Лица, замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, могут безвозмездно пользоваться автомобилями, воздушными, морскими судами, предоставленными им третьими лицами. В настоящее время транспортные средства, находящиеся в пользовании, в отличие от недвижимого имущества не отражаются в сведениях об обязательствах имущественного характера, представляемых в кадровые подразделения федерального государственного органа, иного органа или организации.
В целях выявления возможного конфликта интересов предлагается в Указе Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" предусмотреть представление лицами, претендующими на замещение должностей и замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведений о транспортных средствах, находящихся в их пользовании.
Данное предложение планируется рассмотреть в рамках исполнения подпункта "г" пункта 17 Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 378, о корректировке объема сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также об оптимизации правил хранения (приобщения к личному делу) указанных сведений (приложение N 11).
В ходе анализа правоприменительной практики по показателю соответствия нормативного правового акта Российской Федерации международным обязательствам Российской Федерации (подпункт "д" пункта 8 методики) выявлено следующее.
Имеются различия между определением предмета подкупа в российском уголовном законодательстве и в Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, подписанной от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 27 января 1999 г. и ратифицированной Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" (далее - Конвенция), в которой подкуп определяется как неправомерное преимущество и может быть материальным (имеющим денежную оценку) и нематериальным (не имеющим денежной оценки).
Рекомендация iv Группы государств против коррупции (ГРЕКО), осуществляющей мониторинг выполнения договаривающимися сторонами Конвенции, данная Российской Федерации по итогам третьего раунда оценки национального законодательства по теме "Криминализация преступных деяний", касается расширения сферы действия положений о взяточничестве Уголовного кодекса Российской Федерации с тем, чтобы они однозначно охватывали любую форму неправомерного преимущества, в том числе любые преимущества нематериального характера, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную стоимость или нет.
Одна из рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО) (рекомендация ii) касается ратификации Дополнительного протокола к Конвенции, подписанного от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 15 мая 2003 г. и предусматривающего установление уголовной ответственности за активный и пассивный подкуп национальных третейских судей (арбитров), а также за подкуп иностранных третейских судей (арбитров).
В соответствии с протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 14 февраля 2017 г. N 57 Минюстом России разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части усиления ответственности за коррупцию", "О внесении изменений в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за коррупцию", "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции", направленные на установление уголовной ответственности за предоставление (получение) выгод неимущественного характера, а также за подкуп арбитров (третейских судей) (приложение N 9).
При изучении материалов правоприменительной практики по показателю коллизии норм права (подпункт "з" пункта 8 методики) выявлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданином, в случае непоступления гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения или на обучение в образовательную организацию высшего образования, находящуюся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в дальнейшем не могут быть использованы и подлежат уничтожению.
Вместе с тем согласно пункту 14 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559, в случае если гражданин или кандидат на должность, предусмотренную перечнем, представившие в кадровую службу федерального государственного органа справки о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не были назначены на должность государственной службы, такие справки возвращаются указанным лицам по их письменному заявлению вместе с другими документами.
В связи с этим планируется поручить Минтруду России подготовить проект указа Президента Российской Федерации о внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" в части приведения его в соответствие с Федеральным законом N 273-ФЗ (приложение N 11).
При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей