<Информация> Банка России "Дорожная карта Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАНКА РОССИИ ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Высокая стоимость кредитования для субъектов МСП по сравнению с другими сегментами |
Снижение операционных затрат банков и рост портфеля кредитов субъектам МСП за счет развития стимулирующего регулирования |
|||
Внесение изменений в статью 72.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" для распространения ее действия на модели количественной оценки ожидаемых кредитных потерь в целях формирования пруденциальных резервов и особенностей организации контроля и надзора за правильностью применения банками этих моделей, в том числе предоставления специализированной отчетности |
Более точная и эффективная оценка ожидаемых потерь от реализации кредитного риска с применением современных продвинутых экономико-статистических методов и моделей |
|||
На основании выполнения подпункта 1.1.1 разработка и введение в действие нормативного акта Банка России, устанавливающего регуляторные требования к внутренним банковским методикам управления кредитным риском и моделям количественной оценки кредитного риска (в том числе к качеству используемых в этих моделях данных), применяемым для оценки ожидаемых кредитных потерь в целях формирования пруденциальных резервов по портфелям однородных ссуд субъектов МСП в части сегментов кредитных требований, в отношении которых банком получено разрешение Банка России на применение подхода на основе внутренних рейтингов Базель II |
||||
Оптимизация подхода к резервированию по кредитам субъектов МСП (в рамках изменений в Положение N 590-П <*>) |
Повышение привлекательности кредитования МСП для банков, снижение ставок для МСП |
|||
Подготовка разъяснений о применении пункта 3.14 Положения N 590-П в части максимальной глубины проверки третьих лиц |
Сокращение издержек банков на мониторинг исполнения обязательств по кредитам заемщиков субъектов МСП, повышение эффективности кредитного процесса банков |
|||
Увеличение для кредитных организаций с базовой лицензией порогового значения величины ссуд (совокупности ссуд), предоставленных одному заемщику, для включения в портфель однородных ссуд с 0,5 до 1,5 процентов от величины собственных средств (капитала) кредитных организаций |
||||
Высокая стоимость кредитования для субъектов МСП по сравнению с другими сегментами |
Увеличение с 5 до 10 млн руб. размера ссуд, предоставленных субъектам МСП, которые при среднем финансовом положении заемщика могут включаться в портфель однородных ссуд |
Сокращение издержек банков, повышение эффективности кредитного процесса банков, повышение уровня одобренных кредитных заявок субъектам МСП |
||
Дополнение перечня информации, которая, помимо официальной отчетности, может использоваться для анализа финансового положения заемщика - субъекта МСП |
||||
Расширение периметра применения исключений в п. 2 приложения 4 к Положению N 590-П, а именно установление того, что отсутствие в штате заемщика должности главного бухгалтера или работников помимо руководителя и главного бухгалтера или отсутствие выплаты заработной платы более трех месяцев не являются обстоятельствами для определения реальности деятельности субъектов не только малого, но и среднего предпринимательства |
||||
Предоставление возможности кредитным организациям не признавать ссуду реструктурированной в случае снижения размера процентной ставки по договору при оценке финансового положения заемщика как хорошего или среднего при неухудшении оценки финансового положения заемщика |
||||
КонсультантПлюс: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду части 11.4 и 11.5 статьи 25.1, а не статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. |
||||
Включение в перечень обеспечения ссуд I категории качества независимых гарантий и поручительств акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" при соблюдении нормативов, установленных в соответствии с частями 11.4 и 11.5 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" |
||||
Увеличение суммы кредита, включенного в портфель однородных ссуд, предоставленного субъекту МСП, к которому может применяться пониженный коэффициент риска 75% до 70 млн рублей (в рамках Инструкции от 28.06.2017 N 180-И "Об обязательных нормативах банков") |
Снижение процентных ставок по кредитам и повышение объемов кредитования субъектов МСП |
|||
Создание отдельного порядка формирования портфеля однородных ссуд субъектов МСП, предусматривающего возможность использования внутрибанковских оценок кредитоспособности заемщиков |
||||
Разработка и экспериментальное внедрение аутсорсинга оценки и мониторинга кредитного риска для заемщиков из числа субъектов МСП внешними надежными организациями, чьи модели получили одобрение Банка России |
Внешний аутсорсинг для банков ряда функций управления кредитным риском: оценка кредитоспособности заемщика, определение его категории надежности (в том числе рейтинг портфеля) и минимальных резервов на возможные потери (в том числе на портфельной основе), мониторинг финансового положения заемщика во времени |
|||
Высокая стоимость кредитования для субъектов МСП по сравнению с другими сегментами |
||||
Проведение мероприятий, необходимых для обеспечения участия в Программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства кредитных организаций с базовой лицензией в 2019 году |
||||
Расширение доступа банков к участию в государственных программах поддержки субъектов МСП путем оптимизации критериев их отбора |
Повышение доступности государственных программ для большего числа субъектов МСП, в том числе в регионах |
|||
Недостаточное использование инструмента лизинга субъектами МСП |
Повышение доступности лизинга для субъектов МСП, рост объемов лизинга, приближение ставок к банковским |
|||
Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о лизинге, обеспечивающих прозрачность лизинговой деятельности, необходимой для поддержания эффективности мер финансовой поддержки субъектов МСП |
Созданы условия для регулирования и надзора за сектором, обеспечена надежность и прозрачность для получателей мер финансовой поддержки |
|||
Низкая доступность заемных средств для начинающих предпринимателей |
Развитие рынков альтернативного финансирования для микропредприятий, рост портфеля микрозаймов субъектов МСП, повышение финансовой доступности для субъектов МСП |
|||
Разработка предложений по стимулирующему регулированию для МФО предпринимательского финансирования |
Определены предложения для разработки стимулирующего регулирования для МФО субъектов МСП |
|||
Низкая доступность заемных средств для начинающих предпринимателей, необходимость в альтернативных источниках финансирования |
Рост объемов финансирования микро и малого бизнеса кредитными потребительскими кооперативами, развитие альтернативных источников финансирования субъектов МСП |
|||
Разработка предложений по стимулирующему регулированию для кредитных потребительских кооперативов |
Определение предложений для разработки стимулирующего регулирования для кредитных потребительских кооперативов с целью увеличения объемов поддержки микро и малого бизнеса кредитными потребительскими кооперативами |
|||
Проблема доступа малых предприятий (стартапов) к традиционным источникам финансирования, необходимость обеспечения альтернативных источников финансирования для таких компаний |
Альтернативные источники финансирования, повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП |
|||
Участие в разработке проекта федерального закона "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ" |
Стимулирование инвестиций с использованием инвестиционных платформ |
|||
Низкая вовлеченность субъектов МСП в закупки у крупнейших заказчиков |
Повышение доступности и эффективности механизма факторинга для субъектов МСП |
|||
Разработка предложений по расширению практики использования факторинга в расчетах между заказчиками (государственными компаниями) и субъектами МСП |
Увеличение объема факторинга в расчетах между заказчиками (государственными компаниями) и субъектами МСП |
|||
Разработка предложений по установлению повышенных штрафных санкций для государственных корпораций за неисполнение обязательств перед субъектами МСП |
Обеспечение своевременного поступления финансирования субъектам МСП |
|||
Разработка гида (справочника) по факторингу для малого и среднего предпринимательства |
Повышение информированности субъектов МСП о возможностях факторинга для финансирования дебиторской задолженности |
|||
Низкая скорость принятия решений, высокие операционные издержки при кредитовании субъектов МСП |
Повышение доступности финансовых услуг для субъектов МСП, в том числе в интернет-сегменте, снижение стоимости обслуживания, снижение ставок, рост объемов кредитования |
|||
Обеспечение возможности проведения удаленной идентификации представителя клиента - субъекта МСП |
Повышение скорости обслуживания, повышение уровня удовлетворенности качеством финансовых услуг субъектов МСП |
|||
Осуществление перевода части полей карточки с образцами подписей и оттиска печати (КОПиОП) в электронный вид |
Сокращение операционных расходов банков, сокращение времени обслуживания клиентов |
|||
Обеспечение возможности проверки сведений о клиентах - субъектах МСП и их учредительных документов в электронном виде |
Сокращение времени на открытие счетов клиентов и другие операции (внесение изменений, кредитование), сокращение операционных издержек банков при кредитовании субъектов МСП |
|||
Обеспечение возможности предоставления банку согласия субъекта МСП на обработку его персональных данных в электронном виде, подписанного электронной подписью |
Упрощение взаимодействия клиента и банка, повышение скорости обслуживания, снижение операционных издержек |
|||
Длительные сроки рассмотрения кредитных заявок субъектов МСП, высокий процент отказов банков ввиду недостаточности сведений о субъектах МСП |
Оптимизация процесса и сроков получения банками данных БКИ, ФНС |
Повышение доступности финансирования субъектов МСП за счет более эффективных моделей оценки банков на основании данных БКИ, ФНС |
||
Существенное (до 12 месяцев) увеличение срока действия согласия заемщика - субъекта МСП (определяемого в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") на предоставление информации из БКИ |
Повышение доступности финансирования субъектов МСП за счет более эффективных моделей оценки банков на основании данных, полученных из БКИ |
|||
Расширение перечня данных, предоставляемых из информационной части БКИ в отношении юридических лиц, а также дополнение сведениями о просроченной задолженности свыше 90 дней |
||||
Организация взаимодействия с ФНС России в части предоставления банкам и МФК (при наличии согласия заемщика) актуальной бухгалтерской и налоговой отчетности, данных по кассовым операциям субъектов МСП |
Повышение скорости рассмотрения кредитных заявок, сокращение издержек банков и МФК |
|||
Недостаточное использование биржевых инструментов для финансирования субъектов МСП |
||||
Совершенствование законодательного регулирования следующих инструментов: конвертируемые облигации и неголосующие привилегированные акции |
Повышение доступности инструментов фондового рынка для получения субъектами МСП финансирования |
|||
Поддержка развития секьюритизации кредитных портфелей субъектов МСП, в том числе на мультиоригинаторной основе |
Рост кредитования субъектов МСП за счет высвобождения средств банков (источник фондирования кредитования субъектов МСП) |
|||
Формирование специальных рыночных инструментов для субъектов МСП и мер их государственного стимулирования |
||||
- гарантийная поддержка институтов развития в части выхода предприятий на фондовый рынок |
||||
- проработка целесообразности внедрения специальных биржевых тарифов для эмитентов - субъектов МСП |
Повышение доступности инструментов фондового рынка для получения субъектами МСП финансирования |
|||
- участие институтов развития в качестве "якорных" инвесторов в выпусках ценных бумаг субъектов МСП |
||||
- стимулирование выхода компаний малой и средней капитализации на фондовый рынок, в том числе посредством предоставления им государственной поддержки |
||||
- развитие финансирования субъектов МСП с помощью краудинвестинговой платформы |
||||
- в 2019 году проведены периодические аналитические исследования эмитентов "Сектора Роста" и кандидатов на выход в "Сектор Роста" с презентацией результатов для инвестиционного сообщества; |
Повышение прозрачности Сектора Роста для потенциальных эмитентов и инвесторов |
|||
- в 2020 году создан информационно-аналитический портал для инвесторов и компаний |
||||
Низкая финансовая грамотность субъектов МСП низкая осведомленность субъектов МСП о современных финансовых продуктах/услугах |
Повышение финансовой грамотности субъектов МСП, в том числе с акцентами на молодежное и женское предпринимательство |
Повышение эффективности финансирования субъектов МСП за счет эффективного взаимодействия субъектов МСП с поставщиками финансовых услуг |
||
Разработка плана проведения обучающих мероприятий и проведение не менее одной волны вебинаров |
Повышение уровня финансовой грамотности субъектов МСП как необходимого фактора развития финансирования субъектов МСП |
|||
Разработка плана проведения тренингов и проведение не менее одной волны тренингов |
||||
Разработка плана проведения и проведение всероссийского онлайн-зачета по финансовой грамотности субъектов МСП |
||||
Координация работы территориальных подразделений Банка России в части взаимодействия с общественными организациями, кредитными организациями, местными органами власти для целей содействия развитию финансирования субъектов МСП, а также повышению уровня финансовой грамотности субъектов МСП |
Повышение доступности финансовых услуг для субъектов МСП в регионах |
--------------------------------
<*> Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, утвержденное Банком России 28.06.2017 N 590-П.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей