Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе
Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе:
- невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любыми средствами;
- разочарование в удовлетворении психологических потребностей (потребности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чем-то, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какой-то группе);
- поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;
- присутствуют беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невозможность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью;
- конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в черно-белом свете либо все хорошо, либо все плохо;
- противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти.
Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предотвратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.
- прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: "хочу умереть", "ты меня больше не увидишь", "я не могу больше выносить эту проблему", "скоро все это закончится";
- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
- уверения в беспомощности и зависимости от других;
- сообщение о конкретном плане суицида.
- раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, чтобы все было в порядке);
- написание "записок-завещаний";
- несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, питания;
- самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;
- частое прослушивание траурной или печальной музыки;
- склонность к неоправданно рискованным поступкам.
- психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ребенка или подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публичное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).
┌───────────────────────────────────────────┐
│ Факторы суицидального риска │
└───────────────────────────────────────────┘
/ / \
/ / \
\/ \/ \/
┌────────────────┐ ┌─────────────────┐ ┌───────────────────┐
│ Врожденные │ │ Индивидуально- │ │ Приобретенные │
│ │ │ психологические │ │ │
└────────────────┘ └─────────────────┘ └──────────┬────────┘
- Наследственные - Высокая тревож- │
психические, ность, эмоциональ- ┌────────────────┬─┴─────────────┬────────────────┐
нервно-психичес- ная нестабильность, │ │ │ │
кие заболевания агрессивность, │ │ │ │
- Тяжелые замкнутость, \/ \/ \/ \/
эндогенные депрессия, неадек- ┌─────────────┐ ┌─────────────┐ ┌────────────┐ ┌─────────────┐
заболевания ватная самооценка, │ В семье │ │ В школе │ │ В сфере │ │ В сфере │
- Случаи само- недовольство │ │ │ │ │ общения │ │ досуга │
убийств у близких внешностью, └─────────────┘ └─────────────┘ └────────────┘ └─────────────┘
родственников способностями - Деструктивное - Неуспехи в - Неразделен- - Литературные,
- Тяжелое пережи- воспитание учебе ная любовь музыкальные,
вание возрастных - Алкоголизм, - Конфликты с - Нарушения философские
кризисов, акценту- наркомания, педагогами, социальной увлечения
ированное поведение правонарушения администрацией, адаптации - Религиозные,
- Трудности адап- - Неполные одноклассниками - Неразвитые идеологические
тации к социуму, семьи - Страх навыки общения секты
коллективу - Смерть род- несоответствия - Попадание - СМИ, подража-
- Отсутствие цели ного человека ожиданиям под чужое ние кумирам
в жизни - Отсутствие окружающих влияние - Однообразие,
теплоты и - Ошибки в - Насмешки, скучная жизнь,
взаимопонимания воспитательной, грубое слово отсутствие
в семье учебной интересов и
деятельности увлечений
смерти
Рис. 1. Факторы суицидального риска
Группы суицидального риска - это подростки:
- находящиеся в сложной семейной ситуации (развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
- испытывающие серьезные проблемы в учебе;
- не имеющие устойчивых интересов, хобби;
- склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания):
- остро переживающие несчастную любовь (разрыв высокозначимых любовных отношений);
- имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);
- употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
- имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;
- совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия);
- попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей