См. Программы на 2022 год.

2.3. Проблемы, на решение которых направлена Программа, и возможные варианты их решения

2.3. Проблемы, на решение которых направлена Программа,

и возможные варианты их решения

2.3.1. Наибольшее количество нарушений приходится на статью 10.3 КоАП РФ (нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза). Как правило, это нарушение обязательных требований:

- статьи 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений", когда хозяйствующие субъекты осуществляют ввоз в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз из карантинных фитосанитарных зон и перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), произведенной на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, без выданного в установленном порядке карантинного сертификата, удостоверяющего соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений;

- пункта 2 части 2 статьи 32 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений", когда граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, не соблюдают требование о немедленном извещении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов.

По статье 10.2 КоАП РФ наибольшее количество нарушений составляет нарушение пункта 3.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе", согласно которому подкарантинная продукция высокого фитосанитарного риска ввозится на таможенную территорию Евразийского экономического союза в сопровождении фитосанитарного сертификата на ввозимую партию указанной продукции.

Большинство нарушений по статье 10.1 КоАП РФ составляют нарушения обязательных требований Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22.04.2009 N 160, а именно непроведение систематических карантинных фитосанитарных обследований, отсутствие утвержденного владельцами подкарантинных объектов плана проведения таких обследований и распорядительного документа о назначении ответственного за проведение таких обследований.

Одной из причин допущения большого количества нарушений является низкий размер административного штрафа по всем вышеуказанных статьям КоАП РФ, который на граждан не превышает пятисот рублей, на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - одной тысячи рублей, а на юридических лиц - десяти тысяч рублей. Причиной большого количества нарушений по статье 10.3 КоАП РФ является также нежелание хозяйствующих субъектов платить за проведение исследований для получения заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, предусмотренного подпунктом 2 пункта 8.3 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 N 293.

2.3.2. По итогам 2016 - 2017 гг. наблюдается следующая динамика изменения площадей, занятых карантинными объектами:

- 2016 году были выявлены новые очаги и установлены новые карантинные фитосанитарные зоны по 25 карантинным объектам (площадь свыше 917 тыс. га). Упразднены зоны по 21 карантинному объекту (площадь упраздненных зон составила свыше 90 млн. га);

- в 2017 году были выявлены новые очаги и установлены новые карантинные фитосанитарные зоны по 20 карантинным объектам (площадь свыше 1 млн. га). Упразднены зоны по 28 карантинным объектам (площадь упраздненных зон составила свыше 6 млн. га).

2.3.3. Основными причинами большей части нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере карантина растений, выявляемых Россельхознадзором, являются:

1) незнание поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации в сфере карантина растений, а также нежелание недобросовестных хозяйствующих субъектов платить за проведение исследований в тех случаях, когда такие исследования необходимы;

2) недостаточная жесткость мер административного наказания, предусмотренных законодательством (размер административного штрафа по статьям 10.1 - 10.3 КоАП РФ не превышает на граждан пятисот рублей, на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - одной тысячи рублей, а на юридических лиц - десяти тысяч рублей.;

3) недостаточная урегулированность нормативных правовых актов в сфере карантина растений;

4) недостаточное знание инспекторским составом законодательства Российской Федерации в сфере государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Возможными вариантами их решения могут быть соответственно:

1) активное проведение Россельхознадзором и его территориальными органами работы по разъяснению поднадзорным субъектам обязательных требований в сфере карантина растений и последствий их неисполнения;

2) внесение в Минсельхоз России предложения о необходимости усиления административной ответственности за нарушения в сфере карантина растений;

3) внесение в Минсельхоз России предложений о необходимости разработки и принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона "О карантине растений" и устраняющих правовые пробелы и двоякость толкования отдельных норм;

4) проведение дополнительных занятий с инспекторским составом, в том числе путем направления в центры дополнительного образования и повышения квалификации.