В рамках установленной компетенции Россельхознадзор осуществляет деятельность с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений подконтрольными субъектами требований, установленных российским и международным законодательством в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности подконтрольных субъектов, состояния используемых ими подконтрольных объектов. Кроме того, работа Россельхознадзора направлена на обеспечение соблюдения экспортерами карантинных фитосанитарных требований, а также требований в сфере качества и безопасности, предъявляемых странами-импортерами к российскому зерну и продуктам его переработки.
По итогам работы за 2017 год проведено 6399 плановых проверок (на уровне 2016 года).
Средняя нагрузка по числу плановых проверок на одного инспектора в месяц составила 2 проверки, в год - 20 проверок.
Количество запланированных проверок на 2018 год снижено на 17% по сравнению с 2017 годом (2018 год - 5550 проверок, 2017 год - 6674 проверки).
Внеплановых проверок проведено 1862 (снижение в 8 раз по сравнению с 2016 годом) в соответствии со следующими основаниями:
- по обращениям (жалобам) граждан, организаций - 149;
- по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 1124;
- по поручениям Правительства Российской Федерации - 266;
- по требованиям органов прокуратуры - 25;
- по иным обстоятельствам - 298.
Стоит отметить, что в 2017 году вышеуказанные внеплановые проверки по поручению Правительства Российской Федерации в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих хранение зерна, проводились с применением риск-ориентированного подхода. В число предприятий, подлежащих проверке, были включены те организации, у которых по итогам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 2015 - 2016 гг., были выявлены нарушения обязательных требований в сфере качества и безопасности зерна, а также карантинных фитосанитарных требований. Кроме того, учитывая необходимость неукоснительного соблюдения требований стран-импортеров в условиях рекордного урожая российского зерна, были проверены портовые элеваторы.
По иным основаниям проведено 35209 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе:
- при закладке (поставке), хранении зерна и крупы в госрезерве - 298;
- при перевозке зерна и продуктов его переработки по территории Российской Федерации - 6117;
- при ввозе/вывозе зерна и продуктов его переработки - 27722;
- по иным обстоятельствам - 1072.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора установлено 6666 нарушений (снижение на 3% по сравнению с 2016 годом). Более 50% нарушений выявлено при проведении плановых проверок.
Более половины установленных нарушений связаны с несоблюдением хозяйствующими субъектами правил хранения зерна и продуктов его переработки.
Так, самыми распространенными нарушениями среди них при проведении проверок элеваторов и зернохранилищ являются: разрушение кровли и остекления, проникновение грунтовых вод в подсилосные этажи из-за несовершенства дренажной системы, отсутствие контроля за условиями хранения зерна, захламленность и запыленность помещений, неудовлетворительное состояние стен, выбоины на полу, хранение посторонних предметов совместно с зерном. Неудовлетворительные условия хранения не обеспечивают безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств: происходит прорастание и самосогревание зерна, загрязнение и заражение его вредителями хлебных запасов, изменение органолептических свойств зерна и т.д. Все это приводит к тому, что такое зерно становится непригодным для использования в пищевых целях.
Кроме того, при проведении проверок государственных бюджетных учреждений (государственных заказчиков) выявляются многочисленные нарушения при закупках крупы для государственных нужд: несоблюдение технических и санитарных требований к складскому помещению, где хранятся крупы; несоответствие крупы требованиям нормативных документов (по влажности, металломагнитной примеси, зараженности и загрязненности вредителями и т.д.); отсутствие деклараций о соответствии и маркировочных ярлыков; наличие на хранении крупы с истекшим сроком годности и т.д.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий при экспортно-импортных операциях также выявляются многочисленные нарушения.
Так, например, при ввозе в Российскую Федерацию сотрудники территориальных управлений выявляют зерновую продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов Таможенного союза, нормативных документов, принятых в России. После экспертизы такой продукции принимается решение о возможности ее дальнейшего использования (возврат поставщику, уничтожение, использование в пищевые цели после подработки). При выявлении нарушений карантинных фитосанитарных требований может проводиться обеззараживание, возврат в страну отправления или переработка.
С целью устранения выявленных нарушений обязательных требований должностными лицами территориальных управлений осуществлялась выдача предписаний - 2685 в 2017 году (на уровне 2016 года). Из них в течение 2017 года было исполнено 2331 (87%).
Кроме того, территориальными управлениями за отчетный год вынесено 342 предупреждения лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенные правонарушения.
Сумма наложенных территориальными управлениями административных штрафов за 2017 год составила 32,4 млн. рублей.
При выявлении случаев недостоверного декларирования соответствия зерновой продукции требованиям технических регламентов за отчетный период было выдаются предписания о приостановлении или прекращении действия деклараций (472; из них 440 - при обращении на внутреннем рынке; 32 - при ввозе на территорию России). По всем случаям в Росаккредитацию были направлены обращения для приостановления или прекращения действия деклараций о соответствии. По результатам рассмотрения указанных обращений из Единого реестра деклараций о соответствии было исключено 407 деклараций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей