См. Программы на 2022 год.

Состояние профилактической работы

Во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказом Россельхознадзора от 15.05.2017 N 442 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований в сфере государственного надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки на 2017 год (далее - Программа).

В рамках реализации Программы Россельхознадзором проведено значительное количество профилактических мероприятий. Приведенная диаграмма наглядно показывает положительную динамику количества таких мероприятий по сравнению с 2016 годом.

00000008.png

При поступлении в территориальные управления сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям было объявлено 450 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Также ежеквартально и в целом за 2017 год проводился анализ правоприменительной практики, в том числе в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, с последующим размещением соответствующих докладов на официальном сайте Россельхознадзора.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Россельхознадзора N 744 издан 17.10.2016, а не 07.10.2016.

Приказом Россельхознадзора от 07.10.2016 N 744 утвержден Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по государственному контролю (надзору), в том числе в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Указанный перечень размещен на официальном сайте Россельхознадзора.

Благодаря проведенной профилактической работе в 2017 году наблюдается уменьшение количества выявленных нарушений обязательных требований.

Однако, несмотря на значительный объем проведенной профилактической работы, указанное уменьшение очень незначительное - всего 3%. Это связано, в первую очередь, с отсутствием у хозяйствующих субъектов четкого понимания последствий несоблюдения ими обязательных требований в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. В связи с этим, необходимо усилить просветительскую деятельность в указанном направлении. У хозяйствующих субъектов должно сложиться объективное представление о недопустимости халатного отношения к процессам производства, хранения, переработки, перевозки зерновой продукции. Прежде всего следует понимать, что пренебрежение соблюдением обязательных требований приводит к убыткам самих хозяйствующих субъектов. К примеру, после хранения зерна в несоответствующих условиях оно теряет свои потребительские свойства и обесценивается. Крупа, закупленная с нарушениями, может быть уничтожена.

Вместе с тем, соблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований затрудняется отсутствием полноценной законодательной базы в области обеспечения качества и безопасности зерна.

В связи с внесением ряда изменений в законодательные акты Российской Федерации в 2011 году признан утратившим силу Федеральный закон от 05.12.1998 N 183-ФЗ "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки". Из Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4973-1 "О зерне" исключена глава VI, устанавливающая государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.

Действующий Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N 4973-1 "О зерне" не регламентирует в полном объеме направления деятельности в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки и не устанавливает правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью в сфере оборота зерна и продуктов его переработки.

Россельхознадзором был разработан и направлен в Минсельхоз России проект федерального закона "О зерне и продуктах его переработки", предусматривающий правовой механизм регулирования отношений в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, в том числе:

- требования к организации деятельности в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;

- правовые основы функционирования системы государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки;

- полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также основных прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;

- обеспечение количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки в Российской Федерации и государственное подтверждение их качества при экспортно-импортных операциях, при поставке (закладке) и хранении в государственные фонды;

- мониторинг качества и безопасности зерна нового урожая;

- государственную поддержку в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки.

Однако, в настоящее время Правительством Российской Федерации по инициативе Минсельхоза России принятие законопроекта признано нецелесообразным.

Кроме того, в Российской Федерации отсутствуют:

- нормативный правовой акт, регламентирующий порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки;

- нормативный правовой акт, регламентирующий порядок осуществления государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью российского зерна, предназначенного на экспорт;

- нормативный правовой акт устанавливающий порядок государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки при ввозе (вывозе), перевозке по территории Российской Федерации, реализации и утилизации.

Также одним из острых проблемных вопросов как для хозяйствующих субъектов, так и для проверяющих лиц является то, что все основные реализующиеся нормативные акты по порядку учета зерна и продуктов его переработки и отраслевые формы учетных документов хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий утверждены еще приказом Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ от 08.04.2002 N 29 "Об утверждении Порядка учета зерна и продуктов его переработки", которая была упразднена постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 708 "Об упразднении Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации".

Сельхозтоваропроизводители, занятые производством, хранением и переработкой зерна, до сих пор руководствуются потерявшими актуальность нормативными документами.

Таким образом, на сегодняшний день продолжают действовать отчетные формы документов, которые были приняты фактически 16 лет назад. Несмотря на то, что такие документы регламентируют надлежащие правила, необходимые для сохранения и обеспечения качества зерна и продуктов его переработки, за обозначенный период времени уже принято множество новых нормативно-правовых актов, в том числе и международных, регламентирующих деятельность отрасли.

В связи с изложенным, Россельхознадзор неоднократно выступал с инициативой по актуализации указанных документов. Документы, нуждающиеся в актуализации, необходимы для обеспечения хранения, переработки и учета зерна на соответствующих предприятиях, регламентируют надлежащие правила для обеспечения безопасности и качества продукции и недопущении ее порчи.