См. Программы на 2022 год.

2.3. Проблемы, на решение которых направлена Программа, и возможные варианты их решения

2.3. Проблемы, на решение которых направлена Программа,

и возможные варианты их решения

2.3.1. Значительная часть постановлений о привлечении к административной ответственности приходится на нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений, ответственность за которые предусмотрена статьей 10.12 КоАП РФ. Как правило, это нарушение обязательных требований, предусмотренных: Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" статья 17 (требования к производству семян), глава V (заготовка, обработка, хранение и использование семян) и глава VII (оборот партий семян).

Далее по количеству возбужденных дел об административных правонарушениях - это нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений либо внесение в нее недостоверных сведений о сортовых и посевных качествах семян, ответственность за которые предусмотрена статьей 10.13 КоАП РФ. К административной ответственности по ст. 10.13 КоАП РФ привлекаются в основном должностные лица. Как и в предыдущем случае правила ведения документации на семена сельскохозяйственных растений и внесение в нее достоверных сведений о сортовых и посевных качествах семян предусмотрены Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве".

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях за нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений (ст. 10.14 КоАП РФ) на третьем месте. Должностными лицами Россельхознадзора по данной статье привлекаются правонарушители за неисполнение обязательных требований, предусмотренных: Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (статья 33. ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации партий семян), "Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных", утвержденная Минсельхозпродом РФ N 12-04/5, ГТК РФ N 01-23/8667 от 08.05.1997 (Зарегистрировано Минюстом России 26.05.1997, регистрационный N 1313).

Одной из причин совершения большого количества нарушений является низкий размер административного штрафа по статьям 10.12 и 10.13 КоАП РФ, который на граждан не превышает пятисот рублей, на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - одной тысячи рублей, а на юридических лиц - десяти тысяч рублей.

Причиной большого количества нарушений по статьям 10.12 и 10.13 КоАП РФ является также нежелание хозяйствующих субъектов соблюдать и минимальные обязательные требования, которые еще сохранились в результате неоднократных внесений изменений законодательства.

2.3.1. Основными причинами большей части нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений, выявляемых Россельхознадзором, являются:

1) несовершенство законодательства и нормативных правовых актов, как в области регулирования сферы семеноводства, так и в области государственного надзора;

2) незнание поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации в области семеноводства;

3) использование недобросовестными предпринимателями различных схем ввоза семян под видом иной не сельскохозяйственной продукции;

4) сезонность потребности в семенах, их высокая стоимость в этот период создает условия для извлечения выгоды недобросовестными предпринимателями за счет реализации некачественных семян;

5) низкий уровень ответственности правонарушителей, за нарушение законодательства в сфере семеноводства;

6) отсутствие неотвратимости ответственности за нарушение законодательства в сфере семеноводства.

Возможными вариантами их решения могут быть соответственно:

Возможными вариантами их решения могут быть соответственно:

1) совершенствование законодательства Евразийского экономического союза, разработка порядка реализации Службой полномочий по контролю за наличием генно-инженерно-модифицированных организмов в семенах сельскохозяйственных культур, а также контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации за ввозом на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов и семян;

2) совершенствование законодательства, путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации";

3) совершенствование законодательства, путем внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части дополнения оснований для проведения внеплановой проверки - за нарушение правил при реализации семян сельскохозяйственных растений (в случае обращения в орган, осуществляющий государственный надзор в области семеноводства, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

4) внесение в Минсельхоз России предложения о необходимости усиления административной ответственности за нарушения в сфере семеноводства предусмотрев неотвратимость указанного наказания (в настоящее время - срок давности привлечения к административной ответственности составляет не более 2 мес. со дня совершения административного правонарушения);

5) активное проведение Россельхознадзором и его территориальными органами работы по разъяснению поднадзорным субъектам обязательных требований в сфере семеноводства;

6) проведение дополнительных занятий с инспекторским составом, в том числе путем направления в центры дополнительного образования и повышения квалификации.