8. Принятие экстренных мер по обеспечению безопасности ребенка

8. Принятие экстренных мер по обеспечению

безопасности ребенка

8.1. Орган опеки и попечительства в ходе исполнения своей деятельности, а также при получении от иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных граждан информации о ребенке (детях), находящемся(ихся) в обстановке, представляющей непосредственную угрозу его жизни или здоровью, свидетельствующей о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится, вызванных, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра) <4>;

--------------------------------

<4> Государственному (муниципальному) органу в целях организации деятельности органа опеки и попечительства по исполнению полномочия по защите прав и интересов детей при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, рекомендуется:

а) предусмотреть в служебном распорядке государственного органа по соответствующему перечню должностей работников органа опеки и попечительства (в коллективном договоре с учетом мнения представительного органа работников) установление ненормированного служебного (рабочего) дня в связи с возможностью проведения отобрания детей из семей при обстоятельствах, представляющей непосредственную угрозу его жизни и здоровью, во внеслужебное (нерабочее) время;

б) принимать меры к организации регулярного обучения и аттестации работников органов опеки и попечительства//статья 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации; статья 20 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статья 101 Трудового кодекса Российской Федерации); подпункт "г" пункта 5 раздела II протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 25 июня 2013 г. N 2.

1) осуществляет выезд по месту жительства (нахождения) ребенка (детей);

2) проводит обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи в целях выявления обстоятельств, свидетельствующих о создании родителями (одним из них) или другими лицами, на попечении которых находится ребенок (дети), своими действиями или бездействием условий, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью ребенка (детей), и составляет акт обследования по форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации <5>;

--------------------------------

<5> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423" (вместе с "Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства", "Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей") (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 декабря 2009 г., регистрационный N 15610).

3) при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка (детей), незамедлительно <6>:

--------------------------------

<6> Характер и степень опасности определяется органом опеки и попечительства в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка (детей), а также иных обстоятельств. Тяжелое материальное положение семьи не может являться основанием для отобрания ребенка (детей) у родителей на основании 77 Семейного кодекса Российской Федерации, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию ребенка (детей), заботятся о нем, создают необходимые условия для развития ребенка (детей) в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав").

а) осуществляет подготовку акта об отобрании ребенка (детей).

Акт об отобрании ребенка (детей) подписывается уполномоченным на это должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или главой муниципального образования (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами);

б) принимает меры к отобранию ребенка (детей) у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, и в случае необходимости вызывает сотрудников органов внутренних дел для обеспечения оперативного доступа в помещение, где находится ребенок (дети) <7>. При необходимости оказания медицинской помощи обращается в медицинскую организацию;

--------------------------------

<7> Статья 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

в) письменно уведомляет прокурора об отобрании ребенка (детей);

г) обеспечивает передачу ребенка (детей):

родителям (одному из них) в случае отобрания ребенка (детей) у одного из родителей или у других лиц, на попечении которых он находился; в случае невозможности передачи ребенка (детей) одному из родителей организует временное устройство ребенка (детей) согласно законодательству Российской Федерации <8> в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, медицинскую организацию и информирует орган управления социальной защиты населения для проведения индивидуальной профилактической работы;

--------------------------------

<8> Подпункт 3 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 120-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".

в случае отобрания ребенка (детей) у единственного родителя или обоих родителей организует устройство ребенка (детей) на воспитание в семью граждан Российской Федерации (под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до устройства на воспитание в семью, помещает под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Братья и сестры в случае их отобрания передаются в одну семью или помещаются в одну организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, когда это противоречит их интересам;

4) в случае отобрания ребенка (детей) у единственного родителя или обоих родителей в течение трех рабочих дней со дня вынесения акта об отобрании ребенка (детей) регистрирует сведения о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также вносит в электронном или бумажном виде имеющуюся информацию о ребенке в анкету ребенка, оставшегося без попечения родителей <9>;

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду приказ Минобрнауки России N 101 от 17.02.2015, а не от 07.02.2015.

<9> Пункт 6 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 февраля 2015 г. N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2015 г., регистрационный N 36498).

5) в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка (детей) обращается в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав;

6) при выявлении нарушений прав и законных интересов ребенка (детей), не связанных с непосредственной угрозой его жизни или здоровью, направляет информацию о выявлении фактов (признаков) нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних в порядке, предусмотренном пунктом 3.4 Примерного порядка.

8.2. Орган внутренних дел в ходе исполнения своей деятельности в случае выявления безнадзорного и беспризорного ребенка (детей), в том числе оставшегося без попечения родителей или законных представителей; заблудившегося или подкинутого; самовольно оставившего семью, ушедшего из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другого детского учреждения; не имеющего места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию; проживающего в семье, находящейся в социально опасном положении, и (или) находящегося в социально опасном положении <10>:

--------------------------------

<10> Пункт 76.5 раздела IX приказа МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2014 г., регистрационный N 31238).

1) принимает меры по установлению личности безнадзорного и беспризорного ребенка (детей), а также личности его родителей или иных лиц, на попечении которых он находится;

2) обеспечивает передачу ребенка (детей) родителям (одному из них) или другим лицам, на попечении которых он находится;

3) при невозможности передачи ребенка (детей) родителям (одному из них) или другим лицам, на попечении которых он находится, доставляет безнадзорного и беспризорного ребенка (детей) в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, медицинскую организацию и в случае необходимости вызывает сотрудников органов здравоохранения <11>.

--------------------------------

<11> Тяжелое материальное положение семьи не может являться основанием для доставления и временного устройства ребенка (детей) в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, медицинскую организацию, если родители или иные лица, на попечении которых ребенок (дети) находятся, добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию ребенка (детей), заботятся о нем, создают необходимые условия для развития ребенка (детей) в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи, и не дают согласия на временное устройство. (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав").

Доставление осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации <12>.

--------------------------------

<12> Пункт 15 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"; приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации"; приказ Минздрава России N 414, МВД России N 633 от 20 августа 2003 г. "О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел".

Доставление и временное устройство братьев и сестер обеспечивается в одно специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в медицинскую организацию, за исключением случаев, когда это противоречит их интересам.

4) незамедлительно информирует о доставлении ребенка (детей) орган управления социальной защиты населения для организации индивидуальной профилактической работы <13> и орган опеки и попечительства в случае доставления ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей;

--------------------------------

<13> Статья 12 Федерального закона N 120-ФЗ.

5) в течение трех рабочих дней со дня доставления безнадзорного и беспризорного ребенка (детей) в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в медицинскую организацию, направляет в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о принятых мерах по защите прав и обеспечению безопасности ребенка (детей);

6) ребенок (дети), доставленный(е) органом внутренних дел в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в медицинскую организацию, может (могут) быть передан(ы) родителям или иным лицам, на попечении которых он (они) находился(ись), требующим передачи им ребенка (детей), при отсутствии препятствий возвращению ребенка (детей) их законным представителям, а в случае, если ребенок (дети) относится(ятся) к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - по согласованию с органом опеки и попечительства.

Основанием для отказа передачи ребенка (детей) родителям или иным лицам, на попечении которых он находился, могут являться результаты проведения органом управления социальной защиты населения или органом опеки и попечительства обследования проживания ребенка (детей) с родителями или иными лицами, на попечении которых он находился, и основанный на них вывод о наличии условий, представляющих угрозу жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка.

Орган управления социальной защиты населения, а в случае, если ребенок (дети) относится(ятся) к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней направляет информацию в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о факте передачи ребенка (детей) родителям или иным лицам, на попечении которых он (они) находился(ись).