Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

23. Электродвигатели переменного тока. К, Т, М - производятся в сроки, устанавливаемые системой ППР

23. Электродвигатели переменного тока.

К, Т, М - производятся в сроки, устанавливаемые

системой ППР

Наименование испытания

Вид испытания

Нормы испытания

Указания

23.1. Измерение сопротивления изоляции:

У электродвигателей мощностью более 5 МВт измерения производятся в соответствии с установленными нормами и инструкциями заводов-изготовителей.

Сопротивление изоляции измеряется мегаомметром на напряжение:

500 В - у электродвигателей напряжением до 500 В;

1000 В - у электродвигателей напряжением до 1000 В;

2500 В - у электродвигателей напряжением выше 1000 В.

1) обмоток статора, у электродвигателей на напряжение выше 1000 В или мощностью от 1 МВт до 5 МВт;

К, Т

Сопротивление изоляции должно быть не ниже значений, приведенных в табл. 28 (приложение 3.1).

2) обмоток статора, у электродвигателей на напряжение до 1000 В;

К, Т

Сопротивление изоляции обмоток должно быть не менее 1 МОм при температуре 10 - 30 °C, а при температуре 60 °C - 0,5 МОм;

Значения сопротивлений относятся ко всем видам изоляции.

3) коэффициент абсорбции (отношение R60 / R15) обмоток статора электродвигателей напряжением выше 1000 В;

К, Т

Значение R60/R15 должно быть не ниже 1,3 у электродвигателей с термореактивной изоляцией и не ниже 1,2 у электродвигателей с микалентной компаундированной изоляцией.

Производится мегаомметром на напряжение 2500 В для электродвигателей мощностью от 1 до 5 МВт, а также меньшей мощности для электродвигателей наружной установки с микалентной компаундированной изоляцией.

4) обмоток ротора;

К, Т

Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,2 МОм.

Производится у синхронных электродвигателей и асинхронных электродвигателей с фазным ротором напряжением 3 кВ и выше или мощностью более 1 МВт мегаомметром на напряжение 1000 В (допускается 500 В).

5) термоиндикаторов с соединительными проводами;

К

Не нормируется.

Производится мегаомметром на напряжение 250 В.

6) подшипников.

К

Не нормируется.

Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше, подшипники которых имеют изоляцию относительно корпуса, производятся относительно фундаментальной плиты при полностью собранных маслопроводах мегаомметром на напряжение 1000 В при ремонтах с выемкой ротора.

23.2. Оценка состояния изоляции обмоток электродвигателей перед включением.

К

Электродвигатели включаются без сушки, если значения сопротивления изоляции обмоток и коэффициента абсорбции не ниже значений, приведенных в п. 23.1.

23.3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты.

К

Значение испытательного напряжения принимается по табл. 29 (приложение 3.1).

По решению технического руководителя Потребителя испытание электродвигателей напряжением до 1000 В может не производиться.

23.4. Измерение сопротивления постоянному току:

К

1) обмоток статора и ротора;

Измеренные значения сопротивлений различных фаз обмоток, приведенные к одинаковой температуре, не должны отличаться друг от друга и от исходных данных более чем на 00000061.wmz 2%.

Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше, сопротивление обмотки ротора измеряется у синхронных двигателей и электродвигателей с фазным ротором.

2) реостатов и пуско-регулировочных резисторов.

Сопротивление не должно отличаться от исходных значений более чем на 00000062.wmz 10%.

У электродвигателей напряжение 3 кВ и выше производится на всех ответвлениях. У остальных измеряется общее сопротивление реостатов и пусковых резисторов и проверяется целостность отпаек.

23.5. Измерение зазоров между сталью ротора и статора.

К

У электродвигателей мощностью 1000 кВт и более, у всех электродвигателей ответственных механизмов, а также у электродвигателей с выносными подшипниками скольжения размеры воздушных зазоров в точках, расположенных по окружности ротора и сдвинутых относительно друг друга на угол 90°, или в точках, специально предусмотренных при изготовлении электродвигателя, не должны отличаться более чем на 10% от среднего размера.

Производится, если позволяет конструкция электродвигателя.

23.6. Измерение зазоров в подшипниках скольжения.

К

Увеличение зазоров в подшипниках скольжения сверх значений, приведенных в табл. 30 (приложение 3.1), указывает на необходимость перезаливки вкладыша.

23.7. Проверка электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом.

К

Ток холостого хода не должен отличаться более чем на 10% от значения, указанного в каталоге или в инструкции завода-изготовителя. Продолжительность испытания - 1 час.

Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше и мощностью 100 кВт и более.

23.8. Измерение вибрации подшипников электродвигателя.

К, М

Вертикальная и поперечная составляющая вибрации, измеренные на подшипниках электродвигателей, сочлененных с механизмами, не должна превышать значений, указанных в заводских инструкциях. При отсутствии таких указаний см. табл. 31 (приложение 3.1).

Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше и электродвигателей ответственных механизмов.

23.9. Измерение разбега ротора в осевом направлении.

К

Не выше 4 мм, если в заводской инструкции не установлена другая норма.

Производится у электродвигателей, имеющих подшипники скольжения, ответственных механизмов или в случае выемки ротора.

23.10. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой.

К

Производится при нагрузке электродвигателя не менее 50% номинальной.

Производится у электродвигателей напряжением выше 1000 В.

23.11. Гидравлические испытания воздухоохладителя.

К

Производится избыточным давлением 0,2 - 0,25 МПа (2 - 2,5 кгс/см2), если отсутствуют другие указания завода-изготовителя.

Продолжительность испытания - 5 - 10 мин.

23.12. Проверка исправности стержней короткозамкнутого ротора.

К

Стержни короткозамкнутых электродвигателей должны быть целыми.

Производится у асинхронных электродвигателей мощностью 100 кВт и более.

23.13. Испытание возбудителей.

Производится у синхронных электродвигателей в соответствии с требованиями заводских инструкций.