Основные параметры развития рынка труда в прогнозируемом периоде будут складываться в зависимости от основных социально-экономических, демографических факторов, реализации мер инвестиционной политики, сохранения социальной стабильности.
В прогнозный период до 2036 года на рынке труда ситуация будет определяться развитием экономики России в условиях перехода на инновационный путь развития, внедрения инноваций, роста производительности труда, повышения уровня кооперации среди предприятий и организаций, будут внедряться новые технологии и форматы взаимодействия.
В условиях дальнейшего развития и модернизации экономики высокую актуальность сохраняют создание условий для повышения уровня участия населения в составе рабочей силы, обновление структуры занятости и снижение уровня естественной безработицы.
Уровень конкурентоспособности инновационной экономики будет все в большей степени определяться качеством профессиональных кадров. Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности будет обеспечиваться за счет реформирования системы профессионального образования всех уровней, повышения гибкости трудовых отношений, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики.
Кроме того, в связи с повышением общеустановленного пенсионного возраста Правительством Российской Федерации будет реализован комплекс мероприятий, направленных на защиту социально-трудовых прав граждан, в частности граждан предпенсионного возраста, что создаст условия для их активного участия в жизни общества, продолжения трудовой деятельности.
Переходный период к новым границам пенсионного возраста закончится в 2028 году. При этом численность рабочей силы в течение всего прогнозного периода будет постепенно увеличивается с 75,8 млн. человек в 2018 году до 79,2 млн. человек в 2036 году.
Наряду с постепенным увеличением предложения труда спрос на труд также продолжит расти в условиях динамичного экономического роста. В результате увеличение численности рабочей силы не приведет к росту безработицы, напротив тренд на ее снижение будет сохраняться в течение всего прогнозного периода. Уровень безработицы может снизиться с 5,2% в 2017 году до 4,3% в 2034 - 2036 годах.
Ожидается, что в долгосрочном периоде будут сохранены все действующие гарантии на рынке труда со стороны государства:
- Минимальный размер оплаты труда будет ежегодно устанавливаться в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года;
- Достигнутые уровни заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации будут поддерживаться в долгосрочной перспективе;
- Также будет сохранена практика проведения ежегодной индексации заработной платы прочих категорий работников организаций бюджетной сферы.
Кроме того, росту заработной платы будут способствовать устойчивый экономический рост и увеличение производительности труда. В результате рост реальной заработной платы в долгосрочной перспективе стабилизируется уровне 2,6%, а в целом за 2019 - 2036 гг. увеличение составит 1,6 раза.
В части пенсионного обеспечения целевым ориентиром для Правительства Российской Федерации является ежегодное увеличение страховых пенсий темпами, превышающими инфляцию предшествующего года.
Кроме того, в части институциональных мер по развитию пенсионной системы предусматривается:
- Формирование дополнительных пенсионных средств граждан в рамках пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала негосударственного пенсионного обеспечения, что будет способствовать повышению материального обеспечения пожилых граждан за счет формирования добровольных пенсионных накоплений;
- Совершенствование механизмов стимулирования создания и развития корпоративных пенсионных систем, предоставляющих дополнительные возможности формирования накоплений граждан со средним и высоким уровнями доходов.
Повышению реальных располагаемых доходов населения одновременно будет способствовать устойчивый и динамичный экономический рост, стабильный и низкий уровень инфляции, а также постепенное увеличение наиболее весомых доходных компонентов за счет мер государственной политики (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) и снижение расходных компонентов (процентная ставка по ипотечному кредитованию). Так, по оценке Минэкономразвития России, рост реальных располагаемых денежных доходов населения в прогнозном периоде будет постепенно ускоряться и в среднем составит 2,0 в 2019 - 2024 гг., 2,5% в 2025 - 2030 гг., в 2031 - 2036 гг. увеличится до 2,7 процентов.
Динамика потребительского спроса будет в целом соответствовать траектории доходных показателей: постепенное ускорение с 1,7% в 2019 году до 3,2% в 2036 г., в целом за 2019 - 2036 гг. ожидается рост розничного товарооборота на 64 процента.
В долгосрочной перспективе не потеряет актуальность цель по обеспечению устойчивого роста качества жизни населения и снижению уровня бедности. В среднесрочной перспективе достижению указанной цели будут способствовать:
- Совершенствование механизмов адресной социальной защиты и системы социального обслуживания граждан;
- Расширение мер поддержки, предоставляемых на основе оценки нуждаемости с использованием данных государственной информационной системы социального обеспечения и единого ресурса сведений о населении;
- Предоставление гражданам пособий, выплат и других мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством;
- Ежегодная индексация социальных выплат с 1 февраля соответствующего года с учетом уровня инфляции;
- Развитие практики применения социального контракта, предусматривающего взаимные обязательства государства и получателей социальной помощи.
Обеспечение повышения уровня пенсионного обеспечения граждан и эффективное распределение социальных выплат будут способствовать сокращению доли бедного населения.
Важную роль в снижении бедности в долгосрочном периоде также будет играть региональная политика - ускоренное социально-экономическое развитие регионов, в том числе сельских территорий, небольших городских поселений и моногородов, кардинальное улучшение качества жизни сельского населения, обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами, поддержка фермеров и развитие сельской кооперации, содействие росту правовой, цифровой и финансовой грамотности населения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей