Охрана окружающей среды и использования природных ресурсов

Государственная политика в области экологического развития Российской Федерации на период до 2036 года ориентирована на решение социально-экономических задач, обеспечивающих низкоуглеродное устойчивое развитие, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду, включая следующие основные направления:

- Формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- Обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;

- Предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;

- Снижение углеродоемкости экономики и реализация мер по адаптации к изменению климата;

- Восстановление нарушенных естественных экологических систем;

- Обеспечение экологически безопасного обращения с отходами и снижение объемов их образования;

- Рост количества людей, имеющих доступ к чистой воде;

- Формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;

- Обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной.

Темпы перехода к новой модели развития и, соответственно, снижение негативного воздействия на окружающую среду, существенно зависят от объема инвестиций в разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий, формирования технологической базы и финансовых инструментов ликвидации прошлого экологического ущерба, развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления.

Гигантские запасы пресной воды, лесных ресурсов, самые большие по площади нетронутые хозяйственной деятельностью экосистемы, огромное биоразнообразие составляют значительную часть природного капитала России и оказывают глобальные экосистемные услуги всему миру, поддерживая устойчивость биосферы Россия обеспечивает почти 10% сохранения биосферной устойчивости, превосходя другие страны по этому показателю.

Окружающая среда в городах и на прилегающих к ним территориях, где проживает 74% населения страны, подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, строительства, энергетики и транспорт. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает порядка 55 миллионов человек, или 53% городского населения.

Общий объем сброса загрязненных сточных вод снижался в 1990 - 2000 гг. Динамичное снижение продолжалось и после 2000 г. В итоге, в 2000 - 2015 гг. снижение составило почти 30%.

При росте ВВП на 76% забор свежей воды сократился на 19%, а сброс загрязненных сточных вод - почти на 30%. Основным источником сброса загрязненных сточных вод явились процессы выработки электроэнергии и тепла.

Рост объема отходов за последние годы остановить не удалось. Согласно российской статистике, объем отходов ежегодно увеличивается более чем на 5 млрд тонн. Это в 2 раза больше, чем во всех странах ЕС по сопоставимому кругу учета.

Упомянутые вызовы и угрозы на период до 2036 года в области экологической безопасности будут преодолены за счет снижения общей антропогенной нагрузки, повышения эффективности использования природных ресурсов и снижения энергоемкости экономики, улучшения правового регулирования и реализации крупных инфраструктурных проектов с целью сохранения благоприятной среды обитания, включая:

- Максимально широкое внедрение международных стандартов экологической ответственности и энергоэффективности;

- Стимулирование внедрения инновационных технологий и развития экологически безопасных производств, в том числе развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления;

- Развитие практики кредитования и обеспечения финансовых гарантий по проектам, содержащим механизмы и мероприятия экологической модернизации;

- Ликвидацию накопленного вреда окружающей среде;

- Развитие системы особо охраняемых природных территорий;

- Формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания, обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в экологической деятельности.

Одной из целей устойчивого развития является борьба с изменением климата, поскольку его негативные последствия сказываются на многих секторах экономики, среди которых наиболее чувствительным к таким изменениям может стать энергетический сектор. Добыча и сжигание ископаемого топлива являются основной причиной увеличения концентрации парниковых газов в атмосфере за счет антропогенного фактора, что вызывает ускорение процесса глобального изменения климата.

На территории страны преобладает тенденция к росту годовых сумм осадков, а в южной половине европейской части России возрастают риски засух. Наблюдается увеличение количества дней с аномально высокой температурой воздуха. Волны жары являются причиной дополнительной смертности населения в крупных городах. Число опасных гидрометеорологических явлений, нанесших существенный ущерб, выросло с 177 за год в среднем за период 1996 - 2000 гг. до 405 за период 2011 - 2015 гг. Среднегодовой ущерб от опасных явлений превышает 60 млрд руб.

Постепенный переход на модель устойчивого развития с низкоуглеродной экономикой будет достигнут за счет реализации комплекса законодательных и институциональных мер, обеспечивающих рост энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии, внедрения мер экономического стимулирования сокращения выбросов, сбросов, образования и утилизации отходов, внедрения системы государственного регулирования парниковых газов.

Механизмами достижения устойчивого экологического развития являются стимулирование проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, развитие системы особо охраняемых природных территорий, экологическое просвещение населения, раскрытие экологической информации и наборов открытых данных в сфере охраны окружающей среды, стимулирование субъектов хозяйственной деятельности к минимизации негативного воздействия на окружающую среду и другие.

Основным механизмом нормирования выбросов/сбросов загрязняющих веществ является переход промышленности Российской Федерации на принципы наилучших доступных технологий (далее - НДТ), законодательно закрепленный Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный механизм направлен на модернизацию устаревших производств путем стимулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению НДТ. Переход на принципы НДТ реализуется посредством реконструкции и технического перевооружения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установки оборудования и применения технологий, которые описаны в справочниках НДТ, с целью выполнения в отношении показателей воздействия на окружающую среду требований по непревышению установленных технологических показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Снижение общего количества твердых бытовых отходов будет достигнуто за счет внедрения экономического механизма в этой отрасли. Данным механизмом установлена иерархия (приоритеты) стадий обращения с отходами, ориентированная на максимальное использование исходных сырья и материалов и предотвращение образования отходов. Экономическое стимулирование этой деятельности обеспечивается за счет единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Новая схема направлена на устранение имеющихся недостатков в системе обращения с ТКО, когда отходы попадали на неорганизованные свалки, сбрасывались на ландшафт и т.д. Внедряемая в настоящее время модель обращения с ТКО отвечает требованиям экологически устойчивого развития.

Принцип расширенной ответственности производителя за утилизацию отходов предусматривает альтернативность исполнения обязанности производителя (импортера) по утилизации отходов от использования товаров (продукции) после утраты их потребительских свойств: самостоятельно, путем использования собственных мощностей или договоров на сбор и утилизацию, либо посредством уплаты экологического взноса. Упомянутый механизм формирует экологически устойчивую модель обращения с товарами на всех этапах его жизненного цикла.

Энергоэффективность экономики является важным элементом устойчивого развития. В 2018 году утвержден комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации. Планом предусматриваются мероприятия, направленные на: совершенствование координации и взаимодействия органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; совершенствование информационного обеспечения государственной политики; снижение потребления энергии в бюджетной сфере, государственных компаниях, жилом секторе и регулируемых организациях; снижение потерь энергии при ее передаче; повышение эффективности при производстве энергии; создание условий привлечения финансирования для реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Реализация мероприятий по энергоэффективности в первую очередь направлена на снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в промышленности, жилищно-коммунальном секторе, транспорте, государственных и муниципальных учреждений. Сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов напрямую влияет на сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу, способствуя тем самым улучшению экологической ситуации.