II. Составление, утверждение и ведение плана внутреннего финансового аудита
2.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
2.2. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами внутреннего финансового аудита ФССП России и ее территориальных органов (далее - План). Рекомендуемый образец Плана приведен в приложении N 1 к настоящему Положению.
Внеплановые аудиторские проверки осуществляются на основании решения Директора и руководителей территориальных органов.
2.3. План на очередной финансовый год составляется субъектом аудита и утверждается в ФССП России Директором до 25 декабря текущего календарного года, а в территориальных органах - руководителем территориального органа до 15 декабря текущего календарного года.
Копия утвержденного Плана, а также вносимые в него изменения в течение 5 рабочих дней с даты утверждения размещаются на официальных сайтах ФССП России и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2.4. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указывается тема аудиторской проверки, объект аудита, метод аудита, проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
В Плане ФССП России указываются объекты аудита - структурные подразделения администратора бюджетных средств, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, в случае если субъект внутреннего финансового аудита главного администратора бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый аудит в указанных объектах аудита.
2.5. План на очередной финансовый год доводится до объектов аудита в срок до 30 декабря текущего календарного года.
2.6. На основании мотивированного обращения субъекта аудита в План ФССП России могут быть внесены изменения в соответствии с решением Директора, а в План территориальных органов - руководителем территориального органа. Внесение изменений в План допускается не позднее чем за 14 рабочих дней до начала проведения аудиторской проверки, в отношении которой вносятся такие изменения. Изменения в План ФССП России утверждаются Директором, а в План территориальных органов - руководителем территориального органа.
2.7. Темы аудиторских проверок формулируются субъектами аудита, исходя из следующих направлений аудита:
аудит надежности внутреннего финансового контроля в отношении внутренних бюджетных процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности и (или) в отношении групп операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
аудит качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств (качества финансового менеджмента);
аудит достоверности бюджетной отчетности, включая аудит достоверности индивидуальной бюджетной отчетности, а также соблюдения порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;
аудит соответствия учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
аудит законности выполнения внутренних бюджетных процедур и экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.8. В рамках одной аудиторской проверки могут быть одновременно реализованы несколько направлений аудита.
2.9. Тема аудиторской проверки и проверяемый период определяются руководителем субъекта аудита (ответственным лицом).
2.10. При планировании аудиторских проверок (составлении Плана и (или) программы аудиторской проверки) учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность объектов аудита в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся периодичность выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) результаты оценки бюджетных рисков;
г) степень обеспеченности субъекта аудита трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами;
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.
2.11. В ходе планирования субъект аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита;
в) отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств (качества финансового менеджмента), характеризующих результаты выполнения внутренней бюджетной процедуры;
г) отклонения от целевых значений показателей государственных программ.
2.12. В случае передачи администратором бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита аудиторские проверки проводятся как по месту нахождения администратора бюджетных средств, передавшего полномочия, так и по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита.
Аудиторская проверка проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов.
2.13. Аудиторская проверка проводится должностными лицами субъекта аудита или аудиторской группой, руководство которой осуществляет должностное лицо субъекта аудита.
2.14. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки (далее - Программа), утверждаемой руководителем субъекта аудита. Рекомендуемый образец Программы приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.
2.15. Программа аудиторской проверки содержит:
б) наименование объекта аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
2.16. Программа аудиторской проверки содержит следующие вопросы вне зависимости от направления аудиторской проверки:
а) организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры;
б) применение автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, ввода и вывода информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств;
в) наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры.
2.17. При осуществлении аудиторской проверки посредством аудиторской группы руководитель (ответственное лицо) субъекта аудита распределяет обязанности между членами аудиторской группы.
2.18. Руководитель субъекта аудита не позднее 3 рабочих дней до начала аудиторской проверки утверждает программу аудиторской проверки.
2.19. Решение о проведении аудиторской проверки оформляется приказом Директора (руководителя территориального органа). В приказе указываются наименование объекта аудита, срок проведения аудиторской проверки, должностные лица субъекта аудита, в случае проведения проверки посредством аудиторской группой - руководитель аудиторской группы.
2.20. Аудиторская проверка проводится в соответствии с утвержденной программой аудиторской проверки с применением следующих методов аудита:
а) инспектирование - изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
б) наблюдение - систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запрос - обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждение - ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчет - проверка точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет, произведенный должностным лицом субъекта аудита, осуществляющим аудиторскую проверку;
е) аналитические процедуры - анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
2.21. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств субъект аудита применяет основанный на оценке рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие управленческих решений пользователями бюджетной отчетности.
2.22. Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:
а) осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
б) определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.
2.23. Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:
б) вероятность допущения ошибки.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".
Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как "высокое".
Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как "низкое".
Риск искажения бюджетной отчетности является средним (риск значительного искажения бюджетной отчетности) в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.
К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из двух и более следующих методов аудита: инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.
К показателям бюджетной отчетности со средними (значительными) рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита могут применяться аналитические процедуры и (или) наблюдение, либо аудит таких показателей бюджетной отчетности не проводится.
2.24. По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности.
2.25. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
2.26. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объекта аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.
2.27. При проведении аудиторской проверки руководитель субъекта аудита (ответственное лицо) в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения проверки уведомляет руководителя объекта аудита о проведении аудиторской проверки путем направления уведомления с приложением копий приказа Директора (руководителя территориального органа) о проведении аудиторской проверки, программы проверки, перечня запрашиваемой информации и документов, подлежащих проверке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей