<Информация> Минфина России "Вопросы применения МСФО (IFRS) 17 "Договоры страхования" страховыми организациями"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

ВОПРОСЫ

ПРИМЕНЕНИЯ МСФО (IFRS) 17 "ДОГОВОРЫ СТРАХОВАНИЯ"

СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

МСФО (IFRS) 17 "Договоры страхования" введен в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 125н. Он заменяет МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования". Данный стандарт подлежит обязательному применению в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2021 г. или после этой даты. Допускается досрочное применение МСФО (IFRS) 17, если организация применяет МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" и МСФО (IFRS) 15 "Выручка по договорам с покупателями".

Переход к применению МСФО (IFRS) 17 приведет к существенным изменениям в учете договоров страхования. Такие изменения затронут, в частности, вопросы выделения нестраховых компонентов в договорах страхования, оценки и признания страховой выручки, учета и представления в отчетности обременительных договоров, страховых обязательств, порядка учета договоров исходящего перестрахования.

Для страховых организаций, в первую очередь, страховщиков и негосударственных пенсионных фондов реализация новых требований может быть сопряжена с большим объемом дополнительной работы. Оценка будущих денежных потоков, рисков и ставок дисконтирования в соответствии с МСФО (IFRS) 17 в значительно большей степени основывается на суждениях и является более сложной, чем оценка адекватности признанных обязательств согласно МСФО (IFRS) 4. Переход на МСФО (IFRS) 17 потребует от многих страховщиков и негосударственных пенсионных фондов значительного увеличения объема собираемой информации, улучшения ее качества, разработки новых или усовершенствования имеющихся систем, процессов и средств контроля.

Успешный переход к применению нового стандарта предполагает, в первую очередь, разработку детального плана мероприятий, необходимых для исполнения новых требований. Значение такого плана определяется не только сложностью проекта, но и тем обстоятельством, что для успешного внедрения МСФО (IFRS) 17 потребуется объединение усилий и активное взаимодействие разных подразделений организации, в первую очередь, подразделений, ответственных за финансовую деятельность, актуарные расчеты, ИТ.

Первым этапом в плане мероприятий по переходу на МСФО (IFRS) 17 может быть анализ расхождений и (или) несоответствий между текущей практикой ведения бухгалтерского учета, сбора и анализа информации и новыми требованиями МСФО (IFRS) 17. Цель такого анализа - определение потребностей в доработке существующих моделей, методологии, систем, процедур. Второй этап - разработка моделей, методологии и требований к системам и процедурам, которые обеспечат соответствие МСФО (IFRS) 17. Третий этап - внедрение разработанных моделей, методологии, систем и процедур, а также их тестирование. Для успешного перехода на МСФО (IFRS) 17 в течение определенного времени может быть полезно ведение параллельного учета договоров страхования в соответствии с новыми и старыми требованиями. Такой параллельный учет позволит протестировать новые системы и процедуры до начала их обязательного применения.