А. Реформа налогово - бюджетной сферы
24. В предыдущие годы недостатки бюджетного планирования и системы налогообложения на различных уровнях бюджетной системы приводили к принятию нереальных обязательств в области расходов, нестабильному и неравномерному сбору налогов, несовершенному контролю за использованием бюджетных средств. Комплексная программа предполагает принятие широкомасштабных мер, направленных на преодоление указанных недостатков, в частности продолжение реформы системы налогообложения, рационализацию бюджетных расходов, включая проведение анализа эффективности государственных расходов и ликвидацию расходных обязательств, не обеспеченных бюджетным финансированием.
Приоритетные задачи на 2001 год
25. Приоритетными задачами по реформированию налогово - бюджетной системы являются:
а) принятие главы Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на прибыль;
б) дальнейшее совершенствование положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации;
в) осуществление мер по улучшению налогового администрирования;
г) ликвидация расходных обязательств федерального бюджета, не обеспеченных источниками финансирования;
д) преимущественное направление средств федерального бюджета на решение приоритетных задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;
е) устранение несоответствия между различными уровнями законодательного закрепления расходных обязательств и фактическим осуществлением расходов;
ж) ликвидация кредиторской задолженности федерального бюджета;
з) завершение формирования системы федерального казначейства и создание условий для исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации через систему казначейства;
и) оптимизация списка бюджетных организаций и получателей бюджетных средств;
к) обеспечение информационной открытости бюджетов всех уровней и хода их исполнения.
Налоговая политика и администрирование
26. В 2001 году будет продолжено реформирование налоговой системы. Принятие части второй Налогового кодекса Российской Федерации является важным элементом налоговой реформы, направленным на стимулирование экономического роста. С 1 января 2001 года вступили в действие четыре главы Налогового кодекса, посвященные порядку взимания налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, подоходного налога и единого социального налога. Указанные главы обеспечивают расширение облагаемой базы НДС и ликвидацию ряда необоснованных льгот; переход к взиманию НДС и акцизов на неэнергетические товары и услуги по принципу страны назначения; повышение специфических акцизных ставок; введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов; сокращение взносов на социальное страхование с 39,5 до 35,6 процента от фонда заработной платы. Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусматривает также сокращение налогов с оборота, которые планируется ликвидировать в 2003 году. Правительство Российской Федерации намерено внести в Государственную Думу проект закона о внесении в налоговое законодательство изменений, предусматривающих с 1 января 2003 года исчисление НДС и основных видов акцизов по методу начисления.
27. В первой половине 2001 года Правительство Российской Федерации приложит усилия, направленные на принятие главы Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на прибыль, которая предусматривает принятие к вычету всех обоснованных производственных затрат, перенос убытков на последующий десятилетний период и постепенную ликвидацию различных льгот и освобождений, включая льготу по инвестициям.
28. В 2001 году предполагается принять поправки к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие предоставление налоговым органам право взимать в соответствии с установленным порядком штрафы без обращения в суд (в случае, если налогоплательщик не оспаривает требования налоговых органов об уплате штрафа); ликвидацию возможности преднамеренного направления налогоплательщиками платежей через неплатежеспособные банки и увеличение возможностей налоговых органов в борьбе с уклонением от уплаты налогов при помощи трансфертного ценообразования и других операций, проводимых заинтересованными сторонами.
29. Кроме того, Правительство Российской Федерации осуществит ряд дополнительных мер, направленных на совершенствование налогового администрирования, включая сокращение в 2001 году до 2 месяцев срока возмещения НДС традиционным экспортерам, стимулирование добровольного исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств и повышение эффективности работы налоговых инспекций, в том числе за счет их реорганизации.
Политика в области расходов бюджета и социальных программ
30. Политика Правительства Российской Федерации в области расходов бюджета направлена в первую очередь на выполнение основных функций государства, включая социальную помощь, развитие здравоохранения, образования, поддержание правопорядка, а также на сокращение неэффективных расходов, связанных с предоставлением субсидий предприятиям и другим бюджетополучателям. Правительство Российской Федерации проведет в 2001 году обзоры государственных расходов по регионам и секторам экономики, результаты которых будут использоваться при составлении проектов федерального бюджета на 2002 год и последующие годы.
31. Основной задачей Правительства Российской Федерации в области реформирования системы социального обеспечения является осуществление эффективной защиты наиболее уязвимых слоев населения, включая улучшение пенсионного и социального обеспечения и предоставление равного доступа к основным социальным услугам, в частности, в области образования и здравоохранения. Другая часть социальных услуг должна предоставляться преимущественно на платной основе.
32. Большинство федеральных мандатов, не обеспеченных источниками финансирования, были приостановлены с 1 января 2001 года. В 2001 году Правительство Российской Федерации планирует подготовить решение по отношению к приостановленным федеральным мандатам, не обеспеченным источниками финансирования: отменить соответствующие мандаты либо определить средства для финансирования оставшихся федеральных мандатов, не обеспеченных источниками финансирования, с 1 января 2002 года.
33. В 2001 году Правительство Российской Федерации планирует продолжить повышение размера пенсий, обеспечивая при этом повышение жизненного уровня наименее обеспеченных пенсионеров. В ближайшие годы Правительство Российской Федерации также планирует осуществить общую реформу пенсионной системы, которая будет включать введение индивидуальных накопительных счетов.
34. Проводимая в настоящее время жилищная политика недостаточно эффективна и приводит к значительным затратам средств региональных бюджетов. Помимо широкого спектра реформ, направленных на обеспечение прав собственности и создание надежно функционирующего рынка жилищных услуг, Правительство Российской Федерации намерено строить межбюджетные отношения исходя из того, что субъекты Российской Федерации будут следовать утвержденному федеральному стандарту, предусматривающему поэтапный переход к полному возмещению затрат на оплату жилищно - коммунальных услуг начиная с 2004 года. Одновременно семьям с низким уровнем дохода будут компенсироваться затраты на повышение жилищных и коммунальных тарифов, включая предоставление субсидий для оплаты жилищных и коммунальных услуг.
35. В области промышленной политики Правительство Российской Федерации проанализирует возможности осуществления выплат в связи с сокращением рабочих мест, переподготовкой кадров, оказанием помощи в переселении работающих. В первую очередь это относится к градообразующим предприятиям, расположенным в регионах Крайнего Севера. Правительство Российской Федерации также осуществит меры по повышению гибкости рынка трудовых ресурсов, включая проведение обследования системы предоставления пособий по безработице, и будет стремиться обеспечить принятие к концу 2001 года нового Кодекса законов о труде Российской Федерации, положения которого усовершенствуют систему найма и увольнения.
36. Совершенствование управления и контроля за бюджетными расходами является ключевым элементом стратегии Правительства Российской Федерации в налогово - бюджетной сфере на 2001 год. Правительство Российской Федерации приступило к инвентаризации организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, определяя при этом бюджетные учреждения, по обязательствам которых Правительство Российской Федерации несет субсидиарную ответственность. Финансирование других бюджетополучателей в целях устранения необоснованных требований к бюджету переводится со сметного финансирования на выделение средств для оплаты государственного заказа. Данная инвентаризация будет завершена, а меры в отношении оставшихся бюджетополучателей приняты в рамках подготовки федерального бюджета на 2002 год. До конца 2001 года все счета федеральных бюджетных учреждений по учету доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности будут переведены в органы федерального казначейства.
Правительство Российской Федерации предполагает начиная с 2002 года реорганизовать бюджетные учреждения, осуществляющие по своей сути коммерческую деятельность, в коммерческие организации. Кроме того, расходы бюджетополучателей Министерства обороны Российской Федерации третьего уровня будут осуществляться с конца сентября 2001 года через органы федерального казначейства. До конца 2001 года завершится перевод Министерства обороны Российской Федерации на казначейское обслуживание.
37. Кредиторская задолженность федерального бюджета, признанная по состоянию на 1 января 2000 года, была в основном погашена в 2000 году. В федеральном бюджете на 2001 год предусматриваются уплата непогашенного остатка задолженности и перевод ее части в государственные ценные бумаги в первой половине 2001 года. В целях недопущения образования новой кредиторской задолженности органы федерального казначейства будут начиная с 1 июля 2001 года осуществлять обязательную регистрацию расходных обязательств бюджетных организаций по оплате коммунальных услуг (в настоящее время минимальный порог для регистрации контрактов по коммунальным услугам составляет 20000 рублей).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей