III. Требования к минимуму содержания программы "Хоровое пение"
3.1. Минимум содержания программы "Хоровое пение" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение обучающимся в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
3.2. Результатом освоения программы "Хоровое пение" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знание характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;
- знание музыкальной терминологии;
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;
- умение самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;
- умение создавать художественный образ при исполнении музыкальных произведений;
- навыки чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
- первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыки публичных выступлений;
- знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- знание музыкальной терминологии;
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;
- умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умение создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкальных произведений;
- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложных музыкальных произведений;
- умение исполнять несложные фортепианные партии (аккомпанемент) в камерно-вокальных произведениях;
- навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыки подбора по слуху музыкальных произведений;
- первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыки публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знание основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умение использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на фортепиано;
- умение осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыки восприятия элементов музыкального языка;
- сформированные ладоинтонационные и метроритмические навыки;
- навыки вокального исполнения музыкального текста, сольфеджирования, пения с листа;
- навыки анализа музыкальных произведений;
- навыки записи музыкального текста по слуху;
- первичные навыки и умения по сочинению музыкального текста.
3.3. Результатом освоения программы "Хоровое пение" с дополнительным годом обучения сверх обозначенных в пункте 3.2 настоящих ФГТ предметных областей является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знание основного вокально-хорового репертуара;
- знание начальных теоретических основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
- знание основ дирижерской техники;
- знание основного фортепианного репертуара;
- знание различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
- умение читать с листа на фортепиано несложные хоровые партитуры;
- умение исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- первичные знания в области элементарной теории музыки (основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани, типы изложения музыкального материала);
- умение осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспонирование музыкального материала (в тональности и от звука);
- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкальных произведений;
- наличие первичных навыков по анализу музыкального текста с точки зрения его содержания, формы, жанра, ладогармонических, метроритмических, фактурных, темповых и других элементов музыкального языка;
- навыки сочинения и импровизации музыкального текста;
- навыки восприятия музыки широкого стилистического диапазона.
3.4. Результаты освоения программы "Хоровое пение" по учебным предметам обязательной части должны отражать:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
- знание профессиональной терминологии;
- умение передавать авторский замысел музыкальных произведений с помощью органичного сочетания слова и музыки;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
- воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание профессиональной терминологии;
- воспитание исполнительских качеств;
- навыки слухового контроля, чтения с листа и транспонирования музыкальных произведений разных жанров и форм, несложных хоровых партитур;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкальных произведений;
- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
- знание основного вокально-хорового репертуара;
- умение создать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей хорового коллектива, солиста, разбираться в тематическом материале исполняемых произведений с учетом характера каждой партии;
- наличие первичного практического опыта по разучиванию музыкальных произведений с хоровым коллективом.
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, способствующих творческой деятельности и отражающих наличие у обучающегося художественного вкуса, звуковысотного музыкального слуха, памяти, чувства лада, метроритма, в том числе:
- первичные теоретические знания в области профессиональной музыкальной терминологии;
- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, определять и анализировать аккордовые и интервальные последовательности;
- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
- вокально-интонационные навыки.
- наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных формах и жанрах;
- способность эмоционально воспринимать музыкальные произведения;
- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанных музыкальных произведений, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
3.4.6. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
- навыки по выполнению теоретического анализа музыкальных произведений - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основных стилистических направлений, жанров;
- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
- знание профессиональной музыкальной терминологии;
- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
- умение определять на слух фрагменты изученных музыкальных произведений;
- навыки по восприятию музыкальных произведений, умение выражать понимание и свое отношение к музыкальному материалу, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
3.4.7. Элементарная теория музыки:
- знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, тональность, интервалы, аккорды, диатоника, альтерация, хроматизм, метр, ритм, отклонение, модуляция);
- первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкальных произведений;
- наличие первичных навыков по анализу музыкального текста с точки зрения его содержания, формы, жанра, ладогармонических, метроритмических, фактурных, темповых и других элементов музыкального языка.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей