III. Требования к минимуму содержания программы "Хоровое пение"

III. Требования к минимуму содержания программы

"Хоровое пение"

3.1. Минимум содержания программы "Хоровое пение" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение обучающимся в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы "Хоровое пение" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

- знание характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;

- знание музыкальной терминологии;

- умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;

- умение самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

- умение создавать художественный образ при исполнении музыкальных произведений;

- навыки чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

- первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыки публичных выступлений;

б) инструментального:

- знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знание музыкальной терминологии;

- умение грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;

- умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умение создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкальных произведений;

- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложных музыкальных произведений;

- умение исполнять несложные фортепианные партии (аккомпанемент) в камерно-вокальных произведениях;

- навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыки подбора по слуху музыкальных произведений;

- первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыки публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

- знание музыкальной грамоты;

- знание основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- умение использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на фортепиано;

- умение осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыки восприятия элементов музыкального языка;

- сформированные ладоинтонационные и метроритмические навыки;

- навыки вокального исполнения музыкального текста, сольфеджирования, пения с листа;

- навыки анализа музыкальных произведений;

- навыки записи музыкального текста по слуху;

- первичные навыки и умения по сочинению музыкального текста.

3.3. Результатом освоения программы "Хоровое пение" с дополнительным годом обучения сверх обозначенных в пункте 3.2 настоящих ФГТ предметных областей является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

- знание основного вокально-хорового репертуара;

- знание начальных теоретических основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

- знание основ дирижерской техники;

б) инструментального:

- знание основного фортепианного репертуара;

- знание различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- умение читать с листа на фортепиано несложные хоровые партитуры;

- умение исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

в области теории и истории музыки:

- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

- первичные знания в области элементарной теории музыки (основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани, типы изложения музыкального материала);

- умение осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспонирование музыкального материала (в тональности и от звука);

- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкальных произведений;

- наличие первичных навыков по анализу музыкального текста с точки зрения его содержания, формы, жанра, ладогармонических, метроритмических, фактурных, темповых и других элементов музыкального языка;

- навыки сочинения и импровизации музыкального текста;

- навыки восприятия музыки широкого стилистического диапазона.

3.4. Результаты освоения программы "Хоровое пение" по учебным предметам обязательной части должны отражать:

3.4.1. Хор:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;

- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

- знание профессиональной терминологии;

- умение передавать авторский замысел музыкальных произведений с помощью органичного сочетания слова и музыки;

- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

3.4.2. Фортепиано:

- воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

- знание профессиональной терминологии;

- воспитание исполнительских качеств;

- навыки слухового контроля, чтения с листа и транспонирования музыкальных произведений разных жанров и форм, несложных хоровых партитур;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкальных произведений;

- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

3.4.3. Основы дирижирования:

- знание основного вокально-хорового репертуара;

- умение создать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей хорового коллектива, солиста, разбираться в тематическом материале исполняемых произведений с учетом характера каждой партии;

- наличие первичного практического опыта по разучиванию музыкальных произведений с хоровым коллективом.

3.4.4. Сольфеджио:

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, способствующих творческой деятельности и отражающих наличие у обучающегося художественного вкуса, звуковысотного музыкального слуха, памяти, чувства лада, метроритма, в том числе:

- знания музыкальных стилей;

- первичные теоретические знания в области профессиональной музыкальной терминологии;

- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, определять и анализировать аккордовые и интервальные последовательности;

- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

- вокально-интонационные навыки.

3.4.5. Слушание музыки:

- наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных формах и жанрах;

- способность эмоционально воспринимать музыкальные произведения;

- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанных музыкальных произведений, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

3.4.6. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

- навыки по выполнению теоретического анализа музыкальных произведений - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основных стилистических направлений, жанров;

- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

- знание профессиональной музыкальной терминологии;

- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

- умение определять на слух фрагменты изученных музыкальных произведений;

- навыки по восприятию музыкальных произведений, умение выражать понимание и свое отношение к музыкальному материалу, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

3.4.7. Элементарная теория музыки:

- знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, тональность, интервалы, аккорды, диатоника, альтерация, хроматизм, метр, ритм, отклонение, модуляция);

- первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкальных произведений;

- наличие первичных навыков по анализу музыкального текста с точки зрения его содержания, формы, жанра, ладогармонических, метроритмических, фактурных, темповых и других элементов музыкального языка.